9 мин.

Дзюба еще пригодится «Зениту». Его продажа будет ошибкой

Избавляться от Артема нельзя. 

Возможный уход Артема Дзюбы из «Зенита» неожиданно стал одной из главных тем старта сезона РФПЛ. Несмотря на то, что в межсезонье Роберто Манчини публично поддержал нападающего, слухи о том, что форвард не вписывается в тактические построения итальянца, только усилились. Называли и потенциального покупателя (или арендатора) нападающего – московский «Локомотив» хочет усилить атаку после тяжелой травмы Ари. «Если Дзюба согласен существенно понизить зарплату – мы его возьмем», – сказал неделю назад председатель совета директоров московского клуба Анатолий Мещеряков. В принципиальном матче со «Спартаком» Артем появился за 4 минуты до конца – прямо сейчас Кокорин и Дриусси слишком хороши для того, чтобы их менять. Но сезон только начался.  

Почему «Зенит» не должен отпускать Дзюбу?

Говорят, что Дзюбу почти не задействуют при атаках после прихода Манчини. Это правда?

В стартовых матчах сезона у Дзюбы 0 результативных действий. Поэтому у многих сложилось впечатление, что Артем не подходит под вертикальный футбол Манчини и почти не участвует в позиционных атаках питерцев. Это впечатление обманчиво.

Два года назад Манчини столкнулся в «Интере» с проблемой правильного использования Мауро Икарди. По сравнению с сезоном-14/15 в первой половине чемпионата-15/16 у аргентинца резко сократилось число ударов (с 3,8 ударов за 90 минут до 1,7). Икарди жестко критиковали болельщики и эксперты с итальянского ТВ. После победной игры с «Болоньей», в которой Мауро забил победный мяч, форвард не выдержал и решился на откровенное общение с прессой. «Теперь мяч до меня крайне редко доходит редко. Когда мне отдают пас, я почти всегда имею возможность забить. Сегодня голевую передачу мне отдал Адем Ляйич, и я вечером оплачу ему ужин». Манчини такая прямота игрока не понравилась – в следующей игре (против «Милана») лидер атак «Интера» остался в запасе.

Заявление Икарди о редких передачах в его адрес заставило Флавио Фузи из Statsbomb провести исследование, касающиеся вовлеченности форвардов серии А в атаки своих команд. Оказалось, что Мауро был прав – его показатели оказались одними из худших в лиге. 

В среднем за матч Икарди на старте сезона-15/16 принимал 19,1 передачу, тогда как средний показатель для нападающих серии А равнялся 28,1 принятому пасу. Интересно, что партнер Мауро по атаке «Интера» Стефан Йоветич, чаще Икарди уходящий в глубину в поисках мяча, имел лучшие цифры в лиге (43,6 принятых передачи за 90 минут). 

Изучил Фузи и процент передач, принятых форвардами, от общего числа пасов команд в среднем за 90 минут. Такой расчет дает еще больше представления о степени задействования нападающих в командной игре. 

По этому критерию показатели Икарди были еще хуже – реже Мауро в атаках своих команд не участвовал ни один из форвардов серии А. 

В РФПЛ-16/17 пока сыграно лишь четыре полных тура – выборка очень небольшая. Впрочем, определенные выводы можно делать уже сейчас. Рассмотрим показатели нападающих, сыгравших не менее 175 минут в нынешнем сезоне (по этому фильтру отпадают, например, Сердар Азмун и динамовский Вандерсон). Игровое время Владимира Дядюна фильтру соответствует, однако Wyscout по какой-то причине не предоставил в своих отчетах статистику нападающего в одном из матчей. Показатели Виктора Классона – без учета игры с «Рубином», в которой швед играл на фланге полузащиты, Максима Григорьева – без учета матча с «Краснодаром», где Григорьев действовал в средней линии.

Дзюба сыграл менее 200 минут, что, конечно, прямо коррелирует с его показателями. Тем не менее, нападающий показывает довольно высокий уровень вовлеченности в атакующие действия «Зенита», и количество полученных передач в среднем за 90 минут на дистанции не должно упасть ниже 30.

Нападающий, не подходящий под новый стиль команды – это Беким Балай из «Ахмата». Сейчас албанец выбыл из строя из-за травмы, но в первых двух матчах чемпионата Балай в среднем за 90 минут получал только 17,3 передачи.

Практически все лидеры этого топа – либо классические таргетмэны (Заболотный), либо нападающие, в функции которых входит в том числе и борьба на втором этаже (Игбоун, Зе Луиш). Меньше, чем у Дзюбы (21,6%), доля длинных передач от общего числа принятых пасов только у Бодула (16,5%) и Зе Луиша (18,4%). У Игбоуна – 27,3%, у Заболотного – 35%, у Фатаи – 36,9%. 

В результате, несмотря на то, что Дзюба в игре с «Тосно» появился на поле только во втором тайме, по итогам трех туров Артем вошел в числу лучших игроков сезона по Receive – показателю, оценивающему игроков, передачи на которых отрезали от эпизода наибольшее количество футболистов соперника. 

