12 мин.

Самое безумное чемпионство в истории России

Репортаж Евгения Маркова из красно-белого ада.

Матч чемпионского «Спартака» против «Терека» можно рассматривать как правильную классицистическую комедию: там сохранены все возможные единства, есть мольеровский герой-резонер, а также сила, которая неожиданно появляется в конце и расставляет все по местам.

Единство места — все происходит там же, где Москва впервые за 16 лет отмечала спартаковское золото. В прошлые выходные уже была красно-белая Пермь: там нарисовали огромное чемпионское граффити, устроили факельную встречу автобуса и испугали легионеров русскими объятиями. А вот на арене «Открытие», после того, как Денис Глушаков увез оттуда волшебный миллеровский напиток, чемпионский праздник немного стих. Но только для того, чтобы вспыхнуть в день чемпионского матча у себя на стадионе — не когда решается чемпионство, а когда играет действующий чемпион.

Единство времени — все описываемые события укладываются в 24 часа, хотя между первым и последним действием прошло не больше пяти часов. Однако с временной ориентацией становится сложнее, когда первые ряды фанатских трибун напоминают окопы перед серьезной битвой, а забег по футбольному полю заканчивается часовым стоянием на одном месте. При этом все, как и положено, протекает быстро и целеустремленно.

Единство действия — никаких второстепенных сюжетов, только «Спартак», его чемпионство и самые счастливые люди России.

Резонер — Денис Глушаков. Персонажи такого плана почти не влияют на происходящее внутри книги или на сцене, но они говорят словами автора, обычно делятся умными мыслями и подводят итог. Денис Глушаков, точнее капитан Денис Глушаков, забил два гола «Тереку» и выглядел по-чемпионски уверенно, но это никак не повлияло на сюжет: развязка развязана, о финале узнали еще две недели назад. Но именно Глушаков — самый рассудительный игрок «Спартака»-2017 и герой. Не литературный, а просто герой. Голами и отношением к футбольному полю Денис уже доказал свой опыт и интеллект, а значит это настоящий резонер. Резонер конкретно этого матча. Трибуны несколько раз запускали его имя и устраивали перекличку: «Глашаков — похороны».

Действие I (Дзюба, стюарды и Каррера)

Перед матчем все улыбались и произносили две фразы. Люди покультурнее кричали «Мы чемпионы», а все остальные поздравляли друг друга фразой Дмитрия Комбарова. Эти моменты лучше всего покажут фотографии, потому что все красно-белое очень радовалось и ждало чего-то настолько большого, что боялось подумать о его содержании. Праздничная раскладка, много красного цвета и прочего серпантина — фанаты обещали шоу, футболисты распространяли эту новость в социальных сетях. Возле памятнику гладиатору кто-то уже пускает салют. Все-таки «Спартак» — чемпион.

На радостях даже можно потерпеть большое лицо Артема Дзюбы внутри фирменного магазина. С тех пор, как нападающий уехал в Санкт-Петербург, его изображение всегда охранял толстый спартаковский флаг, но на последний домашний матч сезона его почему-то сняли. «В семье не без урода», — шутили в очереди и на правах победителей не говорили про Дзюбу никаких гадостей. Правда, потом фанатская трибуна чеканила надутым презервативом с фамилией Артема, а все подземные переходы возле метро Тушинская слышали про него неприличную песню.

О чемпионском прорыве знали примерно все, но внутри «Спартака» и стадиона «Открытие» отнеслись к этой новости по-разному. С одной стороны, убрали заградительную сетку и все рекламные щиты за воротами, поэтому фотографы видели поле почти так же, как вратари. С другой — загнали под трибуны много солдат, а вот к трибунам приставили очень молодых стюардов, на которых в конце матча орали организаторы, чтобы они схватились за руки и показали, что умеют держаться.

На центральных трибунах все было, как обычно. Удивил только стол перед креслом Массимо Карреры, куда бы здорово поместился чемпионский кубок; но стол убрали, а с итальянцем начала разговаривать женщина из первого ряда.

