«Спартак» успокоился. Какого чёрта?
Чемпион больше не жжёт и снова потерял очки. А впереди матчи с «Краснодаром» и «Зенитом». Что будет дальше?
Осенью 2003-го «Рубин» примерил бронзовые медали ЧР, а по итогам чемпионата 2004 года казанский клуб красовался лишь на десятом месте в таблице. Тренер Курбан Бердыев, окрестивший попадание на пьедестал «прыжком выше головы», о последующей за успехом неудаче рассказывал с уклоном на пресловутый «синдром второго сезона».
″...«Да, я думаю, как раз его (синдром*) мы и пережили. И до начала сезона об этом факторе много говорили, но пока сам не прочувствуешь его, не поймешь, что это такое. Прежде всего это вопрос психологии. Есть два варианта, как его избежать: менять либо тренера, либо полкоманды», – в декабре 2004 года говорил Бердыев.
Курбан остался и перетряхнул состав, несколько лет разыскивал выигрышные сочетания и дважды вознёс «Рубин» на вершину российского футбола. Но то было в Казани – строили по плану и надолго – долой случайности, голый расчёт. Ничего общего с методами в клубе Федуна.
«Спартак» Карреры подпрыгнул до небес – вполне заслуженно выиграл минувший чемпионат, хотя сделал это совершенно неожиданно и на инстинктах, о существовании которых в «народной» команде мы вряд ли догадывались. Она выступала злой, горячей и готовой к любым невзгодам, также подкупала единством, коллективными селфи и обнимашками.
Пламенные чувства крепли молниеносно; Каррера буквально пришёл, увидел и победил. Древний штамп – он о скорости завершения конкретной битвы. И о том, что команде срочно нужна встряска. С медалями на шеях гораздо труднее: теперь чемпион раздражает всех пуще прежнего.
Стартовал второй сезон под руководством итальянского специалиста. «Спартак» в двух турах набрал два очка, в раздевалке не летают тарелки, иностранный тренер не душит переводчика, выключены камеры смартфонов. В Химках бьют красно-белых болельщиков и оскорбляют травмированного Зобнина – вокруг кипит житуха. Денис Глушаков после внезапной ничьей с «Динамо» выдаёт: «Всё нормально и спокойно обсудили». И едет на рыбалку с Шуниным.
Расслабился капитан, потухли и некоторые из его одноклубников. В психологическом смысле «Спартак» заметно остыл. Фанатам сложно принять безмятежность команды, наставник которой в конце прошлого сезона гневался из-за минимальной победы над «Томью». Осечка в матче с «Динамо» воспринимается как поражение. Я покидал стадион в Химках с надеждой на то, что Массимо устроит лёгкое семейное насилие и отлупцует не удержавших голевое преимущество футболистов, ещё весной считавшихся неудержимыми по другой причине.
Спонтанность в симбиозе со страстью и рвением куда-то испарились, за ними скрылся фарт. Теперь эксперты ожидают хладнокровную реализацию проекта на ближайшее будущее. Есть ли этот план вообще? Был ли он составлен в межсезонье с учетом всех турниров и плотности календаря? Важнейшие вопросы, ведь по истечении двух туров в СМИ то и дело маячит тревожное слово «усталость». А это уже физическое, касается деталей летних сборов.
Весенний триумф отпустил, пошёл сухой рабочий процесс. Тренер прежний, но под влиянием различных факторов Каррера вынужден экспериментировать и стыковать неизведанные сочетания футболистов. В Уфе «Спартак» действительно сменил полкоманды, да только пользовался тем резервом, который никак не добавляет класса. И разводившие руками лидеры отчего-то перестали правильно реагировать на манёвры друг друга. Дошло то того, что я соскучился по Ещенко.
Джикия, Самедов, Адриано – зимой прилично затарились, потому что Леонид Федун почувствовал близость долгожданного кубка; без этих людей чемпионство осталось бы в мечтах. Надеюсь, в «Спартаке» понимают: лечение «синдрома второго сезона» не состоится без мощных трансферов. Войдут новички – и тогда с Карреры спросят по полной программе. Войдут и провалятся – достанется и футболистам, и Массимо, и селекционерам, и клубному владельцу.
Думаю, ученик Конте в любом случае закинет дров в семейный очаг, и в матчах против «Краснодара» и «Зенита» внутри «Спартака» зафиксируют стихийное возгорание. Сила эмоции разбудит красно-белых – только так. История показывает: даже самый долгосрочный и успешный план с пропажей страсти может загнать невозмутимого творца в нищий «Ростов».