Как изменилась трансферная стоимость клубов РФПЛ за сезон 2016 / 17
Наверное, мало кто может назвать крайний сезон нашего чемпионата обычным и заурядным: первое за 16 лет чемпионство Спартака, перестройки в ЦСКА и Зените, ещё одна неудачная попытка Краснодара завоевать медали, притягательный Ростов и безнадёжный Рубин (впрочем, в следующем сезоне они, видимо, поменяются местами), неожиданные пятое место Терека и возвращение Локомотива в еврокубки, удивляющие, несмотря на скудный бюджет Амкар и Уфа, сменивший курс развития Анжи, скандальный Урал, до конца боровшиеся за выживание Арсенал, Оренбург и Крылья Советов, а также вынужденно помолодевшая, но покинувшая элиту российского футбола Томь.
Несмотря на уход многих звезд, чемпионат не слишком много потерял в своей зрелищности, а также открыл для зрителей новые имена, которые стали на слуху у всех любителей РФПЛ. В этой статье мы посмотрим, как изменилась трансферная стоимость команд, а также проанализируем самые большие взлеты и падения цен конкретных игроков, используя последние данные сайта transfermarkt.de от 1 июня.
Начнем с общих цифр по клубам. Изменение стоимости считалось только для игроков, имеющих контракты с клубом; например, Васин добавил 1,2 миллиона евро ЦСКА, хотя первую половину сезона играл в Уфе, а Маурисио не принес ничего Спартаку, так как является футболистом Лацио. Суммарная стоимость всех игроков лиги уменьшились на 58 миллионов евро, в то время как четверка клубов в лице Зенита, Локомотива, ЦСКА и Рубина в совокупности потеряла 75 миллионов.
Тем не менее, болельщики ЦСКА и Локомотива могут записать себе этот сезон в актив: "красно - синие" за этот год успели открыть стадион, весьма безболезненно пережить смену тренера, потрясти футбольную общественность скандалом с Романом Еременко (если учесть падение стоимости Романа с 15 миллионов евро до нуля, то ЦСКА станет анти-лидером данного рейтинга), но все равно смогли занять второе место и попасть в третий квалификационный раунд Лиги Чемпионов. Локомотив же вернул икону клуба - Юрия Павловича Сёмина, с которым команда взяла кубок России и теперь в очередной раз спустя 2 года будет снова бороться в групповом этапе Лиги Европы. Смена руководства пошла на пользу клубу - был налажен контакт с надеждой Локомотива Алексеем Миранчуком, проведена работа с болельщиками, начали решаться проблемы с многомилионными контрактами игроков, подписанными предыдущим менеджментом клуба. И если Илья Геркус ещё и причастен к расставанию Тарасова с Бузовой, то несмотря на огромное количество работы в следующем сезоне есть уверенность в том, что клуб постепенно перестанет трясти и мы получим ещё одного железного претендента на еврокубковую зону или даже чемпионство.
Зенит и Рубин не угадали с назначением на тренерский мостик Мирчи Луческу и Хавьера Грасии, что привело к ухудшению результатов и как следствие, падению трансферных стоимостей. Претензии тренера Зенита по поводу непригодной трансферной политики после ухода Гарая, Халка и Витцеля ещё несли в себе смысл, но постоянные апелляции к судьям, а также конфликтные отношения с некоторыми игроками привели к закономерной отставке по истчению сезона. Грасии было просто не на что жаловаться, ведь в его руках был полный карт-бланш в соответствии с возможностями клуба, поэтому неудовлетворительные результаты Рубина обусловлены только тренерским провалом. Пришедшие им на смену Манчини и Бердыев просто-напросто обязаны вдохнуть новую жизнь в вверенные им коллективы и сделать их претендентами в борьбе за медали.
Теперь подробнее о самих цифрах. На фоне чемпионства вполне объяснимыми кажутся 9 миллионов Спартака, лидирующего и по этому показателю в этом сезоне. Куинси Промес добавил к своему ценнику для потенциальных покупателей из АПЛ как минимум 5 миллионов, набрав 12+9, (по обоим показателям он третий игрок чемпионата), Роман Зобнин добавил к стоимости 4,5 миллиона. Бывший динамовский полузащитник стал неотъемлемой частью не только народной команды, но и сборной, и на фоне этих цифр потеря 3,5 миллиионов у Мельгарехо (которым ещё во времена Бенфики интересовался тогдашний тренер Ливерпуля Брендан Роджерс) не выглядит такой уж и большой. На втором месте расположился Амкар, и тут нужно сказать спасибо Джикии и Селихову, которые на двоих добавили 2,75 миллиона. В январе 2017-го они перешли в Спартак вдвое дороже (5,85 миллиона), что помогло Амкару решить свои финансовые проблемы. Также на 1 миллион увеличил свою стоимость Николай Зайцев, первую половину сезона отыгравший в паре с Джикией и при необходимости игравший справа.
Eсли сравнить его показатели с показателями защитников последнего состава сборной России, то в течение этого сезона он смотрелся вполне на уровне, обгоняя их по проценту выигранных верховых дуэлей (Aerial Duels Won), отборов (Tackles won) и ключевых пасов (Key Passes).
Возможно, его основная позиция (правый центральный защитник) немного не подходила под стиль игры в 3 защитника, выбранный Черчесовым, но в Амкаре он отыграл довольно много матчей в этой вариации, исполняя роль либо центрального, либо правого центрального.
Уфа стала третьим клубом в данном списке, и во многом благодаря превосходной игре Андрея Лунева, превратившегося из третьего вратаря клуба второй половины турнирной таблицы в голкипера Зенита и сборной России. Про него будет отдельный материал в другой статье, здесь лишь скажем, что за первую половину сезона его стомость возросла в 400 раз с 50 тысяч до 2 миллионов евро, а за весь год - в 700 раз с 50 тысяч до 3,5 миллионов евро!
Стоит отметить, что Беленов, перешедший в Уфу и заработавший немало важных очков для команды Сергея Семака, увеличил свой трансферный депозит на 1 миллион евро в Уфе и ещё на 1 миллион в Анжи. В Тереке больше всех добавил в стоимости Далер Кузяев (1,5 миллиона), в итоге перешедший в Зенит.
Первые 5 команд с отрицательным изменением стоимости оказались из нижней части турнирной таблицы, что в принципе логично. Но тем интереснее было увидеть 4,8 миллиона потерь у Краснодара. Снова став лучшим бомбардиром турнира с 18 голами, Смолов, как и Промес, добавил 5 миллионов к своему ценнику на переход в Европу, но этого не хватило, чтобы перебить падения стоимости своих одноклубников: Мамаев - 3 миллиона, Вандерсон - 2,3 миллиона, Ахмедов и Гранквист - 2 миллиона, Перейра - 1,5 миллиона. Казанский Рубин может похвастаться тем, что оба татарина (Набиуллин и Жемалетдинов), играющие в клубе, вошли в список из шести человек, увеличивших свою стоимость на фоне провального сезона. Если вам кажется, что шесть человек - это мало, то в нынешнем сезоне РФПЛ есть клуб, где таких игроков ещё меньше: Локомотив может похвастаться лишь тремя футболистами с возросшей стоимостью - Миранчук (2,5), Фернандеш (0,5) и Баринов (0,5).
О Зените и ЦСКА будет сказано отдельно в следующей статье, где мы детально посмотрим на 5 игроков с самой возросшей относительной стоимостью, а также на 5 игроков с самой упавшей абсолютной стоимостью.
Подписался на блог.