Она, видимо, не умеет цитировать футболистов из своей команды и поэтому кричала: «Браво, Массимо».

Действие II (Оле-оле-оле)

Всем сразу было понятно, что этот вечер не совсем про футбол, поэтому сцена со всеми декорациями переехала на трибуны. На последнем матче сезона там висел итальянский флаг, мелькал шарф Forza Italia, а некоторые болельщики приходили в синих или белых олимпийках сборной Италии. На первом же матче Карреры фанатская трибуна подготовила баннер со словами «Ваш тренер папа Карло». Он, скорее, относился к футболистам, но все же немного задевал тренера.

Сейчас «Открытие Арена» поет на итальянском языке и готовит огромные полотна с изображением главного итальянца России. Там Карреру нарисовали рядом с химическими формулами, которые в начале второго тайма расшифровывали игроки; но посыл был очень понятен: золото (то есть Au) получилось за счет великолепной химии. По ходу сезона она порождала победы на последних минутах, а сейчас, благодаря ей, выкрикивают забытое «Оле-оле-оле, «Спартак» — чемпион».

В последнее время казалось, что такие кричалки остались где-то на кирпичных стенах или в первобытных лифтах, но это «фанатка» отбросила всю свою брутальность и опустила на время кулаки. Там все превратилась в мальчишек, которые обезумели и лезли в третье действие, где уже началась подготовка к чему-то страшному и очень масштабному.

«Спартак» к тому времени вел 3:0.

Действие III (Скоро начнется)

За воротами Артема Реброва во втором тайме происходили очень странные вещи. Сначала туда пришли люди с газонокосилками и начали убирать всю прилетевшую с трибун золотую крошку. Ее точно не было на поле, она никому не мешала, фотографы забирали кусочки себе на память, но главный по чистоте серьезно ответил, что они «убрали мусор».

Косилки полировали газон около семи минут, а параллельно с этим раз в десять секунд молотком стучали в рейку. Так разбирали конструкцию, которая поднимала наверх полотна, но вместе с остальными звуками и эвакуацией детей с первых рядов это напоминало грустное начало фильмов про что-то не очень приятное. 

Детям, действительно, было не очень комфортно на фанатской елке, особенно когда взрослые толкались и лезли друг на друга. Опытные стюарды догадались спустить их вниз, и многим ребятам это понравилось, потому что они еще никогда не были так близко к полю. Мальчики постарше шли на угловые части сектора и пролезали под ногами стоящих фанатов, как во время дня рождения у родственников, когда дети обычно лезут под стол и стаскивают у всех тапки.

К стюардам добавляли еще более молодых коллег, и многим от этого становилось жутко. Фанатский праздник набухал и уже начинал спускаться, а барьер все не выглядел слишком непреодолимым. За десять минут до свистка болельщики, сидящие за воротами, были уже внизу, они постепенно подходили к полю, заставляли ругаться ответственных за безопасность и доставали свою атрибутику. Дети в это время были где-то в безопасности, а вперед пошла старая гвардия.

Кто-то даже сидел на низком старте, чтобы рвануть к футболистам, и все очень ждали, когда этот матч закончится, потому что только тогда все начиналось.

Действие IV (Началось!)

Здесь наступает безумие, потому что никакого организованного выхода на поле никто не спланировал, но даже если бы и спланировал, то все равно бы получилась давка. Бежать по полю, искать футболистов и щупать руками газон получается всего несколько секунд, потому что людей слишком много, у всех включены телефоны, все кричат про Антоху и постоянно толкаются.

Скоро становится даже страшно, и не только женщинам, зачем-то появившимся там малышам и заблудившейся бабушке, а футболистам. На Луиса Адриано вешаются возле скамейки запасных, его руки и ноги постоянно кто-то держит, бразильцу сложно идти: кажется, он пропадет внутри стадиона. Но в такой момент Адриано вспоминает русский язык и просит всех быть аккуратнее.

