1 мин.

Миодраг Божович: «В России тренер – Бог»

В концовке сезона главному тренеру «Динамо», известному юмористу, было не до шуток: одна победа в пяти финишных турах, давление прессы, слухи об отставке. Поэтому на эфире Мария Командная и Катерина Кирильчева отрабатывали, в основном, серьезные темы. Кто строит козни вокруг «бело-голубых»? Зачем «Динамо» сразу три габаритных форварда? Почему в мужском коллективе не обойтись без конфликтов? Обо всем об этом и ничегошеньки о женщинах и сексуальном футболе – в первой части интервью с Миодрагом Божовичем. Но ведь ещё не вечер, так?

МК: Катюш, перед эфиром я предупредила Миодрага, как называется наше шоу. И знала бы ты, как он обрадовался!

КК: А как обрадовались мы, что наконец-то свершилось: главный гость, о котором мы только могли мечтать, вот он – у нас на эфире! Вопрос, который мы с Машей обсуждали весь сезон: есть Руд Гуллит, который, кстати, тоже был у нас в гостях, – он пытался привить сексуальный футбол в «Ньюкасле». Вы, Миодраг, пытаетесь что-то похожее привить российскому чемпионату. Расскажите немного об это?

МК: Все эти Ваши сексуальные шуточки на тренировках. Все игроки, с которыми Вы работали в разных клубах, признавались нам, что такого тренера как вы никогда не встречали.

– Очень приятно это слышать. А почему никогда не встречали?

МК: Они говорят, что такой атмосферы на тренировках у них никогда не было.

– Это хорошо. Я думаю, в «Москве» была очень хорошая атмосфера. Про «Динамо» не могу сказать, потому что там всем было не до шуток, задача была очень серьезная. Думаю, мы с этой задачей не справились, но я все равно пытался сделать такую атмосферу, чтобы ребята работали с удовольствием. И, думаю, так оно и было.

КК: Какая задача ставилась перед «Динамо» в начале сезона, еще при Кобелеве? Попадание в еврокубки?

МК: По-моему, в тройку?

– Первая задача была попасть в тройку, потом – в пятерку.

МК: Миодраг, почему Вы говорите о «Динамо» в прошедшем времени?

– Почему? Нет. Я говорю в прошедшем времени, потому что сезон уже закончился.

КК: Наш добрый знакомый Мартин Якубко, который, если наши читатели не в курсе, именно Вам обязан приглашением в «Динамо», рассказал нам, что, по сравнению с той же «Москвой», атмосфера в «Динамо» совершенно другая. Он объяснил это тем, что коллективу не хватает сплоченности, отсюда и результаты на поле. В чем Вы видите причину – в том, что «звезды» тянут одеяло на себя или есть нечто, что мешает коллективу объединиться в одно целое?

– Я считаю, что было много новых игроков, они пришли слева, справа.

МК: Слева, справа – это почти как мы сейчас (смеется).

– Трудно было сразу строить атмосферу, добиваться хороших результатов. Может быть, в этом причина… Но думаю, в самом конце сезона обстановка улучшилась.

КК: И все же, прав наш друг Мартин?

– Завтра я ему все скажу (смеется). Может быть, в «Динамо» все слишком хорошо, поэтому и что-то не так. Еще раз подчеркну, что многие игроки, которые сейчас в «Динамо», пришли в этом году, по ходу сезона, и, понимаете, невозможно так быстро стать товарищами. Хочу еще сказать, что если был бы хороший результат, он бы тоже объединил ребят, и атмосфера была бы даже лучше.

МК: Миодраг, насколько тяжелее совладать с высокооплачиваемым футболистами в московском топ-клубе или в тех же «ФК Москва», «Амкаре»? Появляется в игроках какая-то спесь или надменность?

– Я не знаю, я нормально работаю с любым игроком. Когда я смотрю на футболиста на тренировках, я не думаю о том, какая у него зарплата. Я вообще не вспоминаю о зарплатах, потому что нельзя об этом думать. Профессиональные футболисты должны делать свою работу, и неважно, сколько они зарабатывают.

МК: Мне кажется, важно ещё и то, что предсезонку проводила фактически другая команда – другой тренер, другие игроки.

