ЦСКА не собирает аншлаг даже на супердерби. Почему все так плохо?
Нового стадиона – недостаточно.
В русском футболе много загадок. Одна из них – слабая посещаемость домашних матчей ЦСКА, второго по популярности московского клуба, третьего – в России (по данным ВЦИОМ, «Яндекса» и Андрея Пономарева), постоянного участника золотой гонки РФПЛ с ежегодными еврокубками. Но даже на последнее дерби со «Спартаком», где ЦСКА красиво победил в концовке, не собрался полный стадион.
Если кто-то забыл, ЦСКА чаще остальных становился чемпионом России в XXI веке (шесть раз). Там играли и продолжают играть ключевые футболисты сборной и просто большие игроки: Семак, Игнашевич, Березуцкие, Жирков, Акинфеев, Дзагоев, Головин. Также ЦСКА – это главный еврокубковый клуб России. Он выиграл Кубок УЕФА, когда этого у нас еще не делали; пока последним из русских клубов дошел до четвертьфинала Лиги чемпионов (2010, «Интер», мяч после штрафного проскакивает между ног у Хонды).
Сплошная Лига чемпионов – с 2013 года. Чтобы понять, как давно и нацеленно ЦСКА не пропускает групповой этап турнира, достаточно вспомнить, что в последний раз не получилось туда пробиться, когда в центре поля бежала шведская связка Вернблум – Эльм, на замену выходил Марк Гонсалес, а Павел Мамаев еще не превратился в сплошную татуировку.
У ЦСКА есть все результаты, чтобы получать много болельщиков на домашних матчах, однако:
– Средняя посещаемость в сезоне-2016/17 (14 453 зрителей) показала пятое место в России – после «Спартака», «Зенита», «Краснодара» и «Терека». Не получилось собрать полный стадион даже на дебютном дерби.
– После переезда на новую арену с вместимостью 30 000 зрителей ЦСКА не смог побить рекорд сезонной посещаемости в XXI веке (2008, «Лужники», 14 776) и ухудшил среднюю заполняемость:
Средняя посещаемость и средняя заполняемость на домашних матчах ЦСКА за четыре последних сезона. С 2013 по 2016 год ЦСКА играл на «Арене Химки» (18 638).
2016/17 – 14 453 (48%)
2015/16 – 9 624 (51%)
2014/15 – 8 967 (48%)
2013/2014 – 9 593 (51%)
– На первые домашние матчи ЦСКА в сезоне-2017/18 (против «Локомотива» и СКА: 14 500 + 8 500 = 23 000) пришло меньше зрителей, чем на «Спартак» – «Краснодар» (34 200).
– На последнем дерби ЦСКА – «Спартак» было 24 тысячи болельщиков. Как и в прошлый раз, действовали особые правила продажи билетов, направленные на то, чтобы почти все, кроме гостевого сектора, болели за ЦСКА. Роман Бабаев подобные правила называет мерами безопасности: «Не хочется скандалов и потасовок, как было на матче «Динамо» – «Спартак».
– На стадионе ЦСКА ни разу не было аншлагов.
Посещаемость ЦСКА точно низкая?
Игорь Компаниец, журналист, автор «Почему я конь и это круто», болельщик ЦСКА
– Все ожидали большего всплеска после появления стадиона на таком намоленном месте. Народу прибавилось, но качественного скачка не получилось. А так посещаемость нормальная. На сектор хожу с 90-х: всегда нас было где-то 6 тысяч, потом, когда начались титулы, пошла прибавка, и на этом уровне замерла. Мы наелись радостью победителей: с 90-х ЦСКА либо чемпион, либо обладатель Кубка, либо играет в еврокубках, либо все вместе. Сейчас, чтобы качественно увеличить посещаемость, нужен рывок. Все думали, что это будет стадион, но не получилось. Это ошибка клубного менеджмента. Нет ощущения, что ЦСКА – это спортпроект XXI века.
Что говорил Евгений Гинер о посещаемости до постройки стадиона?
2010 год, средняя посещаемость домашних матчей ЦСКА – 8 280 зрителей, худший результат с 2004 года
– Болельщик стал меньше ходить на стадион. Пока мы мучаемся, ищем, работаем, пытаемся понять, почему не заполняют стадион полностью, как в Англии и Германии. Я не беру матчи ЦСКА - «Зенит» или ЦСКА - «Спартак», но почему на обычные матчи не ходит по 20–25 тысяч, мне непонятно. Самое страшное, что я не могу найти причину. «Герта» сегодня на последнем месте в бундеслиге, но собирает 60 тысяч – это до трех миллионов евро на каждом домашнем матче. То же самое в Англии.
