5 мин.

Не кризис, а фронт работ

Василий Уткин рассуждает о Спартаке после матча с Динамо Москва.

О Спартаке говорить интереснее, чем о ком бы то ни было, тем не менее с командой сейчас не происходит ничего такого, что было бы не предсказуемым. Не все очевидно происходит – но ведь и само чемпионство спартаковцев, которое блестит теперь только тем, кто сам сидит в кармане у Карреры и видит лежащую там золотую медаль, сама та победа тоже яркий пример неочевидного, неожиданного. 

А сейчас все абсолютно ясно. И проблема более насыщенного графика (хотя 120 минут кубковой игры в первом матче сезона никому не могут даться легко). И отсутствие третьего дееспособного игрока в центральной зоне. И ментальные проблемы – коллега Казанский удивился этой формулировке Карреры после ничьей в Химках, но, по-моему, все понятно. Спартак не привык побеждать. Он слишком долго шел этой цели. Команда, как бы ни хорохорилась, сейчас удовлетворена и сыта. А должна быть голодной. В Италии это, наверное, называют ментальной проблемой, но перевести и вправду можно было точнее. 

Вот и все. К этому сводятся что статистические выкладки, что комментарии действующих лиц. Сведутся и колонки умствующих время погодя. 

Всё это не кризис, а фронт работ, и так будет, по крайней мере, до сентября. Почему? Да потому, что до этого времени можно искать усиления, то есть менять ситуацию извне, и до сентября не начнется игра на множество фронтов. 

Что такое потеря Спартаком Зобнина, если разобраться?

Это потеря прессинга. Для активной игры в центре поля полузащитников, способных выполнять большой объем работы, должно быть три. Ивелин Попов так играть не может чисто физически. То же самое с Жано. Других очевидных кандидатов нет, но при желании можно вспомнить, что Дмитрий Комбаров когда-то провел несколько матчей в центральной зоне. Такое чисто риторическое воспоминание, не имеющее никакого практического применения. 

Творческая проблема Спартака заключается в том, что очень хочется использовать впереди и Зе Луиша, и Луиса Адриано разом. Потому что Зе райне полезен умением бороться, он едва ли не лучший в борьбе за верховые мячи с его каучуковым прыжком и каменными плечами, но – как бомбардир, как футболист забивающий Луис Адриано гораздо интереснее. Локомотиву Спартак забил, когда, выпустив игрока на левый край (позицию бразильца), фактически заменил Зе Луиша; и переведенный в центр Луис с подбитой рукой и взвинченными нервами забил почти сразу. 

И вот они вдвоем играют в нападении против Динамо. Как пара, как тандем. Но если в одной линии появляется лишний игрок, значит, откуда-то он убывает. 

Каррера верно отвел для такого эксперимента игру против новобранца премьер-лиги. Глупо же искать варианты в трофейной суперкубковой игре. Спартак сыграл в атаку – слева Мельгарехо, справа Промес (и еще в других местах, но формально тут) – и в центральной зоне осталось двое. Это дало плоды в первом тайме. Но дальше… 

Динамо ведь не выглядело слабой командой. Ментально (простите) не выглядело. В первом тайме динамовцев смяли, кое-где даже порвали, но они пытались играть в свое. И Панченко старался мешать Фернандо начинать атаки (пока это имело смысл), и перехват с голевым моментом Ионова в самом начале тоже был не индивидуальным, а, конечно, запрограммированным, приготовленным действием. И двигались динамовцы совсем не медленнее Спартака – медленнее они играли, что не одно и то же. 

Во втором тайме все эти качества на фоне усталости спартаковцев и нехватки игрока в центре (заметьте, Каррера заменами количественно именно эту зону укреплял и Поповым, и Тимофеевым) стали актуальными. Добавим сюда коррекцию, которую тренер Динамо Калитвинцев, безусловно, сделал в перерыве, и активные замены, в особенности сработал выход Ташаева вместо Катрича, и дело тут вовсе не в голе. У меня сложилось убеждение, что Ташаев, футболист настырный и резкий, приберегался Калитвинцевым именно под уставшего соперника как острый такой козырёк. 

Тем не менее Спартаку ничего не стоило отстоять победу. При всех проблемах он получил простор для контратак. И они были. Третий гол был необходим, но вряд ли на это так смотрели футболисты; со стороны казалось, не получилось – и ладно. Не утверждаю. Это вообще очень скользко – рассуждать о том, что они там чувствовали в глубине своих неравномерно татуированных тел. Так что – просто ощущение. 

Самое интересное, что Динамо сыграло на порядок интереснее Локомотива. Тот-то просто кучей стоял, как высотка с лейтенантом Кверквелией на командном пункте, которому командование обещало орден. А в Динамо и мысль тренерская играла, и у игроков азарт проснулся. Я бы даже не стал говорить, что поздновато; на самом деле вот если бы Динамо повело в счете, а уже потом получило бы неизбежные в силу класса соперника голевые оплеухи – вот тут бы восстановиться синим было гораздо сложнее. А так – их план даже не начинал работать, его стоило просто запустить и поверить в себя.

С нетерпением буду ждать игры Динамо против Урала. Это будет игра двух хитрых тренеров во главе посредственных, но дисциплинированных и натасканных на выполнение разных игровых задач команд. 

Спартаковские же болельщики споют свою новую песню «К вам приехал чемпион страны!» на стадионе в Уфе. Но там уже знают. Это раньше к вам, Уфа (Урал, Анжи, Амкар) приезжал просто Спартак. Теперь все по-другому. Спартак, видимо, думал, что только для него и только в торжественном смысле. Но нет; это для соперников все стало куда интереснее, особенно на своем поле. 

А нам с вами вопрос на засыпку: кто на острие? Зе? LA? 

Оба-два?

Василий Уткин