7 мин.

Положение Ла Масии: что пошло не так и что необходимо сделать

Barca La Masia

Ла Масия - академия, в которой молодые игроки учатся играть в стиле Барселоны, который стал известным как тики-така. Когда Йохан Кройфф предложил организовать Ла Масию, он пообещал, что академия будет подготавливать игроков для первой команды, которые будут играть в стиле Барсы и будут пропитаны философией клуба. Важность философии и главной идеи Ла Масии сохранялись до окончания правления Жоана Лапорты.

"Йохан Кройфф разукрасил часовню, а тренеры Барселоны просто реставрировали или улучшали его творение",- слова Пепа Гвардиолы.

Но нынешнее руководство, судя по всему, зарубило на корню эту идею. Выпускники Ла Масии более не являются ценными для клуба, и они начинают осознавать, что светлое будущее может ждать вдали от родного клуба. Недавний уход Гарсии и Мбоулы только подчеркнул эту тенденцию. Среди определенной части фанов Барсы устоялась вера в то, что выпускники Ла Масии просто недостаточно хороши (и никогда не будут хороши) для первой команды, что Ла Масия неспособна постоянно выдавать новых Хави, Иньесту, Месси и Пике; но реальность такова, что это возможно, что академия ФКБ способна выдавать новые таланты высочайшего уровня, просто с другими фамилиями на футболках. И эти игроки нуждаются в возможности проявить себя. Годы прошли с того момента, когда последний выпускник Ла Масии обрел постоянное место в первой команде. В первом параграфе я указал, что Ла Масия - академия, в которой молодых ребят обучают игре в стиле Барсы, стиле, известном как "Тотальный футбол". Пеп Гвардиола преобразовал этот стиль в тики-таку, и Барсу невозможно было остановить, когда она играла в этом стиле. Команда Гвардиолы взяла исторические "6 из 6" за календарный год и 2 Лиги Чемпионов, что наиболее важно - 14 трофеев в течение четырехлетнего правления Пепа Гвардиолы. А после покойный Тито Виланова добился победы в Лиге с рекордным показателем в 100 очков, действуя с той же главной идеей. Выпускники Ла Масии прогрессировали, и команда становилась лучше, день за днем. Исторический момент наступил в тот игровой день, когда все 11 игроков Блауграны на поле были выпускниками Ла Масии. Очевидно, что ребята, которые играют в этом стиле с 8-9 лет, не нуждаются в годах адаптации для первой команды, поскольку они прекрасно знакомы с этой системой.

Barca La Masia2

Тито Виланова ушел, и его место занял аргентинец Тата Мартино, совершенно посторонний человек. После неудачи Таты место его занял знакомый с внутренней кухней Барсы Луис Энрике. Он внес серьезные структурные изменения. Важнейшим моментом было полный отказ от тики-таки. Тренерский штаб отказался от идеи управления игрой за счет сохранения владения мячом полузащитниками, и крайние защитники начали играть более важную роль. Луис Суарес был подписан, чтобы играть вместе с Месси и Неймаром, чье трио позднее получило лаконичное именование МСН. Наших полузащитников заставили отвечать за пространство, оставленное крайними защитниками. Изменилась и главная идея. Барса перешла от контроля игры с помощью полузащитников к передачам, направленным к МСН при первой же возможности. Техничные полузащитники стали рабочими лошадками для команды. Их обязанности свелись к получению мяча, передаче оного крайним защитника или форвардам, а после - необходимости отойти глубже, дабы пресечь возможные контратаки. Под руководством Лучо Барса выиграла 9 трофеев,включая требл и 2 Ла Лиги кряду. Но ущерб клубу был нанесен еще больший. Те ребята из Ла Масии, которые были обучены в традиционной системе Барсы, просто не могли подойти под требования команды Лучо. Они всю жизнь следовали стилю, заложенному Йоханом Кройффом, и вдруг оказалось, что теперь они должны преследовать мяч и, словно лошадь, бегать по полю, они просто не могли адаптироваться к новой системе. В результате всего этого, о собственных молодых ребятах благополучно забыли, а клуб начал подписывать тех самых рабочих лошадок. Арда Туран, Андре Гомеш и Иван Ракитич - главные примеры таких приобретений. Серджи Сампер, Адама Траоре, Жерар Деулофеу и Алекс Гримальдо были с легкостью проигнорированы без предоставления им шанса. Под руководством Луиса Энрике ни один новый игрок из Ла Масии не стал играть важную роль в первой команде. И единственной причиной тому является то, что молодые таланты просто не смогли адаптироваться к новой системе Луиса Энрике, и это не их вина, поскольку всю жизнь их готовили к другому стилю футбола.