Реализация моментов

В командах Манчини всегда были форварды-претенденты на титул лучших бомбардиров чемпионата. Так было и в первое пришествие Роберто в «Интер» (Ибрагимович), и в «Манчестер Сити» (Тевес, Агуэро), и в «Галатасарае» (Йылмаз, Дрогба), и после возвращения в Италию (Икарди). Такое вполне возможно и в России, и участником бомбардирской гонки от «Зенита» вполне может быть не Кокорин или Дриусси, а именно Дзюба. 

Лучший сезон в тренерской карьере Манчини – 11/12, когда итальянцу удалось построить в «Сити» одну из самых ярких команд в истории АПЛ. Тройке Агуэро – Балотелли – Джеко, имевшей огромное количество моментов, активно помогали Давид Сильва, Адам Джонсон и даже Майка Ричардс с Джолеоном Лескоттом. В последний сезон во главе «Интера» (15/16) у Манчини тоже была очень серьезная линия атаки. 

Умение Дзюбы находить и реализовать моменты на уровне РФПЛ сопоставимо с цифрами и форвардов «Ман Сити», и нападающих «Интера». 

Важно, что количество реальных шансов забить у Дзюбы не снизилось резко после ухода из «Зенита» Халка. Даже по ходу провального для питерцев весеннего отрезка сезона у Артема возникали явные голевые моменты (гостевая игра с «Крыльями Советов», домашний матч с «Краснодаром»). 

От форвардов Манчини никогда не требовал большого количества ударов из-за штрафной. Их место – в непосредственной близости от ворот. 

Голы Агуэро (слева) и Джеко в сезоне 12/13.

Голы Икарди (слева) и Йоветича в сезоне 15/16.

Сдал ли Дзюба по сравнению с сезоном-16/17?

Проблемы с коленом хоть и сказались на подготовке Дзюбы к сезону, но ухудшения в статистике есть только по одному показателю: удары по воротам. В единоборствах Артем и вовсе значительно прибавил – правда, нельзя забывать о малой выборке по этому сезону. 

Очевидно, что в нынешнем сезоне «Зенит» реже будет навешивать в штрафную соперника (пока соотношение кроссов 16.8 в сезоне-17/18 против 20,3 при Луческу), поэтому возможностей для ударов у Дзюбы в принципе будет меньше. В таком случае для питерской команды больше пригодится умение Артема вести единоборства и скидывать мяч на партнеров, находясь спиной к воротам соперника.

В этих компонентах нападающему нужно прибавлять, так же, как и в игре без мяча. После ухода Манчини из «Интера» Икарди отмечал Роберто как тренера, перевернувшего его представления о функционале нападающего. «Когда я приехал в «Интер», я был центральным форвардом, который просто ждал своего шанса в штрафной. Так было при Мадзарри. Манчини научил меня правильно прессинговать и открываться под передачи партнеров. Я стал резче, но при этом я бью из тех же позиций, что и раньше. Просто теперь я сильнее вовлечен в командные взаимодействия», – отмечал аргентинец. 

У Манчини были неудачные трансферные кампании

Роберто всегда был известен как тренер, под приглашение которого нужны соответствующие инвестиции. В «Зените» сейчас они есть, петербуржцы активнее всех на рынке этим летом. Переходы Дриусси и Паредеса уже вряд ли окажутся ошибками, а с выводами по другим зенитовским новичкам еще придется подождать.

В тренерской карьере Манчини случались трансферные провалы. Самый яркий пример – кампания «Ман Сити» в сезоне-12/13 (и летом, и зимой), которая оказалась катастрофой. Тогда в Манчестер переехали Настасич (21 игра в АПЛ-12/13), Хави Гарсия (17 в старте, 7 – на замену), Синклэйр (2 матча в основе), Родуэлл (6) и Майкон (5). Ушли из команды Манчини после чемпионского титула де Йонг, Адебайор (выкуп «Тоттенхэмом», 18 матчей, 5 голов, 1 передача), Балотелли (12 игр, 12 голов за «Милан») и Джонсон (35 матчей, 5 голов, 6 передач за «Сандерленд»)

***

Единственная адекватная причина возможного расставания «Зенита» с Дзюбой – нежелание игрока периодически оказываться на скамейке запасных. Артем впервые за два года в Петербурге столкнулся с достаточно жесткой конкуренцией, но он еще может ее выиграть. «Зенит» с уходом Дзюбы может потерять необходимую вариативность в атаке, поэтому высказывание Фурсенко о вере в форварда не кажется пустыми словами.

В матчах с командами из нижней половины таблицы свободных зон, которые были в игре со «Спартаком», точно не будет. И тогда Дзюба очень пригодится.

При подготовке материала использованы данные Opta, InStat, Wyscout и паблика «Пыльный чердак».

Фото: Gettyimages.ru/Epsilon; РИА Новости/Михаил Киреев