Николас Ломбертс: «Мой лучший матч? Тот, в котором я забил в ворота команды Луческу»
За последние 10 лет Николас Ломбертс побывал в студии "Радио Зенит" бесчисленное множество раз. В прощальном интервью защитник сине-бело-голубых вспомнил, как смотрел матчи на фанатской трибуне, сравнил последние сборы команды с тюрьмой и пообещал, что еще обязательно приедет в Петербург.
- Сейчас, когда эмоции от последнего матча на "Петровском" улеглись: что было самым крутым в тот вечер? Был момент, после которого хотелось плакать?
- Перед игрой, во время и после эмоции у меня были очень сильными, все это видели. Думаю, это нормально после 10 лет в команде с такими фанатами. Я ожидал, конечно, какого-то перформанса, но не думал, что это будет настолько масштабно. Они пели мое имя 60 минут! Я сидел и думал: ок, они остановятся на 6 минуте, потому что я играю под шестым номером. Потом я подумал: а, они остановятся на 10 минуте, потому что я играл в «Зените» 10 лет. Но они продолжали петь, они пели и пели. А когда я пошел разминаться фанаты начали кричать Луческу, чтобы он выпустил меня на поле и спели «Остановите, Коле надо выйти». Это было по-настоящему круто.
- Что чувствует человек, когда его фамилию 60 минут скандируют болельщики?
- Никому раньше такого не делали, по крайней мере, я такого не помню. Я чувствовал себя великолепно, потрясающе. Ребята на скамейке рядом со мной говорили: когда они уже закончат петь? Все боялись, что лягут спать, а в ушах все еще будет звучать Николас Ломбертс!
- Вам подарили футболку, сшитую из кусочков всех форм Зенита за 10 лет. Что с ней будет?
- Помещу ее под рамку и повешу на стену в своем доме. Это очень классный подарок, очень оригинальный, интересно сделанный. Я сохраню эту футболку до конца своих дней.
- Матч «Зенита» со «Спартаком» в Москве вы смотрели с фан-трибуны. Как это было?
- Было очень круто. Фанаты спросили меня: хочешь вместе с нами болеть за «Зенит» на фан-секторе? Я ответил: да, почему нет? Это очень интересный опыт. Перед игрой я побил рекорд по селфи, все хотели со мной сфотографироваться. Потом, когда матч начался, я вместе с болельщиками пел песни. Еще ребята заботились о моей безопасности, что было довольно важно, все-таки «Спартак» - это наш враг, никогда не знаешь, что может случиться между фанатами обеих команд. В общем, это был особенный момент. Я рад, что побывал на гостевом фан-секторе до своего отъезда, ведь на вираже на «Петровском» я бывал и раньше.
- Три месяца назад вы сказали: у меня есть время, чтобы попрощаться с Петербургом. Удалось? Как это происходило?
- За три месяца можно много успеть. Я прощался с городом, гулял больше, чем обычно. Мне хотелось запомнить Петербург и одновременно посмотреть на него другими глазами – не жителя, а туриста. Мне хотелось осознать, что я больше не живу в Петербурге. Конечно, я буду приезжать сюда, но это совсем не то же самое. И эти прогулки, кстати, тоже были для меня очень эмоциональным моментом. Дни проходили, я вел обратный отсчет: 100, 99. Сначала время тянулось медленно, а теперь оно просто летит. Я уже представляю, как трудно мне будет, когда я сяду в самолет, он взлетит, а я увижу Петербург с высоты.
- Есть человек, по которому вы будете особенно скучать?
- Саша Анюков. Я играл с ним очень долго, он стал моим лучшим другом. Я буду по нему очень скучать. Конечно, я буду вспоминать весь персонал «Зенита»: физиотерпевтов, поваров и тех, кто работает в прачечной. Я знаю их тысячу лет. Желаю им всего самого лучшего, надеюсь, им будет тут хорошо и без меня.
- Почему у Мирчи Луческу не получилось в «Зените»?
- Спросите меня через пару месяцев, тогда я смогу говорить свободнее. Но этот сезон с Луческу был явно не самым приятным для меня. Даже в моей последней игре на «Петровском» он выпустил меня всего на пару минут. Он боялся, что я совершу ошибку. Под его руководством у меня появилось чувство, что я недостаточно хорош, что я больше не умею играть в футбол. Луческу наградил меня этим чувством. Мне очень жаль. Сейчас я надеюсь, что вновь почувствую радость от игры в «ОстЭнде». Поймите, главная причина, почему я ухожу – я больше не играю. Если бы я играл, я бы остался в Петербурге и закончил свою карьеру в «Зените». Но это выбор главного тренера, я его уважаю. При этом себя я не виню, я выкладывался и на тренировках, и в матчах на сто процентов. А потом Луческу говорит, что весь сезон я был психологически не готов. Мне очень жаль это слышать.
– Расскажите про «Остэнде», про город. Где теперь будет играть Николас Ломбертс? Мы приедем в гости.
