12 мин.

Vol.5 Забитые рукава. Раскрываем секреты патча АПЛ

Привет всем. Снова я, снова для вас.

Мы тут обсуждали дела с новыми шрифтами АПЛ, как вдруг я вспомнил о важнейшем упущении: футбольные патчи на рукавах. Вы их наверняка видели, они прямо там, на рукаве (-ах). Но что это за зверь такой – патч? Лет 12 назад для меня слово «патч» обозначало только какую-то заплатку для компьютерной игры. Например, во времена моей беззаботной юности и детства была безумно популярна игра FIFA 06, которая осталась бы шлаком без классных патчей с нашей Премьер-Лигой. Тогда-то и сформировалось мое сознание на тему патчей.

Греет душу лучше вискаря

Однако, спустя какое-то время я стал очень плотно интересоваться футбольной формой и ее составляющими. Лого, спонсор, тех.спонсор, номера и их шрифт – все это остается всегда на своих местах и редко когда меняется. Но со временем я стал замечать, что команды меняют что-то на своих рукавах в зависимости от турнира, в котором принимают участие. И вот тогда мне открылись все чакры футбольной формы.  Короче, друзья – этот пост для любознательных почемучек. Этот пост точно для тех, кто прочитал историю шрифта АПЛ. Этот пост для тех, кто интересуется историей АПЛ не только в турнирных таблицах, но еще и во всяких мелочах. И да, сразу же скажу: это перевод и адаптация нескольких разных статей, плюс мое мнение и мои же размышления. Включаем Massive Attack и под альбом Mezzanine начинаем. Поехали!

История

Патч на рукаве достаточно новая и молодая штука в истории АПЛ и всего клубного мерча, начиная с 1992 года и вплоть до нашего времени. С 1992 года все матчевые комплекты были покрыты треугольной штукенцией на рукавах, причем, обязательно попарно. В 1992 году задумка с этими патчами была довольно простая: улучшить узнаваемость бренда Премьер-Лиги, ну и подраскрутить спонсорский бренд. Уверяю, никто тогда не думал, что этот пустяк на рукаве окажется таким важным в мире айдентики футбольной формы.

Копия патча АПЛ на резервном комплекте формы МЮ 92-93

Тот же самый патч-копия на домашней футболке МЮ 92-93

Что там с технической стороной вопроса?

Все просто. Изначально было разрешено заниматься подобными делами только двум лицензированным компаниям:  FUSE ON и SPORTING-ID (да да, тот самый, кто ребрендит АПЛ сейчас). Затем, по прошествии некоторого времени,  SPORTING-ID поглотил FUSE ON и стал полноправным хозяином и монополистом в сфере официального и качественного нанесения на мерч АПЛ. Этим парням можно доверять.

Размеры патчей

И тут все очень просто: их два.

•Фанатский;

•Оригинальный.

Это нереально круто понимать людям, которые любят закупаться оригинальным клубным мерчем через ebay или amazon, так как банальное сравнение по фоткам уже сможет сказать больше, чем продавец якобы оригинальной продукции. Коллекционеры, знайте - я с вами!

Короче говоря, если вы хотите оригинальный (аутентичный – authentic ) комплект формы – смотрите на патч.

Материал изготовления

В период между 1992 и 2007 ВСЕ патчи Премьер-Лиги были сделаны из материала Lextra . С 2007 по 2013 патчи делали из другого материала, который называется SensCilia. В 2013 году SportingID перешел на новый материал, который называется PS PRO. Небольшое замечаение: близким по стилю к оригиналу, но не очень точной копией называется материал PU Replica Style. Как правило из него и делают все нанесение для болельщиков все клубы Европы и всего мира. Дешево и сердито, но за нанесение этим материалом берут сумму эквивалентную нанесению версии Authentic.

Пример нанесения PU Replica. Опыт подсказывает - через год номер "слетит"

Чтобы понять на ощупь, чем же отличается Lextra от SensCilia или PS PRO, просто вспомните свою первую футбольную форму, которую купили на городском рынке. Вспомните мелкие-мелкие ворсинки на нанесенных спонсорах. У меня такая футболка была Манчестер Юнайтед, за сезон 2002/2003, где Vodafone был как раз из материала Lextra. Так и хочется иной раз написать Lexter!

Пример нанесения материалом Lextra

 

 

C SensCilia все иначе. Когда вы берете патч из этого материала в руки, он сразу же кажется каким-то весьма солидным, с примесью резины, достаточно плотен, не мнется. Вместе с этим, он весьма ярок и способен переливаться при достаточном освещении, в отличии от Lextra.

