Жизнь после Рафы
Когда в 1977 году «Ливерпуль» завоевал первый в своей истории Кубок европейских чемпионов, в основном составе команды играли сразу четыре уроженца Мерсисайда и еще два находились на скамейке запасных. Годом позже та же команда повторила свой успех.
Триумфальная команда образца 2005 года под руководством Рафаэля Бенитеса насчитывала в своем составе лишь двух воспитанников команды.
Недостаток собственных воспитанников в первой команде стал проблемой для всех клубов премьер-лиги и «Ливерпуль» не исключение. Болельщики «красных» всерьез стали размышлять о проблемах команды и задумались: а есть ли будущее у команды без мерсисайдцев?
Джеррард и Каррагер – последние выпускники местной академии, которые удачно зарекомендовали себя в играх за первую команду. Был еще Стивен Уорнок, недолго поигравший в основном составе в середине 2000-ых.
Отсутствие собственных воспитанников – давняя загадка среди болельщиков клуба, прославившегося не только числом завоеванных трофеев, но и славной репутацией одного из лучших клубов в плане работы с молодыми игроками. За последние пять лет молодежная команда «Ливерпуля» трижды играла в финале Молодежного Кубка Англии и дважды его завоевывала. Но, несмотря на впечатляющую статистику, первая команда еще ни разу не пожинала плоды столь успешной работы академии.
Нет никаких сомнений в природном таланте выпускников академии «Киркби», выпустившая из своих стен ныне представителей различных команд Чемпионшипа: Пола Андерсона из «Ноттингем Форест», Джека Хоббса из «Лестер Сити» или Адама Хэммила из «Барнсли». Впечатляющая игра этих игроков в текущем сезоне уже привлекла внимание многих больших клубов, подтверждая тезис, что жизнь после «Ливерпуля» вполне может быть успешным опытом. Во времена правления Рафаэля Бенитеса доказать свою ценность на «Энфилде» почти не представлялось возможным.
Обычно следующим шагом для молодого выпускника академии по карьерной лестнице становилась игра за резервную команду, но политика Бенитеса, направленная на привлечение в резервную команду огромного количества молодых игроков из-за рубежа, привела к уходу большинства перспективных игроков триумфальной команды на молодежном уровне. Однако, как только испанец покинул команду минувшим летом, дела потихоньку начали меняться. Будущее для молодых игроков «Ливерпуля» стало гораздо ярче, чем казалось ранее.
Знаковым событием, подтверждающим революционные изменения в клубе, стала последняя игра резервистов против «Эвертона». В составе «Ливерпуля» вышло восемь молодых англичан, в том числе четыре уроженца одноименного города – Майкл Робертс, Джон Флэнаган, Стивен Ирвин и Конор Коди. Для примера в прошлом сезоне англичан насчитывалось не больше четырех.
Легендарный в прошлом игрок «Ливерпуля» и уроженец мерсисайда Дэвид Фэйрклаф, работающий сейчас в роли эксперта на официальном клубном телеканале, понимает страхи болельщиков, связанные с отсутствием новых местных героев трибун, но заявляет, что ситуации постепенно улучшается.
«Отсутствие доморощенных ливерпульских игроков в первой команде вызывает разочарование, – сказал Фэйрклаф в интервью ESPN Soccernet. – Если вы родом из Ливерпуля, то вам свойственны мысли: «Нам нужно больше ливерпульцев в команде. Мы хотим видеть больше своих ребят». Кто-то может упрекнуть за это, заявив, что футбол – мировая игра, и он изменился, но я все еще думаю, что есть в нашем характере что-то такое, что заставляет нас хотеть видеть наших местных ребят, будь то здесь или в Ньюкасле, ведомом воспитанником Энди Кэроллом. Если когда-нибудь нам вновь удастся воспитать звезду уровня Робби Фаулера или Стивена Джеррарда, то наши болельщики будут на седьмом небе от счастья».
«Не думаю, что в последние десять лет клуб выработал четкую концепцию поведения в отношении молодых игроков. Очень обидно, что программа академии не работает в сочетании с менеджментом первой команды. Я знаю, насколько расстроен сложившейся ситуацией Стив Хайвей (бывший партнер Фэйрклафа по играм за «Ливерпуль» и глава академии с 1989 по 2007 годы), потому что в последние годы клуб успешно выступал в молодежном кубке, но молодые игроки не поощрялись должным образом за проделанную работу».
«Адам Хэмилл – классический тому пример. Он выиграл Молодежный Кубок Англии в 2006 году, но был отпущен из клуба в прошлом году, ни разу так и не сыграв за первую команду. Сейчас он в «Барнсли» и неплохо проявляет себя там. Он всегда обладал талантом от природы, но Бенитес решил отпустить его. Он только один пример упущенного талантливого игрока, который сразу приходит на ум. Есть и другие, которые хотят заявить о себе. Быть может, в эру Роя Ходжсона у них появится немного больше шансов попасть в первую команду».
«Наша трансферная политика в отношении резервной команды под руководством Бенитеса была абсолютно чокнутой. Вся резервная команда была набита иностранными игроками. Вы можете взглянуть на резервную команду «Ливерпуля» прошлого года и насчитать 9-10 иностранных ребят, которые за миллион лет ничего путного не привнесут в «Ливерпуль», а такие ребята как Натан Экклстоун не могут даже сыграть матч за резерв, потому что иностранцы имеют особые привилегии».