– Той командой, которая заканчивала сезон, мы играли только 12 туров. Все эксперты, которые меня критиковали, говорили: «Вот, у него такая команда, а он…». Послушайте, но эта команда играла всего 12 туров. Кевин Кураньи играл 12 туров, Дуймович – 11. Все новые футболисты не были между собой знакомы. Когда я только начинал работу, в клубе вообще не было нападающего. Ведь Воронин больше игрок другого плана, он больше хочет отдать последнюю передачу, он не из тех, кто любит бывать в штрафной.

КК: Оттянутый форвард.

– Оттянутый, да. Он не будет сидеть в штрафной и ждать своего момента. А Кевин Кураньи наоборот хитрит в штрафной, трудно уловить – он в положении игры или нет, но когда выпадает момент, он всегда забивает.

КК: Вы правильно подметили, что на момент нашего разговор эта команда существовала всего 12 туров. Я сейчас пытаюсь посчитать, за это время было всего где-то три поражения, да? Это, в принципе, является подтверждением Вашим словам. При этом ни одной победной серии! Я знаю, что и в штабе «Динамо» все время сетовали именно на отсутствие победных серий.

– Мы очень плохо играли на выезде. Мы выиграли только одну игру со мной, мы обыграли «Амкар» на выезде, а во всех остальных играх были поражения.

КК: Но «Амкар» Вам грех не обыграть!

МК: Такая интрига! Но все же давайте немного о другом. Мне иногда кажется, что «Динамо» – очень уж какая-то невезучая команда. Вспомним те же мячи, пропущенные в концовках. Создавалось впечатление, что в какой-то момент на 80-й минуте игроки уже настолько уверены в победе, что наказание неминуемо.

– Не думаю. Бывали очень неудачные голы, но бывало, что и мы очень удачно забивали. Я думаю, в футболе все это сравнивается, 50 на 50. У нас были неудачные игры, о которых Вы говорите, но я не могу сказать, что у нас невезучая команда.

КК: Мы сейчас в какой-то степени подводим итоги сезона. Миодраг, вы сейчас можете вспомнить самый неудачный пропущенный гол, в игре с какой командой он случился? Может, его автора вспомните?

– Самый неудачный гол? Когда Колодин забил с «Крыльями».

– А самый удачный, думаю, гол Самедова в игре с «Тереком». Саша хотел подавать штрафной, но попал в ворота.

– И ещё его гол «Ростову».

 

МК: Катюш, Миодраг пришел на шоу «Чего хотят женщины», и он, наверняка, не может поверить, что женщины хотят говорить о футболе. Я хочу задать еще буквально пару футбольных вопросов и все, сегодня больше ни слова о футболе! Мне кажется, вам это несвойственно, но, тем не менее, в середине сезона в прессе то и дело появлялись Ваши интервью, в которых Вы говорили, что «нас судят не так, как бы нам хотелось». У Вас остались какие-то претензии по судейству?

– Нет. Не знаю, в какой прессе это было?

МК: Я не помню.

КК: Ну-ка, быстро рассказала, в какой прессе это было, сейчас туда позвоним (смеется)!

– Нет-нет, я никогда такое не говорю. У меня могут быть претензии к судьям во время игры, но там другое состояние, там все на эмоциях. Может, иногда покрикиваю что-то. Но со скамейки все это выглядит совсем по-другому. Я иногда бываю очень обижен после игры, мы смотрим запись, я думаю, может, там была ошибка судьи, но там оказывается все верно. И тысячу раз я говорил себе: «Давай о судействе ничего не говорить». Арбитрам вообще очень трудно судить, потому что они принимают решение в доли секунды, и, если честно, они могут ошибаться, как и любой человек. Я часто смотрю повторы, но иногда и после них не могу сказать, было там что-то или нет.

МК: Знаете, главная мысль, которую я вынесла из Ваших интервью, – всю вину от того, что «Динамо» в этом году не показал ту игру, которую от него ждали. Вы, как мне кажется, готовы взвалить все только на свои плечи. Это черта характера?

– Нет. Когда у команды все складывается не очень хорошо, в этом есть вина разных людей, но тренерская вина всегда самая большая. Так что, все равно тренер должен быть честным и признаться, что его вина самая большая.

КК: Если в каких-то эпизодах, матчах очевидна вина Ваших футболистов, то Вы их никогда не назовете, так?

– Да.

КК: Это какая-то тренерская этика?

