Пять стадий принятия неизбежного
В психологии выделяют 5 стадий принятия неизбежного, через которые проходят все, у кого в жизни случается непростой период.
Стадия первая. Отрицание
Нет, если честно, я так и знал. Ну ок, не то, чтобы прям вот «знал». Я очень давно болею за «Спартак» и, едва ли не сызмальства, приучил себя к мысли, что «знать» что-либо про эту команду заранее — дело бесперспективное. Тем более — ставить деньги.
Но, когда решительно все, начиная с аналитиков «МАТЧ ТВ» и заканчивая моими знакомыми со двора, начали в унисон твердить: «Спартак» — фаворит в этом противостоянии, у «Спартака» сильная атака, мы играем в ранге чемпионов и так далее и тому подобное, я почему-то даже не подумал — понял: нас ждет что-то такое, совсем нам неприятное. Уж слишком нас захвалили…
Стадия вторая. Гнев.
Я, блять, сцука, так и знал! Сняли медали, да?! Ребров, Фернандо, Глушаков, Адриано и иже с ними — вы реально подумали, что теперь так и будет? Стоит выйти на поле — и всё, мы выиграли? На классе, на фарте, на тренерском гении Каррреры…
Каррера. Человек, который как раз и внедрил этот мем: «Снять медаль» — и который, похоже, ее не снял. Первая главная должность, сразу успех, головокружение, тренерский штаб по заказу, «Федун знает, кого я хочу купить», «Отойдите все, я тут главный тренер»…
Капитан Глушаков, который пьяным таки поцеловал ромб, а сейчас перезаключает контракт; вице-капитан Ребров, который известным человеком-то и кандидатом в сборную стал только тут, в «Спартаке», а теперь, в худших традициях Филимонова, закидывает в ворота мяч, который каждый уважающий себя кипер отбивает кулаком по морде.
Фернандо, самая дорогая на сегодняшний (7 августа 2017 года) покупка, безупречен в пасах — но мы же не имели ввиду пасы пяткой в центре поля…
Самедов… Комбаров… Луиз Адриано… Всех — расстрелять. Ну ок, не расстрелять, но приковать к скамье запасных нерушимыми кандалами, которые не перепилить никогда.
Федун. Выпишите банку миллеровского самогона, Леонид Арнольдович…
Стадия третья. Торг.
Товарищам из Петербурга, в принципе, не впервой пролетать мимо Лиги Чемпионов. Но последняя оплеуха оказалась самой звонкой – ни для кого не секрет, «Спартак» для «Зенита» является главным раздражителем и если чемпионство цска еще можно пережить, сам факт, что первое место занял самый принципиальный соперник, не просто не дает «Газпрому» спокойно спать – в ход пошла тяжелая артиллерия. На должность рулевого был возвращен Фурсенко, который, не откладывая дела в долгий ящик, подтерся наставлением ФИФА о финансовом «фэйр плей» и начал ковровую скупку всего, что может играть в футбол чуть лучше, чем в среднем по РФПЛ.
И ведь эта ответка была предсказуема! Догадывался ли о ней Федун? Да наверняка! Знал ли о том, что его команда, действительно хорошо выглядевшая в минувшем сезоне, уже довольно стара и с каждым годом не молодеет? Наивно полагать, что не знал. Должен ли он был если не сыграть на опережение, то, во всяком случае, адекватно отреагировать? Он и сейчас должен, но бесплатный серб на лавку и действительно талантливый, но арендованный без права выкупа хорват – это пока все, что удалось противопоставить обновившемуся во всех линиях «Зениту». Да, еще три недели до окончания периода заявок – но матч в Санкт-Петербурге состоялся в воскресенье, а не в сентябре. И к нему мы оказались не готовы – причем именно в тех позициях, о необходимости усиления которых еще с мая не твердил разве что самый ленивый электрочайник.
В чем дело-то? Банкомат завис?
Стадия четвертая. Депрессия.
А знаете что хуже всего? Даже если сейчас Леонид Арнольдович хлопнет спартаковской бейсболкой оземь, вытащит из заначки миллионов так сто пятьдесят денег и купит нам Луана, Гарая, Облака, какое-нибудь там Иско и Канунникова впридачу – это все равно позволит нам надеяться в лучшем случае лишь на серебро. Ради восстановления чести «Зенит» способен на все, в том числе – на бесчестье и не остановится ни перед чем, лишь бы занять то единственное место, которого, по мнению питерских болельщиков, достоин. У Сергея Александровича Фурсенко – богатейший опыт в этой области. Плавали, знаем. Так что покупай – не покупай, все равно получишь надежду лишь на то, что по итогам сезона окажешься выше коней. Офигительно интересный нас ждет чемпионат…
Стадия пятая. Принятие.
А что же нам делать дальше?
Да, собственно, то же и делать, что делали раньше. К примеру, на месте Карреры я бы не шел на поводу футбольных экспертов, коими, в отличие от хороших игроков, всегда была богата наша земля и не выставлял бы на «Арсенал» обновленный на три четверти состав – напротив, я оставил бы всех тех же, кто набедокурил на Крестовском острове (ну, кроме Адриано, понятно). Стоит сейчас начать кадровую перетасовку – замененные подумают, что их усадили глубоко и надолго; заменившие – что играют до первой ошибки. И то и другое внесет нервозность и нарушит микроклимат – ту самую «химию Карреры», благодаря которой мы стали чемпионами. Вы накосячили ребята, так идите и исправляйтесь – жест был бы вполне в духе дона Массимо, который уже приучил нас к тому, что он кто угодно, только не истеричка.
Что делать игрокам? Опять же – то, что и делали. Только не на поле «Недострой-Арены», коречно же и не во втором тайме против «Динамо» – футболистам надо вспомнить, за счет чего в прошлом году им не было равных в России. Ведь могут – мы это видели, могут! Если захотят.
Нам с вами? И тут не отличусь оригинальностью. Болейте. Болейте так, как умеете и любите. Ходите на стадион, если раньше не пропускали ни матча. Напивайтесь пивом в спортбарах, если вам так комфортнее. Подбадривайте команду песнями или, напротив, разделывайте ее под орех в твиттерах и фейсбуках, раз уж иначе совсем никак. Главное – не оставайтесь безразличными. Потому что единственное, что нас может сгубить – это безразличие. Мы – все мы, от Леонида Арнольдовича Федуна до моего младшего сына Максима, который в сентябре пойдет во второй класс – спартаковцы и наша сила – в том, что нам не наплевать.
И раз так – то обыграть нас, может быть, и можно.
А вот победить – никогда.