В.Н.М. forever
Уход Владимира Никитича Маслаченко - огромная потеря.
Многие, говоря о Маслаченко, вспоминают его перлы (навскидку можно вспомнить с десяток-другой разных лет). Между тем, его комментарий был многослойным, как хорошее постмодернистское произведение - по слою для каждого. Кому - легкость манеры, "перловка". Кому - оценка эпизодов.
Недавно В.Н.М. комментировал матч в Мадриде. "Реал" играл с "Миланом". Матч-иллюстрация. В.Н.М. вел его легко. Прибаутки, ирония, имитация диалога ("ну, вы меня понимаете", "а, вы тоже заметили"). И при этом - ни одного попущенного эпизода. Ни одной не замеченной детали. Любая пауза в игре - это разбор, лаконичный, но в то же время исчерпывающий, как будто художник набросал мгновенный портрет прохожего, и к нему, к портрету, не добавишь уже ни штриха. Набросал - и дальше, за свое. Он был виртуозом, Владимир Никитич.
В диалогах с телезрителями - его харизма. Согласитесь, сказать во время репортажа "да, да, вы тоже заметили" - это не просто знать, что тебя слышат. Это знать, что люди с тобой на одной волне. Именно знать. Быть уверенным в этом. В.Н.М. мог быть в этом уверен. Он формировал виртуального собеседника - и этот собеседник совпадал с реальным.
Он был ироничен. Мог смеяться над собственным неправильным прочтением чьей-то фамилии как над причудой, неловкостью. Он мог ошибаться, но как-то глупо писать что-нибудь вроде "но ему это прощали". Кто прощал-то? В прощении есть снисходительность, а между В.Н.М. и его аудиторией не могло сложиться таких отношений. Ни с одной, ни с другой стороны, как мне кажется.
Он был стихией, и, наверное, ни о ком из ныне живущих комментаторов нельзя такое сказать. Можно сказать много другого, хорошего. В чем-то они превзошли В.Н.М. (не все, конечно, но кое-кто). Но вот "стихия" - это про него.
Он ушел внезапно, и в этом "вдруг", наверное, была некая благосклонность судьбы. Он был слишком большим, чтобы затухать.
Я был его зрителем и слушателем. Всего лишь. Или нет. Не всего лишь. Матч с Маслаченко был как три матча.
Он незаменим, это правда. И какое-то время (длительное, длительное время) комментаторское сообщество будет напоминать бублик. С пустотой посерединке. Напоминающей о том, фигура какого масштаба была с нами - и ушла.
Конечно, жаль, что ушел. Вчера люди его слушали и любили. А сегодня его уже нет. Неужели сожаления безосновательны?
Но вот обвинять людей, пишущих эти два дня о Маслаченко в неискренности - глупо и неуместно.
Позерство - не эти тексты. Все они пишутся от души, как ни банально это звучит.
Позерство - вот этот твой камент. Не всегда поход против толпы признак большой оригинальности.
Хотелось бы только уточнить. Станислав, по сути мы об одном и том же. Ваши слова: «Потеря ощущается как потеря не тогда, когда о ней думаешь в теории, а когда она происходит». Это-то и удивляет. Конечно, с истерией по Пуэрте сравивать нельзя. Его-то, Пуэрту, фамилию и треть наших болельщиков не слыхала толком. А в лицо дай Бог если 1% знал... Здесь, конечно, случай другой. Голос Владимира Никитовича все мы знали очень хорошо. Кто-то любил его комментарии, кто-то, чего греха таить, посмеивался над воспоминаниями, как он вытеснял Лёву с позиции №1 в сборной СССР. Всё было. Идеализация претит вот такая, постфактумная.
Ну честное слово, так приятно было бы прочитать про суперкомментатора Маслаченко с месяц назад. Контраст уж больно резок.
Ещё раз к автору. Станислав, эти 2 моих комментария вовсе не вам в пику. Просто читал-читал, да и выплеснулось. Извините за то, что произошло это в обсуждении именно вашей статьи.
Дальше. Уважаемый Константин, в январе я планирую навестить славный город Минск. В общем-то, встречаться с вами в мои планы ни разу не входило. Но в контексте того, что вы смело разбрасываетесь словами типа «кретин» и пр., хотелось бы услышать объяснения. Желательно в реале. А то, смотрю, ручонки под клавиатуру заточены неплохо.
Органам привет. Вы не терпите рукоприкладства - я не терплю оскорблений.
Полагаю, дальнейшая переписка ЗДЕСЬ неуместна.