– Я могу поговорить с футболистом с глазу на глаз, сказать ему все, что думаю по этому поводу, но в Вашем эфире я такого не скажу никогда (смеется).

КК: А мы так ждали (смеется)!

– И, кстати, не только в вашем.

КК: Хорошо. Мне крайне сложно почувствовать себя в Вашей шкуре, как поется у Depeche Mode: «try walking in my shoes». Кстати, знаете Depeche Mode?

– Да-да, слышал, конечно.

КК: О музыке мы чуть позже поговорим. Сложно почувствовать, но я попытаюсь. Вопрос в следующем: я неоднократно была на матчах «Динамо» на арене «Химки», также наблюдала за Вами в прошлом сезоне на матчах «ФК Москва». И знаете, в этом сезоне меня не покидало ощущение того, что непростая для Вас ситуация с «бело-голубыми» отразилась буквально на внешнем виде. Потому что в прошлом сезоне Вы, простите, смотрелись как король, граф, а в этом – Ваши пропускают, и на Вас уже лица нет. Чего-то не хватало от того Миодрага, который был в сезоне 2009. Насколько Вы психологически тяжело все это пережили?

– Когда я работал в «Москве», на меня там не было никакого давления.

КК: Со стороны кого – руководства, болельщиков, прессы?

– Вообще, со своей стороны у меня давления не было. Потому что я уже сделал хороший результат с «Амкаром», в «Москве» тоже хорошо шли результаты, и все получалось. У нас в «Москве» была серия из 13 игр без поражений. Поэтому с чего у меня должно было быть плохое настроение?! А здесь, я приехал, и у меня было очень большое желание сделать результат, поэтому когда вообще не получалось, для меня это было очень плохо.

КК: «Динамо» получается, финишировало на седьмом месте. С «Амкаром» Вы были чуть ли не на третьей-четвертой позиции?

– Четвертая была.

КК: Обошли «Зенит», «Локомотив», «Спартак». С «Москвой» Вы были шестыми в 2009-м году, до последнего боролись за еврокубки. И сейчас Вы не сдержали марку, да еще и с традиционно топовым клубом. Итоговая седьмая строчка – это как оплеуха для вашего эго? Миодраг, как Вы находите в себе силы не падать духом?

– Зачем падать духом? Надо работать. Только одна вещь, которую надо делать – это работать и работать, и все.

МК: Мне кажется, то, что вы к нам сегодня пришли в черном, это тоже немного отражение того, что происходит в вашей душе.

– Нет. Я думаю, что в жизни только два цвета – черный и белый (смеется).

МК: Правильно. Как говорит Йоши Ямамото: «мы носим только черный, белый и серый цвет, и всегда выглядим стильно».

КК: Миодраг, успокойте нас тем, что у Вас все нормально. И все эти слухи, в частности – предложения от «Црвены Звезды», лишь дым без огня. На следующий год вы будете работать в России?

– «Динамо» – большой клуб в России, и вокруг таких больших клубов всегда ходят слухи. Это нормально. Думаю, много специалистов хотели бы работать в «Динамо». Я не обращаю внимание на слухи, потому что в этом сезоне, я думаю, никто кроме Спалетти не был уверен в том, что останется до конца. У тренера такая работа, в любой момент он должен быть готов к увольнению. Иногда тренеров увольняют даже после хороших результатов. Это давило на меня, но я старался много об этом не думать, я просто работал. А так, я понимаю, что в «Динамо» сменилось много тренеров. Если быть точным, до настоящего момента 13 специалистов работало с командой. Так что люди, которые руководят этим клубом, любят быстро менять тренеров. Но я думаю, они меня не поменяют, и в следующем году я буду работать в «Динамо».

КК: Есть гарантии?

– Гарантии никто не может дать, это такая работа.

МК: Многие наши друзья, футбольные специалисты, говорят, что руководство «Динамо» допустит огромную ошибку, если решит расстаться с Вами, потому что Вам нужно дать подготовить команду от начала до конца. У вас уже сформировался план подготовки? Дай Бог, вы остаетесь, что нужно поменять в команде, чтобы в следующем году «Динамо» находилось уже не на седьмом месте, а на первом, втором, на крайняк – на третьем?

– Нам на 100% нужно покупать еще одного-двух футболистов – уровня, скажем так, Кураньи – хорошего игрока. Что касается планов, мы уже нормально поработали на последнем отрезке чемпионата, и было видно, что команда прогрессировала. Так что, я думаю, все наладится. Увидим.

