Беларусская футбольная школа мертва - спортивный агент
В ходе прошедшего в Одессе бизнес-форума Football Experience Exchange свое мнение о развитии белорусского футбола высказал футбольный агент Федор Сикорский.
- Белорусские футболисты почти не пользуются спросом за пределами страны, и тому есть несколько причин. Одна из основных проблем – игроки не могут перешагнуть рубеж детско-юношеского футбола и перейти во взрослый, стать полноценными профессиональными игроками. В принципе, эта проблема свойственна сейчас всем странам бывшего СССР. Здесь мы очень сильно отличаемся в худшую сторону от стран бывшей Югославии. Ведь многие игроки с Балкан сейчас на ведущих ролях в ТОП-клубах Европы.
- Раньше Беларусь славилась, прежде всего, техничными игроками, такими как, например Александр Глеб или Валентин Белькевич. Да и тот же Артем Милевский также вырос в Беларуси, хотя и принял украинское гражданство. Это как-то характеризует вашу систему воспитания игроков?
- Нет, это просто яркие игроки высокого уровня. При том, нужно сказать, что перечисленные мастера – это все-таки еще продукт советской школы. В нынешнем поколении таких звезд уже нет.
Надо заметить, что Валентин Белькевич, Александр Хацкевич, Александр Глеб и некоторые другие тренировались в свое время на асфальтовом поле. И смогли достичь европейского уровня. Теперь же в футбольных академиях положены отличные искусственные газоны, но результаты у молодежи совершенно другие.
- Что же все-таки не так?
- Одна из проблем заключается в том, что игроков с самых ранних возрастов настраивают сразу на результат. В Европе от детей принято до 14 лет вообще не требовать побед в турнирах. Они должны полюбить футбол, возится с мячом в свое удовольствие.
У нас же карьера детского тренера напрямую зависит от результатов его подопечных. В итоге он вынужден наигрывать пацанов покрепче, физически более развитых. Которые могут побороться за победу в турнире. А техничные игроки отодвигаются на задний план. Тренера не сдерживаясь в выражениях орут на детей во время соревнований, требуя от них ложиться костьми за результат. Удивительно наблюдать, что иногда и родители также отчаянно криками гонят своих отпрысков на битву. Но акцент на победах нужно ставить позже, ближе к юниорскому возрасту.
- Влияет ли на игроков то, что первый же профессиональный контракт может менять его материальное положение в десятки и сотни раз?
- В Беларуси проблемы перегретых зарплатных ведомостей никогда не было, клубы не так много могли себе позволить. Да и в Украине это теперь уже не будет так. Тем не менее, зарплата даже среднего профессионала в чемпионате Беларуси довольно высока, на фоне общей ситуации по стране. И это тоже иногда очень сильно тормозит игроков в их развитии. Им приходит ощущение, что «жизнь удалась», и дальше вкалывать на тренировках уже не хочется.
- То есть Беларусь очень мало игроков может поставить на внешний рынок. А каких мастеров местные клубы могут привлекать во внутреннее первенство из-за границы?
- У нас только четыре клуба (БАТЭ, Шахтер (Солигорск), Динамо (Минск) и Динамо (Брест)) могут платить за игроков какие-либо отступные. Все четыре коллектива – участники еврокубков. Остальные в состоянии приглашать только свободных агентов, которые не связаны обязательствами с другими клубами. В основном среди рассматриваемых игроков все те же балканцы. Они достаточно мастеровиты и относительно недорого стоят. И, главное, у них нет ментального барьера перед Беларусью.
Большинство клубов могут заманить исполнителей в свой состав только зарплатой. Исключение составляет БАТЭ. Клуб из Борисова регулярно «светится» в Лиге Чемпионов и может служить трамплином для перехода в более интересный чемпионат.
- Какими игроками интересуются в Беларуси?
- Здесь запросы довольно стандартные. Абсолютно все клубы хотят найти забивного форварда. Требования, как под копирку – высокий, мощный, хорошо играющий головой, с поставленным ударом. Желательно, чтобы забивал в каждом матче. Естественно, именно таких игроков на рынке очень мало.
Также значительным спросом пользуются левоногие футболисты атакующего плана. Левшей, в принципе, меньше, чем правшей. А они очень нужны для игры именно на левом фланге.
- Возможный прогресс в белорусском футболе немыслим без воли высшего руководства?
- Именно так. Увы, примерно восемь лет назад наш президент Александр Лукашенко окончательно сделал свой выбор между хоккеем и футболом в пользу хоккея. Это связано с особенностями его физиологии. У Александра Григорьевича травма колена. И ему удобнее стоять на коньках, чем бегать по траве. А потому по всей стране строятся ледовые арены, и этому виду отдан приоритет.
В этой ситуации довольно трудно что-то оптимистичное сказать о нашем футболе. В ближайшее время для нас главное – не упасть ниже нынешнего уровня.