Это не помогает. Ворота уже давно сломаны, навес над скамейкам прогнут, кто-то постоянно наступает на крышу тоннеля, люди слезают с трибун на поле, стюарды путают фотографов в красных манишках с обычными болельщиками. В общем, все смешивается, а награждение чемпионов откладывается больше, чем на час. Люди не идут назад, происходит не самый приятный сценарий внутри стадиона, а в центре поля даже случается драка фаната против стюарда.

Диктора никто не слушает, и даже когда микрофон берет один из фанатов и на доступном языке объясняет, что надо отходить, ничего не меняется. Он даже пробовал заряжать «Отходи» или «Один за всех» — в ответ летело «И все за одного», однако никто не двигался. Поэтому сотрудники клуба и стадиона много матерились, на поле даже появился распихивающий всех Аркадий Дворкович. На нем была чемпионская форма «Спартака», он бегал между людьми, огрызался на болельщиков и просил, чтобы они отошли. Не помогало ничего, ведь сзади никто не отходил; по стадиону даже объявили, что церемонию награждения могут отменить.

Все спас ветеран «Спартака» Александр Мирзоян: он взял микрофон и долго руководил толпой — тот самый человек, который приходит в конце комедий классицизма и все решает. Мирзоян даже позвал на помощь Рината Дасаева, так что кубок «Спартак» все же получил. Где-то через час, когда зрители наконец отошли и позволили установить сцену.

Тем временем на тренерской скамейке «Спартака» стоял человек с шарфом АЕК и рассказывал, что купил его на том самом матче.

Тогда болельщики бросали на поле шарфы, сегодня от счастья они почему-то раскидывали свои кроссовки. Либо отрывали куски формы. Рядом с дверью, ведущей внутрь стадиона, стоял очень улыбчивый мужчина и показывал ту часть от формы Самедова, которую ему удалось откусить.

Служба безопасности дальше никого не пускала и даже не разрешила передать мяч, чтобы чемпионы на нем расписались. Все было слишком серьезно: Сергей Прядкин растерянно гулял до поля и обратно, а жена Карреры выглядела слишком испуганной. Зато рядом был Виталий Мутко; он желал всем фотографирующимся с ним удачи, а Леонид Федун общался с болельщиками и трепал по высокой шевелюре парня, которого все называют Тигиевым, а сам он говорит, что его брат играет за «Спартак».

Безумие стало более радостным, когда на поле появились игроки. Артем Ребров, как и две недели назад, решил быть среди первых и вывел команду на поле прямо под просьбы Мирзояна немного сдвинуться. Легенду сразу же поддержал Луис Адриано, который взял мегафон и вместо «чемпионов» крикнул: «Разойдитесь, б##ть».

Из-за того, что многие испугались и не захотели утонуть внутри арены, чемпионский парад с привлечением чемпионов закончился через пять минут. Последним вынырнул Лоренсо Мельгарехо: очень потрепанный, он вылез из толпы и потом стоял в очереди вместе с игроками и их семьями. Со всех сторон лезли камеры, и все очень удивились, когда из потолка вылезла рука и начала снимать.

В это время уже гремел салют. В последний раз он поднимался над этим стадионом три года назад, когда «Спартак» его открывал.

***

Конец праздника получился традиционным: полицейские не разрешали поворачивать в сторону удобной остановки, потому что это было не положено, а лошади (точнее кони, как говорили спартаковцы) наезжали на болельщиков, когда они собирались группами около бронзового памятника.

Чем дальше от полиции и контроля, тем лучше чувствуется праздник, потому что комедия закончилось, единства места больше нет, зато есть сигналы, машины с флагами, заполняющиеся маршрутки из других городов и фото вместе c баннерами и пивом.

По-прежнему кажется, что праздник только начинается.

Так чемпионство в России еще не отмечали

«Спартак» получает чемпионский Кубок

Чемпионский матч «Спартака»

Фото: Евгений Марков; РИА Новости/Алексей Филиппов (топовое)