МК: Какие позиции в «Динамо» требуют усиления?

– (Смеется).

КК: У нас просто есть парочка игроков, хотим их толкнуть (смеется). Как раз топ-уровня, как Кураньи (смеется).

– Нам нужен еще один полузащитник атакующего плана, который может играть и слева, и справа, и под нападающим.

КК: Уже кого-то присмотрели?

– Нет.

МК: Криштиану Роналдо, например?

– Да, нормально. Пойдет.

МК: Не уверена, насколько этично спрашивать об этом, но все говорят, что в «Динамо» был какой-то конфликт между Габуловым и Семшовым. Насколько точна информация о том, что мы больше не увидим Габулова в «Динамо»?

– Конфликт был, да, но конфликты всегда бывают. Я не знаю команду, в которой не было бы конфликтов, и думаю, что в других клубах они есть – 100%. Но это все нормально для команды, где 20 мужчин, где спорт такой, как он есть – футбол, нервы, эмоции. Бывает иногда, что кто-то кому-то что-то скажет и ребята начинают злиться, ругаться. Но ничего страшного не произошло. Габулов и Семшов подали друг другу руки, и я не вижу никаких причин, чтобы этому придавали такое большое значение. Вообще, все нормально.

МК: Миодраг, если бы в Вашем клубе было бы 20 девушек, конфликты у них случались бы еще чаще.

КК: Догадываетесь почему?

– Почему?

КК: Потому что они боролись бы за Вас!

– А я думал, потому что женщины друг друга ненавидят.

КК: И это тоже (смеется).

МК: Какой-то у Вас негативный опыт общения с женщинами.

– Нет, у меня очень хороший опыт.

КК: На самом деле, Вы не первый специалист, который нам рассказывает о том, что мужской коллектив априори не может быть бесконфликтным. Это же не детсадовская группа, честное слово! Как-то у нас в гостях был Валерий Кузьмич Непомнящий, главный тренер «Томи», и он сказал, что такие несущественные конфликты, наоборот, помогают работе – они разряжают обстановку.

– Иногда помогают, иногда нет. Знаете, когда работаете на тренировке, у вас большой пульс, поднимается адреналин в крови и бывают ситуации, на которые в нормальном состоянии ты бы никак не отреагировал. Но когда ты устал, ты реагируешь.

КК: Раз мы вспомнили Володю Габулова, который, к слову, был первым нашим гостем, хочу задать такой вопрос. Насколько я понимаю, его место в основе пошатнулось не из-за каких-то конфликтов, а из-за того, что он, к сожалению, провалил этот сезон. Что лично меня шокировало. Потому что я считала Габулова неприкосновенной фигурой в современном «Динамо», второй вратарь сборной. Я никогда бы не подумала, что Володю можно убрать и поменять на Шунина. Откуда у Вас взялась смелость, чтобы взять и посадить его на лавку?

– Мне Володя очень нравится. Знаете, кто первым его поставил в ворота в премьер-лиге? Я!

МК: Точно – в «Амкаре».

КК: Сюжет становится еще интереснее! Расскажите подробнее?

– Могу сказать, что мне было очень трудно и очень жалко сажать его на скамейку. Но была такая ситуация, были игры, в которых Володя не был на своем уровне. Иногда у любого игрока бывает так, что не получается и надо чуть-чуть отдохнуть. Я не вижу ничего страшного в том, что он отсидел концовку чемпионата. У нас два вратаря, один должен быть в воротах. В концовке Шунин выглядел лучше. Что делать…

МК: Миодраг, Ваш главный принцип построения команды – в том, что хороший игрок должен быть, прежде всего, хорошим человеком. Поправьте меня, если я не права?

– Ты права.

МК: Кто в человеческом плане в «Динамо» Вас больше всего впечатляет?

– Хохлов.

МК: Нас тоже!

– Он очень хороший человек, особенный, и я думаю, весь клуб хочет, чтобы он остался и работал в «Динамо».

КК: Мы знаем, что ему готовят какую-то административную должность?

– Я ему предложил, если он хочет быть тренером, если я буду работать, чтобы он работал в нашем тренерском штабе, чтобы он посмотрел тренировочный процесс, как это выглядит, как надо готовить команду. Если он хочет стать тренером…

МК: Хочет-хочет.

