Тосно: испытание Премьер-лигой
Не могу сказать, что матч новичка Премьер-лиги вызвал ажиотаж в городе. За полчаса до его начала не было традиционных для матчей на Петровском потока людей по Ждановской набережной, не было очередей на вход, многочисленных торговых точек с атрибутикой и аквагримом.
При выходе с Большого проспекта на Ждановку бросалась в глаза огромная очередь из желающих купить билеты. Хотя давно уже функционирует электронная продажа (да-да, даже на сайте Тосно можно купить билет онлайн), желающих приобрести заветный квиток в нескольких кассах стадиона было более чем достаточно. Хотя во многом это было ожидаемо: клуб накануне закрыл электронную продажу ("по техническим причинам"), призвав болельщиков в кассы. Многие из-за этого смогли попасть на стадион только к концу первого тайма.
За 15 минут до начала, когда уже были озвучены составы и прогремел известный гимн одной страховой компании, стадион выглядел полупустым. К концу первой половины встречи самые дешевые места были заняты, появились зрители на центральных секторах. На 11 секторе пытался поддерживать команды свой скромный фан-сектор.
Важно отметить два обстоятельства.
Во-первых, на Тосно пришла совершенно иная публика, нежели на Зенит: были и семейные пары, большое количество детей и пенсионеров. Некоторые зрители, усаживаясь на свои места, спрашивали соседей: «В какой форме наши?» и, получив ответ, начинали изучать программку и расслабленно наблюдать за происходящим на поле.
Во-вторых: на мой вкус, менеджмент команды полностью провалил PR кампанию первого матча: не было никаких болельщицких активностей, никакой рекламы, призывающей прийти на стадион. Продажа абонементов открылась за 1 (!!) день до первого матча команды, и была организована в 2 (!!) торговых центрах в северных районах Санкт-Петербурга. Знаете, когда покупаешь абонемент (который продается только за наличные) на домашние матчи команды Премьер-лиги в кассе детского парка развлечений Angry Bird Activity, чувствуешь себя как-то неловко.
По большому счету, у Тосно есть прекрасная возможность набрать аудиторию: многие зрители говорили, что пришли переживать «за своих», чуть ли не в знак протеста против «миллионеров из Зенита». Казалось бы – вот оно: тысячи любителей футбола, которым не интересен или не доступен поход на «Зенит», пенсионеры, отцы, готовые привести сыновей в первый раз… Но нет: ни сети продажи абонементов, ни сети продажи билетов, ни атмосферы праздника… Полупустой стадион к моменту начала матча и тишина на трибунах.
Ребята из Тосно, сделайте что-нибудь с этим, а? Сделайте несколько точек продажи атрибутики, сделайте развлечения для детей, откройте точки питания, зону для фотографий – людям должно быть интересно прийти на футбол. Дайте рекламу по городу, создайте минимальную дисконтную программу привилегий для владельцев абонементов – и будут люди, будет праздник.
Да, это накладно. Но в конце концов вложения окупятся.
Еще из атмосферы: самыми громкими на трибунах оказались дети - воспитанники клуба, которые несмотря на ранний школьный возраст скандировали кричалки в поддержку команды.
Что касается самого матча, то Тосно смотрелось достаточно зрело: команда Парфенова создавала моменты, играла в перехват, старалась бороться и разыгрывать мяч. Уфа выглядела чуть более опытной командой, которая смогла перетерпеть сложные периоды в матче, собраться и реализовать созданный момент. Показалось, что тосненцы насоздавали гораздо больше моментов, но, к сожалению, класс команды и игроков не позволил реализовать их и заработать первое очко в высшем дивизионе страны.
Безусловно, правы игроки: команду ожидает 30 финалов, в каждом из которых надо набирать очки. Матч с Уфой показал, что Тосно смотрится достойно с середняком Лиги. Это значит, что матчи с командами второй половины таблицы могут принести необходимые очки. Также не вызывает сомнений, что тосненцам не хватает хороших исполнителей, способных решать эпизоды в свою пользу, добавлять остроты. Пока перед нами неплохая добротная команда, понимающая, что она делает на поле. Осталось добавить к этому исполнительского мастерства, и очки начнут добавляться в копилку.
Но правы фанаты - все только начинается!
Фотографии ФК Тосно (фотограф: Павел Алексеев)
На секудочку Электрон обходился Тосно в 100 000 рублей, а Петровский в 4 000 000. И вы до сих пор в серьез считаете что Тосно полезней играть на Петровском? Даже в плане финансово они выигрывали в Новгороде. А на те оставшиеся 3900 000 можно было организовать очень многое.
Спасибо РФС! Вы принимаете лучшие решения. Отказывая Тосно с формулировкой, что нужно играть не дальше 50км от места регистрации и позже предлагая СКА-Хабаровску играть в Химках. Конечно, вы отказали не ради афиши "Питерское дерби", а только изза того что стадион был неполноценной вместительности. .
И немного грустного: многие твердят "Зачем Питеру 2 команды в Вышке?" . А я за то, чтобы по 2 было и в Краснодаре, и в Ростове... и 5 в Москве!! Играть надо там, где на это сейчас больше причин! И плюс к этому -- объективные законы природы. Вспомним, что при Союзе у нас было 2 региона, от которых в среднем с 1960 по 1991 играло примерно по 5 команд. Случайность? НЕТ! ... Вот прошло 25 лет, как Россия играет своим чемпом, а стабильного распределения команд от регионов всё нет...А от Центрального ФО только Тула.... Играют те, у кого есть средства. Но рано или поздно и это утрясется.
При этом: даже в этих условиях надо работать с болельщиками. Свою аудиторию можно и в СПб найти, при желании. Да, это потребует средств, но это окупиться, если команда собирается задержаться в Лиге.
Но абонемент у нас в этом году самый дешевый 3000, в прошлом году были 2200 с отборочными ЛЕ и Кубком России плюсом