Останется только один
Замечательный, на мой взгляд, текст, посвященный финалу ЧМ-2002.
Главная дуэль финала: Роналдо против Оливера Кана
Такие матчи вообще-то плохо раскладываются на составляющие, но грядущий финал чемпионата мира выглядит случаем . Чтобы забивать немцам, нужно быть Роналдо или Ривалдо. Чтобы остановить бразильскую атаку, нужно быть Каном. В этом противостоянии и решится, чья возьмет. А победитель этой дуэли будет коронован игроком турнира. Ведь по существу "КАНский фестиваль" и реинкарнация Роналдо - те немногие моменты этого странного чемпионата, о которых можно говорить с придыханием - как о чем-то действительно великом.
Супервратарь. Воплощенная невозмутимость. Ubermensh. Фигура, излучающая "волевую энергию", - полагаю, так сказал бы про него Ницше. Игрок, в противоборстве с которым даже самые искусные форварды теряют самообладание и предстают прямолинейными неумехами. Истрепанный футбольный трюизм "вратарь - полкоманды" изрядно не дотягивает до исчерпывающей роли Оливера Кана в сборной Германии-2002. "Кан - США - 1:0" - с такой шапкой вышла газета "Бильд" после четвертьфинальной победы сборной. "Может ли один человек выиграть чемпионат мира?" - таким вопросом, не боясь преувеличить, в заголовке задается "Киккер". "Germany Kahn do it", - аршинными литерами отвечают на него в канун финала британские газеты, неспособные комментировать события без иронии и двусмысленностей.
От любви до ненависти - один шаг. От ненависти до любви - значительно больше. На протяжении долгих лет Кана искренне ненавидели почти везде за пределами его родного Карлсруэ и Баварии, в главный клуб которой он перебрался в 94-м. За нелюдимость, дикий нрав, необузданную агрессию по отношению к соперникам, судьям и даже партнерам. "Выходя на тренировку или матч, Кан оставляет свою человечность в раздевалке", - утверждает игравший вместе с ним в "Карлсруэ" Сергей Кирьяков. Зрители забрасывали Кана шкурками от бананов, а однажды разбили голову запущенным с трибуны мячом для гольфа. Телекомментаторы уподобляли Кана обезьяне и вслух посмеивались над его брутальной пластикой. Долгое время Кан слыл совершенно ординарным вратарем, нимало не интересуя своей персоной молодежные сборные. В первых своих трех матчах за "Карлсруэ" пропустил 9 мячей и следующего шанса ждал почти три года. Но Кан умеет ждать. Свою значимость для сборной Германии он также доказывал годами: на ЧМ-94 на его свитере был нашит 22-й номер, на ЧМ-98 -- уже 12-й. Это только сейчас кажется, что Кан является лучшим вратарем планеты чуть ли не испокон веку: нынешний чемпионат мира - первый для него в качестве основного голкипера бундесманшафт.
Сегодня демонический облик, холодный взгляд и жестокость манер, за которые Кана недолюбливали повсюду, возглавляют список его достоинств. "Кан просто запугивает форвардов", - раскрывает профессиональный секрет Зепп Майер, голкипер золотой сборной Германии-74 и тренер вратарей "Баварии". Это действительно так: своим непоколебимо твердым, гипнотизирующим поведением Кан выиграл не меньше дуэлей с форвардами, чем реакцией и . Ирландец Дафф, камерунец Олембе и американец Донован, выходившие на этом чемпионате один на один с Каном, теряли самообладание и послушно катили мяч ему в руки.
Сейчас, когда Кан обласкан прессой, признан публикой и ценим профессионалами, он говорит, что любит играть на пределе, нуждается в антагонистической , а попадая в нее - упивается ею. "Чертовски приятно играть на выезде, при полных трибунах и против сильных команд. Все бесятся от злости - а ты ловишь мячи". Я не знаю, выиграет ли он финальный матч. Но по крайней мере атака сборной Бразилии должна подарить Кану его излюбленную стихию.
С Роналдо - другая история. "Наследник Пеле", звездный мальчик, уже в неполные 18 лет в качестве аттестата о своей исключительности получил золотую медаль чемпиона мира. Тогда, в США-94, он не играл, но во Францию-98 приехал первой скрипкой бразильского оркестра. Потом был финальный матч, проигрыш которого почти всецело объясняли черным днем Роналдо. А потом его "черный день" растянулся на годы...
Зубастик снова забивает практически в каждом матче, но разнесенную мировой прессой радостную весть "Роналдо вернулся" следует признать сформулированной неточно. Это совсем другой Роналдо. Не мальчик, но муж. Не всесильный вундеркинд с уникальным набором качеств - но умный мастер, сполна те, что остались. Его финты утратили прежнюю легкость, дриблинг больше не ввергает в эстетическую нирвану, ассортимент приемов сузился - но опасность, исходящая от него, не стала меньшей. Просто теперь Ривалдо с Роналдиньо да заслуженные артисты Бразилии Эдмилсон и Денилсон напоминают публике, что она наблюдает за "кудесниками футбола", а Роналдо походит скорее на итальянского форварда, стремящегося обратить в голы всякий свой шанс. На этом чемпионате мира Роналдо не устраивал цирковых представлений с их бесплодной красотой, не гнался за внешними эффектами, но 17 раз пробил в створ ворот - на 6 больше ближайших своих преследователей в этом реестре. Каждый из шести его мячей выглядел довольно просто, неброско, прозаично, однако в этой их простоте своя изысканность.
В Роналдо в его новой инкарнации стало сложнее влюбиться; его стало проще уважать. Все то, что было у Роналдо-1998, выглядело дарованным свыше. Все то, что есть у Роналдо-2002, отвоевано у непростой судьбы им самим. Интересно, какой Роналдо добьется большего.
Дмитрий Навоша http://www.izvestia.ru/sport/article20268/