– Это не такой уж большой город недалеко от Брюгге. Если кто-то из Петербурга решит приехать ко мне на родину, добро пожаловать на игру. Клуб существует довольно давно, сейчас там сменился президент. Теперь команду возглавляет миллиардер, и он активно вкладывает в нее средства. Перед «Остэнде» поставлена цель побороться за право участвовать в еврокубках. Для этого нужно успешно конкурировать с лидерами бельгийского первенства – с «Брюгге», «Стандардом» и «Андерлехтом». Новый президент болеет за «Остэнде» более 40 лет, так что ему очень хочется сделать что-то для клуба. Состав у команды неплохой, «Остэнде» занимает четвертую строчку в чемпионате, что позволяет сыграть в следующем сезоне в Лиге Европы. Кто знает, может быть, зенитовцы встретятся с моей новой командой уже в ближайшем розыгрыше еврокубков. Ведь я так много раз играл за «Зенит» против бельгийских клубов. В общем, если «Остэнде» встретится с сине-бело-голубыми - это будет здорово.
– А сейчас пойдем по списку всего самого-самого. Ваш лучший матч в футболке «Зенита». О каком вы бы рассказали вашей дочери Виктории?
– Ух, у меня было 280 матчей. Ну пусть это будет матч с «Шахтером» в Лиге чемпионов, когда я забил победный гол. Помню, что на том матче в 2011 году присутствовал президент России Дмитрий Медведев. И если я все правильно помню, то и президент Украины тоже там был. Тот гол – памятный, я забил его в ворота команды Мирчи Луческу. Так что своей дочери расскажу об этой встрече. Ну а еще о гостевом поединке против «Вильярреала» и о событиях 2007 года в Раменском. Понимаете, классных матчей было много, так что назвать один очень сложно.
– А какой матч был худшим в вашей карьере?
– В Генте. Я был очень разочарован, что мы тогда проиграли. «Зенит» в случае успеха одержал бы шесть побед в шести матчах группового этапа. До нас таким достижением отметились всего-то 5 или 6 команд. В Бельгию мы полетели без Халка и Витселя. Аксель пропускал встречу из-за перебора желтых карточек. Мы играли немного по другой схеме. Да, для нас с турнирной точки зрения всё было решено. Знаете, «Зенит» тогда играл так, как будто всем был безразличен результат. После того поражения я чувствовал себя очень плохо.
– Лучший день в вашей жизни.
– Рождение моей дочери. И конечно, среда, 17 мая 2017 года, мой прощальный матч на «Петровском». Да, определенно, это тоже один из лучших дней в моей жизни. Никогда еще мне не выказывали столько уважения. Я об этом внукам буду рассказывать! Я покажу им видео, может быть, они посмеются надо мной. Но это неважно, этот день останется со мной навсегда.
– Самый смешной случай в Петербурге.
– О, ну меня вечно об этом спрашивают, а я не знаю, что ответить. На самом деле меня злит и одновременно веселит то, как создаются пробки в городе. Чаще всего происходит незначительное ДТП, и вот машины стоят посреди дороги и ждут полицию. А мы стоим в пробке. Я вообще не понимаю, люди не знают, что сами могут разрулить незначительное ДТП? В общем, я злюсь, но затем мне становится просто смешно.
– Лучший тренер «Зенита».
– Дик Адвокат, мне с ним было наиболее комфортно. С ним мы выиграли все, это сиьный специалист. Было весело, тренировки были веселыми, даже сборы проходили хорошо. При Дике была свобода, на тех же сборах мы могли ходить куда хотели. Например, мы были в Дубае, и после занятий могли пойти в ресторан или по магазинам.
Сейчас такое представить довольно сложно. Последние сборы были больше похожи на тюрьму, и мы очень сильно уставали. Еще хочу сказать о Лучано Спаллетти. Тактически это был лучший тренер «Зенита» абсолютно точно. Он немало внимания уделял обороне, я многому у него научился.
– Любимое место в Петербурге.
– Вид, который открывается с бастионов Петропавловской крепости. На Петропавловке очень спокойно, нет машин, суеты, люди просто гуляют. А на другом берегу Невы ездят машины, туристы стоят в очереди в Эрмитаж, суета. Сидеть у стен Петропавловки и наблюдать за всем этим – большое удовольствие. Ты видишь движение города.
– Скажите что-нибудь лучшим болельщикам в мире.
– Это были лучшие годы моей жизни. Болельщики поддерживали меня в каждом матче. И я отдавался игре на 100 процентов, всегда. За «Зенитом» ездят везде, фанаты всегда с нами, даже в Сибири. Они в хорошем смысле слова сумасшедшие. Я еще раз хочу сказать спасибо за то прощание, которое болельщики устроили мне на «Петровском». Ребята, вы навсегда останетесь в моем сердце. Надеюсь, и я останусь в ваших сердцах.
Фото: Татьяна Сухарева, fc-zenit.ru, fc-zenit.ru, fc-zenit.ru