Получив полную свободу действий над резервной командой, Рой Ходжсон первым делом летом принялся проводить радикальные изменения в тренерском составе. Новый тренер резервной команды Джон Макмэхон начал проводит планомерную работу, которую Фэйрклаф описывает не иначе как «сортировка зерна от плевел». Лучшие легионеры из резерва были отправлены по арендам в различные клубы (Даниэль Айяла, Питер Гулачи, Виктор Палссон) тогда как другим было указано на дверь (Лаури Далла Валле, Дамьен Плесси, Винсент Уэйл, Набиль Эль-Жар, Кристиан Немет).
«Джон Макмэхон заслуживает уважения за произошедшие изменения. Он работал под строгим руководством Бенитеса и всегда выполнял его поручения, но пришел Рой и наделил его полномочиями руководства и заботы о резервистах. Джон предложил собственные рекомендации о том, кто должен остаться в команде, и кто должен ее покинуть, поэтому не удивительно, что так много игроков, не имевших надежд на попадание в основную команду, были отчислены из клуба. В нынешнем виде резервная команда имеет костяк, состоящий из английских игроков. Определенно точно это шаг в правильном направлении».
«Немного обнадеживает, что многие молодые игроки были привлечены к предсезонным играм. Безусловно, не стоит думать, что каждую неделю шесть молодых ребят будут привлекаться к играм, и тем более не стоит ожидать от них чего-то выдающегося. Но я думаю, что есть несколько ребят, которые могут стать полноценными членами первой команды. Не знаю, шла ли инициатива принятых решений лично от Роя, но в последние годы в резерве числилось слишком много иностранного невостребованного молодняка, который, к счастью, в настоящее время отсортирован».
Подведение к играм первой команды текущего сезона Натана Экклстоуна, Джонджо Шели, Джея Спиринга и Мартина Келли является позитивной тенденцией развития молодых игроков. Особенно рады болельщики видеть в числе преуспевающих уроженцев Ливерпуля – Спиринга и Келли, но Фэйрклаф, отмечая заслуги английских игроков, признает, что двое из числа самых одаренных игроков академии являются продуктом испанского футбола. Речь идет о нападающем Дани Пачеко и полузащитнике Сусо.
«Я видел своими глазами всю ливерпульскую карьеру Дани и могу сказать, что он очень одаренный юноша. В прошлом году он играл эпизодически, но произвел большое впечатление на болельщиков «Ливерпуля», и они ждут от него немного большего. Признаться честно, в этом году ему не очень везет, потому что в обоих матчах против «Нортхэмптона» и «Стяуа» он играл справа и выглядел словно рыба, которую вытащили из воды. Все же его основная позиция под нападающим, где он играл этим летом в матчах за сборную Испании на чемпионате Европы среди команд до 19 лет».
«В команде также появился еще один молодой игрок Сусо, играющий на аналогичной с Пачеко позиции. Он перешел из «Кадиса» и своей игрой очень напоминает классическую европейскую «десятку» на поле, настоящего плеймейкера. Ему всего лишь 16 с половиной, но он удивительный и очень перспективный талант».
Хотя изменения, привнесенные Ходжсоном и Макмэхоном, заслуживают всяческого уважения, футбол как бизнес-модель, прежде всего, базируется на результатах. До тех пор, пока игра молодых ребят существенным образом не будет сказываться на успешности тяжелого нынешнего сезона для команды, пройдет еще немало времени, прежде чем болельщики начнут мечтать об очередном завоеванном кубке Лиги чемпионов над головами собственных воспитанников – Спиринга и Келли.
Источник: soccernet.espn.go.com; Mark Lomas
«Повторив успех год спустя, картина не изменилась.» - Проезжая мимо станции, у меня улетела шляпа. (с)
Фактически нет доморощеных игроков не только в Ливерпуле после Карры и Стиви. В Челси нет после Терри, в Арсенале - после Коула (Уилшер - может выстрелит), да и в МЮ тоже после золотого поколения.
познавательно)
дерьмовый игрок - есть дерьмовый игрок, независимо от национальности. Но если есть уже своих таких целая академия, то зачем покупать иностранцев, которые принципиально не лучше? Вот о чем речь, а не о второсортности иностранных молодых игроков или привлечении Далглиша, или какой-нибудь чуши, что никто из отправленных из клуба не заиграл пока особо ярко, чтобы о нем жалеть.
Этот же месседж можно применить к селекции Бенитеса в отношении главной команды.
При всем уважении к игрокам, которые за это время покинули команду, стоит отметить, что почему-то никто их них до сих пор на высоком уровне не заиграл. Если бы они были действительно перспективными, наверняка, это бы уже случилось. Триумф на уровне молодежной команды далеко не гарантирует звездную карьеру в будущем. Игроки, порой, оказываются не готовы физически или психологически к нагрузкам первой команды. Политика Бенитеса была направлена не на привлечение игроков из-за рубежа, а на привлечение талантливых игроков! И совершенно неважно, какой национальности были эти игроки (в отличие от Роя, например, который уже откровенно отдает предпочтение англичанам). Именно при Рафе к первому составу начали привлекаться Спиринг, Дарби, Келли и Экклстон. Именно Рафа привел в Ливерпуль Родолфо Боррелла, который до этого работал в Академии Барсы; по его словам, когда он пришел к нам Академия находилась в ужасном состоянии, потому Рафа и пригласил его в надежде изменить ситуацию. Опять же упомянутый Шелви - игрок, покупка которого была запланирована при Бенитесе. Сусо, Пачеко, Айяла, Инсуа (молодой и перспективный, однако по непонятным причинам, отправленный в аренду, лишь для того, чтобы на его позиции теперь играл мягко говоря не молодой, и далеко не очень талантливый Кончески) пришли в клуб при Бенитесе. Простите, но то, что Рафа не привлекал молодых игроков и не думал об их развитии - это один из мифов о Рафе, существующих и активно продвигаемых в СМИ.