2013 год, в «Лужники» на матч ЦСКА – «Волга» (2:0) пришло меньше 8 тысяч зрителей
– Сегодня в «Лужниках» были наши самые преданные болельщики. Но болельщиков, которые приходят на матчи со «Спартаком», «Зенитом» или «Реалом», мы тоже любим. А вообще, это все до тех пор, пока не откроется наш стадион. Если бы матч состоялся в Химках, говорили бы, что ехать туда неудобно. ЦСКА нужен собственный дом-стадион. Сейчас он строится.
Что говорили после?
Когда построили «Арену ЦСКА», на одно оправдание стало меньше. Генеральному директору ЦСКА Роману Бабаеву приходится часто отвечать на вопросы о посещаемости.
Частое упоминание дачного отдыха натолкнуло пользователей Sports.ru на такие версии:
Евгений Гинер, выступая в июне 2017 года перед студентами бизнес-школы RMA, выдвигал уже другие причины:
– Количество болельщиков увеличилось после переезда на стадион, а с нового сезона, думаю, вырастет еще больше. У ЦСКА много поклонников, а скоро откроют станцию метро ЦСКА, что упростит логистику. Их отталкивали мат, драки и прочие неприятные вещи. На стадион же дети ходят, женщины. Но в этом году мне примерно на 50% удалось урезонить фан-зону. Мы также сделали детские комнаты с аниматорами.
Про «урезонить фан-зону» похоже на правду, потому что на самом взрывоопасном матче сезона со «Спартаком» трибуна ЦСКА радовала перфомансами и активным болением; не было организованной пиротехники (только одиночные фаера после победного гола), редко кричали про «Спартак». В итоге Бабаев назвал это дерби самым спокойным за последние несколько лет.
Однако «мат, драки и прочие неприятности» бывают и на стадионах с лучшей посещаемостью, а погоду или день недели современный спорт научился использовать в своих интересах – но только не как оправдание. Летний матч в среду? Отличная возможность забрать на стадион тех, кто на каникулах. Жаркий день? Давайте продавать что-то охлаждающее в клубных цветах.
Руководство ЦСКА видит низкую посещаемость, говорит о ней (Бабаев: «Слукавлю, если скажу, что не переживаем по этому поводу»), но делает специфические выводы.
В чем же проблема?
Точно не в стадионе. На фоне тех арен, которые вырастают по всей стране к чемпионату мира, новый дом ЦСКА часто называют ареной эконом-класса. Но в цивилизованном обществе эконом-класс уже давно про комфорт и достоинство, и на Песчасной – вполне этот случай. Тогда в чем проблема?
Олег Коронный, шеф-редактор просветительского проекта arzamas.academy, болельщик ЦСКА
– ЦСКА, кажется, совершенно не умеет работать с болельщиками. Часто ничего непонятно – купить билет онлайн сложно, о том что с рюкзаком нельзя на стадион, нигде не написано, правила покупки билетов на дерби меняются каждые два дня. Для тех, у кого есть абонемент, это не проблема, но это все равно малая часть болельщиков. А еще цены довольно высокие. Для команды, которая не может набить стадион больше раза в год, это неправильно.
Даже «Локомотив», кажется, понял, что нужно людям. Побольше Лоськова, пониже цены. Есть и проблемы, с которыми почти весь русский футбол справиться не может – очереди на вход, сомнительные личности на трибунах. А еще невкусный буфет, скучные сувениры (где ретро-формы? где футболки с Оличем? почему все такое некрасивое?) и отсутствие пива. С ним любой матч становится интересней – это я говорю после похода на матчи Кубка конфедераций. А кто хочет напиться, тот до матча успеет и в очереди на досмотр всех з****т своим пьяным остроумием.
Безопасность, удобство, спокойствие – все это может показаться чем-то ужасно мещанскими и буржуазными, но без среднего класса и туристов стадион не набить. Романтика романтикой, но если есть желание, чтобы трибуны заполнялись, надо ставить на средний класс, кузьмичей и им подобных, а не на фанатов и чудаков вроде меня. Эти никуда не денутся.
