У «Барселоны» беда с трансферами. Кто виноват?
Станислав Рынкевич объясняет.
Новость о приобретении «Барселоной» Дембеле за 105 миллионов евро была воспринята ее болельщиками с облегчением. Первая хорошая новость за лето. От предыдущих становилось не по себе: Семеду за 30, Паулиньо, которому скоро будет за 30, стоил 40, и Деулофеу с Марлоном. И все это в качестве обезболивающего после удаления Неймара из организма.
Подумать только, несколько лет назад спортивный директор «Барсы» Андони Субисаррета был уволен за то, что потратил 45 миллионов евро на Матье, Вермалена и Дугласа. По нынешнем меркам святой был человек! Так кто же сменил его в должности человека, который должен заниматься укреплением каталонского клуба?
Кто такой Роберто Фернандес и откуда он взялся?
Обладатель не самого запоминающегося имени – фигура в испанском футболе далеко не последняя. Знаковый персонаж для «Вильярреала» и «Валенсии», он провел более 150 матчей за «Барселону» аккурат до начала триумфальной эпохи тренера Йохана Кройффа. 700 официальных матчей в чемпионате, поездки со сборной на два крупных турнира – резюме, которому многие бы позавидовали.
С тренерской карьерой не задалось как-то сразу и окончательно. Дубль «Валенсии» под руководством Роберто отправился на дивизион ниже, та же судьба постигла «Кордобу», а в клубах меньших масштабов специалиста просто отправляли в отставку до того, как случится неминуемое. За пять лет стало понятно, что выигрывать матчи Роберто теперь может только в кресле своего кабинета.
В «Барселоне» при решении любых кадровых вопросов принято в первую очередь вспоминать о тех, кто когда-либо проводил за первую команду больше сотни матчей. Клубное мышление в категориях «свой – чужой» когда-то сыграло в пользу назначения Гвардиолы и Лучо на тренерский пост, а Бегиристайна и Субисарреты – на должность спортивных директоров. У Роберто партбилет тоже имелся, пусть и пришлось стряхивать с него пыль.
В структуру клуба Роберто Фернандес был введен президентом Жозепом Бартомеу летом 2015-го, но не на роль спортивного директора. После увольнения Субисарреты такой должности в «Барселоне» нет. Фернандес был назначен техническим секретарем первой футбольной команды.
Вообще, если вы не совсем в теме и захотите узнать, кто в «Барсе» отвечает за трансферы, то вас ждет пятиминутка растерянности. Технический секретарь? Но есть же директор по футбольным вопросам Альберт Солер. А генеральный менеджер по футбольным вопросам Хосеп Сегура чем занимается? А вице-президент и директор по спортивной части Жорди Местре? Директор в области спорта в скобочках футбол Хавьер Бордас?
Непонятных персонажей что в каком-нибудь псевдоисторическом фэнтези-сериале, но непонятно, про кого создавать гневный хэштег в твиттере. Именно поэтому бунтуют болельщики чаще всего против главы всего этого кадрового баобаба: #bartomeuveteya. Так проще. И по адресу.
Приход Роберто в клуб не вызвал ажиотажа – на фоне бушевавшего тогда «трансферного бана» было все равно, кто занимается неподписанием новичков. И первое полноценное трансферное лето новой команды тоже было воспринято скорее позитивно. Курс на омоложение за нормальные деньги: 120 миллионов за Умтити, Алькасера, Гомеша, Диня, Силессена и Дениса Суареса.
Половина из этой суммы ушла «Валенсии» за Гомеша и Алькасера. Первые робкие вопросы. Прекрасно, что Роберто сохранил хорошие связи с прежним клубом, но неужели остро нуждающийся в кэше Питер Лим не мог скинуть пятерку-другую? Не оттого ли Роберто отмел в сторону другие варианты усиления центра полузащиты и взял Гомеша, что когда-то и сам 23-летним центрхавом переехал с «Местальи» на «Камп Ноу»?