Хави достался Барселоне бесплатно, но сейчас руководство потратило более 100 млн. евро, чтобы найти ему замену. После отказа от знаменитой системы подготовки молодежи, я сомневаюсь, что им удастся подписать игрока того же калибра. На Арду и Гомеша Блауграна потратила 100 миллионов. И в итоге не только эти игроки не привнесли чего-то качественно нового в игру первой команды, но и их подписание затруднило развитие таких игроков, как Сампер, Деулофеу и даже Мунир. И таких ситуаций было много. Решение сохранить Матье с помощью продажи Бартры было странным и ужасным. Это было дурным знаком для ребят из Ла Масии, и те решили искать свое будущее в другом месте. В другом случае Барса продала Алекса Гримальдо всего лишь за 2.5 миллиона, а после - подписала Люку Диня за 25 миллионов, чтобы тот исполнял роль подмены Альбе. Нет сомнений в том, что Гримальдо справился бы с этой ролью лучше Диня. Гримальдо всегда считали восходящей звездой, но от него с легкостью избавились, не предоставив и минуты в первой команде. Та же история приключилась и с Сампером. Его сослали в Гранаду, дабы освободить место для новичка Гомеша, который не впечатлил своей игрой. Блауграна позволила Сандро бесплатно уйти в Малагу, а после - подписала Алькасера из Валенсии за 35 миллионов евро. И результат этого известен нам. Сандро забил в два раза больше голов, чем Пако - за Барсу. В родном клубе Сандро не получил возможности проявить себя в роли бомбардира. Существует причинно-следственная связь между игнорированием Барсой Ла Масии и неудачами клуба. Идея прямолинейного футбола Лучо потерпела крах, и команда испытывала серьезные трудности в матчах с соперниками сильнейшего уровня в прошлом сезоне. И даже могучий Месси не смог спасти команду от провалов в матчах с ПСЖ, Ювентусом и Манчестер Сити. По итогам сезона Луис Энрике покинул клуб, а сменил его на посту Эрнесто Вальверде.

Barca La Masia3

Отыграв 2 года под руководством Йохана Кройффа, Вальверде на первой своей пресс-конференции пообещал, что Барса продолжит следовать своей традиционной системе, сохраняя мяч усилиями полузащитников и предоставляя шанс молодежи. Вот только ситуация не изменилась. Месяц назад Барса делала все возможное, чтобы подписать Тео Эрнандеса, напрочь позабыва о том, что в структуре клуба уже есть яркая звездочка Марк Кукурелья. Несколько недель тому назад Барселона проиграла мадридскому Реалу в битве за Дани Себальоса, при этом игнорировался тот факт, что его подписание навредит развитию Карлеса Аленьи. Барса Б заработала в непростом сезоне повышение в Сегунду, и теперь ребятам должно быть проще сделать последний шаг на пути к мечте играть за первую команду. Но теперь речь идет не только о первой команде: выпускники Ла Масии имеют все меньше шансов попасть и в Барсу Б, поскольку руководство постоянно подписывает посторонних игроков для второй команды. И это вызывает серьезные опасения, так как клуб сам разрушает мост между Ла Масией и первой командой, в качестве которого и создавалась вторая команда ФКБ. Когда клуб приобретает 24-летних футболистов даже для Барселоны Б, не стоит ожидать, что ребята Ла Масии из ниоткуда появятся в главной команде. Аленья и Сампер производят впечатление в ходе предсезонки, но неизвестно, какое будущее им уготовано. Остается только надеяться на то, что Вальверде предоставит молодежи шанс проявить себя. Десятиминутное появление на поле, когда Блауграна ведет 4-0, не является достаточным для развития ребят. Необходимо позволять им играть в большем числе матчей, чтобы точно определить их потенциал. Не стоит забывать о том, что Месси, Хави, Иньеста, Бускетс и Пике не за недели стали суперзвездами. Они стали такими благодаря годам упорного труда, и клуб оказывал им доверие в течение этого непростого периода.