ЦСКА не смог привлечь VIP-клиентов
Хотя Евгений Гинер сам знает, чем должен зарабатывать стадион:
– Стадион может зарабатывать деньги только со скайбоксов. В Европе самый дешевый билет продают за 30 евро. У нас 6000-7000 рублей – абонемент на сезон. Если мы полностью заполним VIP-ложу, стадион будет приносить около 18 млн долларов. 28 000, пришедшие за 150 рублей, это деньги, которых хватит, чтобы убрать за ними на стадионе. Мне болельщики нужны на стадионе, чтобы они жили игрой и гнали команду вперед, но точно не ради денег.
Перед отъездом с «Арены Химки» в ЦСКА плохо работали с VIP-клиентами, поэтому не появлялись красивые истории, что кто-то известный и очень болеющий выкупил ложу для своей семьи. У «Спартака» такие сюжеты были: Евгений Кафельников и Егор Титов публично выбирали ложу еще до того, как на арене «Открытие» положили газон (из этого пресс-служба сделала событие). В итоге за полгода до открытия стадиона клуб продал 60% VIP-лож.
В ЦСКА не так, поэтому за день до матча ЦСКА – «Спартак» можно забронировать ложи на любой трибуне.
В ЦСКА предпринимают попытки хоть как-то заполнить VIP-сектор. Перед матчем 12 августа на клубном сайте появилась новость: «С матча ЦСКА – «Спартак» клуб предлагает новый пакет гостеприимства. Теперь есть возможность арендовать не ложу целиком, а приобрести столько билетов, сколько необходимо вам. Стоимость одного места в такой ложе на матч со «Спартаком» составит 30 000 рублей... Парковка оплачивается отдельно».
Но примерно половина лож на дерби пустовала.
Перед матчами ЦСКА – грустно
Роман Бабаев говорит: «Мы делаем все возможное. Появилась очень хорошая фан-зона рядом с юго-западной башней, организовываем развлекательную программу, анимацию, фуд-корты».
Жаль, что это случилось только в сезоне-2017/18, когда стало совсем тоскливо. Только эффекту нового стадиона скоро исполнится год, и те, кого могли заинтересовать в 2016-м, про ЦСКА уже забыли.
Самое ужасное, что может случиться с болельщиком около стадиона, – если ему будет нечем заняться. Перед каждым домашним матчем прошлого сезона было именно так. В этом году появились игровые приставки, странноватый тир в виде Angry Birds, площадка для уличного футбола (игры в панну), мороженое.
Правда, за 45 минут до начала дерби они выглядели вот так:
Скучный фирменный магазин
В ЦСКА научились зарабатывать на продаже игроков и призовых от Лиги чемпионов – в этом Евгений Гинер точно лучший в России. Но с маркетингом в клубе все плохо. За доказательствами можно идти в фирменный магазин на 3-й Песчаной улице.
Помимо того, что фан-шоп ЦСКА маленький и в дни больших матчей охранники запускают туда только небольшими группами, в нем совершенно нечего смотреть и – самое страшное – ничего не хочется купить. Умиление от армейских сосок и слюнявчиков закончится через несколько матчей, снова заходить в магазин уже будет просто незачем. Клуб раз в год обновляет игровую коллекцию и пытается разнообразить начинку лишь тем, что в дни игр устраивает там презентации книг и стихов про ЦСКА.
Чтобы было интересно и визуально привлекательно, необязательно вырывать огромный подвал, как на «Камп Ноу», или строить три этажа руками Флорентино Переса. Можно сделать как «Спартак»: взять большой кусок своего стадиона, стильно его оформить, продумать приятное освещение, повесить на видное место футболки лидеров. Итого – на каждом домашнем матче «Спартака» хочется зайти внутрь магазина (если на улице холодно, то просто погреться; там всегда есть место) и что-нибудь купить.
В ЦСКА не рассчитали с площадью, но даже в небольших пространствах можно сделать красиво, компактно и содержательно.
Камера хранения
На новом стадионе не нашли приличные помещения для хранения сумок и сильно замедлили процесс выдачи старообрядческими методами: после матча с «Ростовом» в прошлом сезоне люди два часа стояли в очереди, чтобы забрать вещи.
На Sports.ru даже выходил рассказ разгневанного болельщика: «Отдельная деталь – это формат камеры хранения. Строительная бытовка с одним окошком. Сумки многие в ней лежат даже не на полках, а кучей на полу. То есть шансов найти сумку быстро у трех девочек внутри (видимо, усиление пришло!) – ноль целых хрен десятых».
С нового сезона работу камер хранения обещали улучшить, но вагончики по-прежнему живут возле стадиона.