После затяжного скаутинга на бразильском рынке Роберто заплатил 30 миллионов за Пако и позже оправдывался: «Мы выбрали Алькасера, у которого уже есть опыт игры в Ла Лиге, поэтому его адаптация пойдет гораздо быстрее. Я уже говорил, что очень немногие игроки из Южной Америки могут сейчас перейти в топ-клуб и засверкать сразу. Наверное, можно было бы найти такого игрока и в Бразилии сейчас, но деньги были бы сопоставимы с трансферной суммой Алькасера».
Но если судить из 2017-го, то все это были придирки. Свое первое полноценное трансферное окно технический секретарь отработал как минимум удовлетворительно.
Почему этим летом происходит такой кошмар?
Потеря Неймара стала катализатором очень многих процессов как на общем трансферном рынке, так и внутри «Барселоны». Нет смысла искать ответ на вопрос, почему сумма отступных за бразильца равнялась «всего лишь» 200 миллионам евро с небольшим. У остальных лидеров команды плюс-минус те же суммы, своим финансовым взмахом «ПСЖ» перевернул игру, и ни один клуб планеты не был к этому готов.
Другое дело, что Неймара в Париж везли не в багажном отделении под дулом пистолета. С руководства «Барселоны» можно спрашивать за то, что нападающий, которого обзывали «светлым будущим клуба», не чувствовал себя в Каталонии абсолютно счастливым. Все сдували пылинки с Месси и не уследили за другими любителями всеобщего внимания. Это не зона ответственности Роберто. Но чья? Будем опять перелистывать разнообразные директорские должности?
Суперклуб, потерявший «неприкасаемую» звезду, похож на раненого. Зияет глубокая рана, фонтаном хлещет кровь и слезы из соцсетей. Рецепт исцеления всегда один: потеряв, надо приобрести. Так поступал президент Жоан Гаспар, когда «Мадрид» выкупил Луиша Фигу за всю сумму отступных. Тоже пролетел голодной вороной над трансферным рынком, забрав все, что блестит, не особо задумываясь о ценниках.
Все знают, что обезнеймаренная «Барселона» стала богаче на 200 миллионов евро и при этом время работает против нее. Об этом знают в Германии, Англии, Португалии и даже Китае. Пребывающие в отчаянии люди менее склонны торговаться. Особенно если сама система переговоров сложна и запутанна.
Как выглядел процесс переговоров раньше? Бегиристайн или Субисаррета, обладая полной свободой решений вылетали на предметный разговор с представителями другого клуба. В любой момент они могли связаться с тренером Райкардом или Гвардиолой, которые также обладали полной свободой менеджерских решений. И президент, который все это заверял. Минимум посредников, максимум эффективности.
Как это выглядит сегодня? Роберто Фернандес вынужден советоваться со всеми теми людьми, которые перечислены выше. Причем спортивный руководитель футбольной секции Хосеп Сегура был назначен буквально этим летом. Для укрепления, так сказать, структуры. И тренер Эрнесто Вальверде тоже далеко не так самостоятелен в своих решениях, как его предшественники, ведь функционеры звонят ему уже после того, как их звонки сбросил Лео Месси.
Эмиграция из Ла Масии
Самый успешный период в истории «Барселоны» был напрямую связан с количеством собственных воспитанников в основном составе команды. Гвардиола на практике воплощал заветы Йохана Кройффа, а руководство клуба не только на словах, но и на деле благоволило развитию местных талантов.
Существует две основных точки зрения на вопрос, почему перестал работать чудо-конвейер Ла Масии. Одни говорят, что новое руководство все загубило само. Другие считают, что просто уродилось одно гениальное поколение, а на поток такое поставить невозможно. Как и всегда в конце таких абзацев, истину ищут посередине.
Скорее всего, Иньеста и Хави были более одаренными, чем их последователи Серхи Сампер, Халилович и многие другие. Но для Пуйоля, Бускетса и Педро никто не создавал фан-сайтов, когда те были еще подростками. Первая серия их появлений в основном составе команды вызывала вопросы. И только постоянная игровая практика помогла развить их потенциал на максимум.
Сегодняшние выпускники Ла Масии лишены возможности так часто практиковаться на элитном уровне по многим причинам. Главным образом, из-за того, что изменилось место «Барселоны» в европейском футболе. В 2008 году никто не рассматривал «Барсу» в качестве одного из фаворитов на победу в Лиге чемпионов, сегодня обстоятельства требуют от команды сражаться за все трофеи каждый сезон. Давление на руководство и тренера несоизмеримо выше. Нужно обладать серьезной выдержкой и кредитом доверия, чтобы пожертвовать сегодняшним результатом ради завтрашнего.