КК: А если он Вас «подсидит», Миодраг?

– Что?

КК: Ну, Вы возьмете его помощником тренера, а потом он настолько прибавит, что в Вас уже не будут нуждаться?

– Ааа, ничего страшного! Тогда я был бы очень доволен.

МК: Тогда «Црвена Звезда» будет как раз очень кстати. В тему, Вы говорили, что тренировать «Црвену Звезду» – в какой-то степени Ваша мечта. Интересно, чтобы Вы сейчас выбрали – остаться в «Динамо» или поехать в «Црвену Звезду»?

– Сейчас я остался бы в «Динамо».

МК: Я так и думала, что Вы так ответите.

КК: Можно ли понять ход мыслей человека, когда он получает предложение о работе своей мечты? В прошлом году Вас тоже туда сватали, но Вы сказали, что еще не время. Сейчас тоже еще не время? Может, вообще это неважно? И здесь у нас хорошо – в России?

– Я никогда не говорил, что здесь плохо. Даже наоборот, я думаю, что для тренеров Россия – очень хорошая страна. Пускай говорят, что здесь «убивают» тренеров, но все равно это очень хорошая страна для работы. Что касается «Црвены Звезды», то время еще будет.

КК: Интересная мысль: тренерам хорошо развиваться в России. Что Вы под этим подразумевали?

МК: И еще, что значит, что здесь «убивают тренеров»?

– В России работали 16 иностранцев, и много хорошего они здесь не сделали. Почему здесь хорошо работать? Потому что здесь тренер как Бог. Когда он в клубе, он может работать, как хочет, добиваться, чего хочет. В других странах не так, а здесь, в России, можно сказать, что у тренера очень большой авторитет.

МК: Пример Гуса Хиддинка в какой-то степени подтверждает Ваши слова? Евро-2008, бронза, он на коне, а потом матч со сборной Словении, и все.

– В России любят это – поднять кого-то в облака, а потом «убить» его.

МК: Да, таков наш менталитет.

– Черногорский менталитет такой же.

КК: По поводу Ваших предыдущих мест работы, читала, что Вы уходили из клубов еще и потому, что руководство над Вами довлело. Получается, что в России у тренера все-таки есть карт-бланш?

– Да.

МК: Руководство «Динамо» никак не вмешивалось в Вашу работу?

– Нет, не вмешивалось.

КК: Накануне предпоследнего тура чемпионата России и игры с «Крыльями Советов» вокруг «Динамо» назрела какая-то сумасшедшая ситуация. Интернет стал взрываться официальными опровержениями клуба. Кто вообще раздувает эти скандалы?

– Я не знаю, может быть, враги.

КК: Есть такие?

– Вполне может быть. Конкретно у меня нет врагов, но, может быть, у «Динамо» есть. Может быть, это в «Крыльях Советов» говорили, что у нас такая ситуация. Потому что момент, когда эти слухи пошли, это было очень плохое время для нас. Мы готовились к очень трудной игре в Самаре, и мы должны были сконцентрироваться и сыграть в полную силу. Когда начинаются такие слухи, это очень плохо действует на обстановку в команде. Я попытался все перевести в шутку, но игрокам, про которых это написали, было не до шуток.

КК: Напомним, что речь шла о продаже самых громких имен в «Динамо» – Семшова, Кураньи и Воронина.

– Да, это вообще невозможно! В клубе об этом никто не говорил. Это желтая пресса, или как она у Вас называется?

МК: Да, так она и называется. Скажите, а эти шутки, которыми Вы пытались смягчить ситуацию, рождаются экспромтом или они уже наработаны?

– Это все экспромт. Наработанных нет.

КК: Сейчас я Вас процитирую. «В футболе – как с женщиной. Поэтому нельзя один матч взять и выиграть, нужно женщину удовлетворять каждую игру».

МК: А то она найдет себе кого-то на стороне.

– Соседа может быть (смеется).

КК: По турнирной таблице.

– Соседи всегда помогают (смеется).

Если Вас пугает количество букв, предлагаем Вам послушать аудиоверсию интервью с Миодрагом

" target="_blank">здесь.

Слушайте футбольное прайм-тайм шоу «Чего хотят женщины» на «Радио Спорт», 93,2 FM, каждую пятницу, в 18.00.