Общение с болельщиками, за которое стыдно
Вот таким выматывающим видео игроки ЦСКА поздравили болельщиков с Новым годом: 13 минут, 5 из которых – смотрящий в пол Вернблум; прыгающие планы, слишком синхронный перевод и никакого креатива.
А это фото традиционной встречи с болельщиками в начале сезона. Здорово, что вместо легкоатлетического манежа ее окружают трибуны нового стадиона, зато длинные столы, скатерти и горшки с цветами все те же – напоминают свадьбу из фильма «Горько!».
Кому-то такие встречи нравятся: уютно, без посторонних, как дома, как десять лет назад.
В футболе – даже в нашем – такие штуки можно делать эффектнее и необязательно более затратно.
«Россия – нефутбольная страна»
На эту фразу Леонида Слуцкого вдохновила как раз посещаемость нового стадиона ЦСКА еще до того, как на нем провели первый матч.
– У нас сейчас около 7000 проданных абонементов, хотя мы ожидали 15 000. Речь про чемпиона страны, который регулярно играет в Лиге чемпионов, который построил шикарный стадион в центре 15-миллионного мегаполиса. Мы ожидали, что и у нас будет средняя посещаемость в районе 20 000 зрителей, но, судя по всему, эта цифра будет значительно ниже. И как вы думаете, у нас футбольная страна или нет?
Так и получилось. В прошлом сезоне больше 20 тысяч болельщиков приходило на ЦСКА только пять раз: на матч-открытие против «Терека» (26 420), «Тоттенхэм» (26 150) и «Монако» (24 125) в Лиге чемпионов, «Зенит» (26 800) и «Спартак» (27 352 – рекорд) в РФПЛ.
Как жить дальше?
Игорь Компаниец («Почему я конь и это круто»)
– Зато остались проверенные и преданные люди. В споре со спартачами и зенитчиками говорю, что у нас ходят 8-10 тысяч самых лучших ребят, а у вас сброд, 30-40 тысяч неизвестно кого. Когда вы спуститесь на пять мест в таблице, они сразу забудут про свою любовь к «Спартаку» или «Зениту».
Олег Коронный (arzamas.academy)
– Моя изначальная мотивация ходить на стадион – орать, бить стулья ногами, лобызаться с гопникам и как будто бы этим влиять на результат матча. То есть поход на стадион это про выплеск эмоций. Но так было раньше – сейчас я хожу на центр, сижу низко, веду себя обычно спокойно. Русский футбол по телеку смотреть почти невозможно, очень скучно. На стадионе – другое дело, даже если команды играют как говно, взгляду есть к чему прицепиться. Можно наблюдать за действиями конкретного футболиста, видеть то, что не попадает в трансляции, подмечать какие-то забавные нюансы.
И намного точнее ощущать настроение команды и болельщиков, потому что они – простите за банальность – единое целое. Мне кажется, что футбол становится понятнее и реальнее на стадионе, поэтому я люблю сидеть низко, а не высоко, где может обзор и лучше, но по сути ты просто смотришь, как схемы передвигаются по полю. А еще можно что-нибудь крикнуть Щенникову. Вдруг он одумается и перестанет пасовать назад.
* * *
Но измениться никогда не поздно. Щенников одумался и перестал пасовать назад – сегодня он один из лучших бомбардиров команды, играет в атаке активнее Оланаре и Чалова. Научиться заполнять стадион тоже реально.
Следующий домашний матч: «ВЭБ Арена», 23 августа, ЦСКА – «Янг Бойс».
Фото: vk.com/cskaarena; РИА Новости/Григорий Сысоев, Сергей Пятаков, Антон Денисов, Александр Вильф, Владимир Песня; instagram.com/ioryndin; instagram.com/dudenko.andrey; instagram.com/r.b.patrick
Чтобы стадионы в Москве заполнялись лучше, надо стимулировать покупку абонементов. Хотя бы тем, чтобы перед началом сезона, помимо абонементной программы, публиковалась и билетная, на все категории матчей сразу. Одного взгляда на цены за первую категорию на Открытие арену многим бы хватило, чтобы понять, что абонемент - это выход. Думаю, что и у армейцев абсолютно та же история.
Плюс не забывайте, билеты "по 200" - это возможность прийти семьей или компанией за не очень большие деньги. Семья оставит на кейтеринге денег намного больше. А так да, конечно, нафига нам нищеброды )) Просто надо уметь на них зарабатывать. Почему-то доходы пятерочек, дикси и магнитов в итоге выше, чем у азбук вкуса ))