В последнем сезоне Луиса Энрике игроки «Барсы Б» провели на поле всего 526 минут на всех, это худший показатель за последние 22 года. В дебютный сезон Лучо отдал им в три раза больше игрового времени, а при Гвардиоле показатель был и вовсе заоблачным – 4543 минуты. Времена, когда «Барселона» могла себе позволить быть немножечко «Аяксом», безвозвратно ушли. Сегодня она плавает в общем бассейне суперклубов, в котором любое промедление грозит отставкой для всех причастных.
Все совсем плохо?
Трансферы игроков по завышенным ценам – плохой бизнес, но необязательно плохой футбол. Практика показывает, что болельщикам очень быстро надоест вспоминать, сколько стоил Паулиньо, если он реабилитирует полузащиту «Барселоны». Как только закроется трансферный рынок, восприятие ситуации в каталонском клубе перестанет быть зоной ответственности Роберто Фернандеса и всех его вышестоящих начальников и станет зоной ответственности тренера Вальверде.
Но для того, чтобы искоренить причины сложившейся ситуации, нужна новая команда управленцев, которая изменит неэффективную модель управления и кадровую структуру. Собственно, именно этим когда-то занимался и сам Бартомеу, подчищавший ржавчину за Роселем, а тот за Лапортой, а тот за Нуньесом.
Если цинично воспринимать действительность, то о полноценном возрождении Ла Масии говорить не приходится, для этого клуб должен выпасть из ежедневной гонки за трофеями в условиях повышенного давления. Но болельщики вправе требовать вернуться к заветам Кройффа и восстановить базовые вещи: взаимосвязь между детским, юношеским и профессиональным отделами футбола в «Барселоне», вернуть «Барсу Ц» и перестать покупать легионеров средней руки, ликвидирующих игровое время собственных воспитанников сопоставимого уровня.
Над сюрреалистичным полотном «трансферное окно «Барселоны»-2017» потрудилось много художников. Но заказчик один – тот, кто платит им зарплату.
Фото: Global Look Press/Daisuke Nakashima/AFLO, Panoramic/ZUMAPRESS.com, Joan Valls/ZUMAPRESS.com; REUTERS/Str Old, Albert Gea; Gettyimages.ru/Jasper Juinen, Gonzalo Arroyo Moreno, David Ramos; fcbarcelona.com
Паулиньо, при отказе от Сери - без комментариев.
Но Коутиньо за 160, про которые все сейчас пишут - это развод века. И гвоздь в крышку гроба этого окна.
Платежку не разгрузили.
За игроков раза в 2 переплатили из-за того, что оформляли трансферы после продажи Неймара
Переплатили за рискованные активы.
Образец бездарнейшего трансферного окна.
Да прямо там. Команда, которая всего за два года до того выиграла титул, в составе уже нет токсичных Роналдиньо и Деко, зато есть гениальный Месси и свежеиспечённые чемпионы Европы Пуйоль, Хави, Иньеста плюс убойные Это’О и Анри. Уж не самым-самым, но одним из фаворитов сезона та команда точно была.
ну как бэ парниша и так имел вторую з/п в команде, клуб зачастую шел на поблажки типа поездок на ДР сестры в разгар сезона или участия в ОИ вместо матчей за суперкубок и первых туров Примеры, а Унсуэ, попытавшегося разок прессануть джуниора, сослали тренить Сельту, хотя тот, вроде как, серьезно претендовал на место, занимаемое сейчас Муравьем.
Полностью согласен с We_II по вопросу трансфера Коутиньо. Умный и креативный игрок в полузащите лишним точно не будет. Особенно на фоне Гомеша. Но не за такой же ценник. Это при том, что можно попробовать приобрести, например, Хуана Мату. Стоимость такого трансфера точно не будет велика, а о том, кто будет полезнее для Барселоны именно сейчас, Коутиньо или Мата, можно рассуждать почти бесконечно.