Несколько примеров нанесения SensCilia

Материал PS PRO (не путать с PlayStation Pro!) сочетает в себе лучшее из двух "праотцов". Если внимательно посмотреть, то увидите детали Lextra и SensCila. Главная его фишка: при достаточно низкой плотности патча он все равно не сгибается как Lextra, а также с этим материалом можно позволить себе гораздо больше креатива в нанесении. PS PRO очень хорошо "дружит" с графическими изощрениями дизайнеров. Например, водяные знаки на патче - обычное дело.

PS PRO

Tips & Tricks

Для коллекционеров и любителей: в начале сезона 2003/2004 был введен фан-сайз для патчей. Связано это было с появлением бренда Barclaycard на патчах. Первая спонсорская сделка АПЛ. Сделка по нанесению на рукава была настолько скоротечна, что решено было задейтствовать меньшие силы и клепать фанатские патчи уменьшенного размера. Меж тем, это единственный случай, когда клубы АПЛ использовали фанатскую версию патча. Тем не менее, в связи с последующим неудобством при производстве, решено было прикрыть лавочку и вернуться к authentic. В связи с этим, если вы действительно настроены приобрести оригинальную футболку клуба АПЛ за сезон 2003/2004 – будьте максимально осторожны и внимательны. По отзывам ребят-коллекционеров, подделок именно в этом сезоне около 85%.

Trick #1:

Trick #2:

Варианты патчей

Вообще стоит различать некоторые структурные особенности английского футбола и их лиг. Известно, что Премьер-Лига - это отдельный дивизион (да простят меня за такое слово болелы АПЛ), который управляется и живет сам по себе. Да, там возможен промоушен и вылет, но некоторые эксперты начинают сравнивать АПЛ с НХЛ. Настолько она финансово и административно не-за-ви-си-ма. И еще одно замечание: до сезона 2017/2018 было обязательным наличие патчей на левом и правом рукавах.

Идеальное фото. Здесь все как надо: бейдж справа и слева

 

Что касается дивизионов ниже, то с сезона 2016/2017 они называются EFL (English Football League). Соответственно, делятся они на EFL Championship, затем идет EFL League One и замыкает проф-лиги Англии EFL League Two. Для трех лиг EFL патчи структурно похожи, за исключением некоторых цветовых моментов. Патчи для АПЛ не распространяются на EFL. В FA CUP (Кубок Англии) предусмотрен свой вариант нанесения патча, он отличается от АПЛ и EFL. EFL CUP (бывший Кубок Лиги) вообще обходится без патчей, там клубам можно использовать форму без нанесения АПЛ, либо даже с оригинальным шрифтом клуба.

Патч EFL Championship

Патч EFL League One

Патч EFL League Two

Патч для FA Cup

Что касается патчей АПЛ, то все они имеют одинаковый графический дизайн, с типовыми надписями:

•FAPL (старая структура) и просто PL со львом (с 2016 г.)

•Дата проведения сезона

•Логотип лиги, либо надпись, либо все вместе.

Но, не смотря на вышеперечисленное, патчи все же имеют отличие и производятся в двух вариациях. Каких? Все очень просто. Чемпион Англии получает золотой патч Чемпиона Английской Премьер-Лиги. И да, чуть не забыл: важным элементом чемпионского патча является подпись к нему - "Champions 20XX/20XX". Стоит отметить, что эта информация касается только тех патчей, которые производились Лигой до сезона 2016/2017. Новые патчи, которые достались Лестеру за чемпионство в сезоне 2015/2016, оказались весьма неплохими в исполнении.

Все это великолепие стоит по 8$ за штуку

Марез и его стильный чемпионский патч словно указывают на кнопку "Подпишись"

Патчи на все времена

Уверен, рассказ был достаточно подробный, но без классных картинок с патчами я не могу уйти отдыхать. Итак, season-by-season, патчи Английской Премьер-Лиги!

Тот самый, с которого началось мое знакомство с АПЛ. ОтецЪ английского футбольного рукава и мерча. Использовался с 1992 по 2003 годы. Как ни странно, достать никого не успел, но АПЛ пошла в ногу со временем и решила немного изменить узнаваемость. Ладно, на самом деле пришел Barclays с брендом Barclaycard, который нужно было рекламировать. Просто бизнес, ничего личного.

Тот самый патч, из-за которого был сыр-бор в сезоне 2003/2004. Обзавелся спонсором, лев и контуры патча стали светлее, появились плавные линии (окей, тоже от спонсора), которые, как ни странно, картины не испортили и привнесли свежее дыхание в айдентику АПЛ.

Отыграв с предыдущим патчем всего сезон, АПЛ решается на еще одну смену имиджа. Не самую большую, но смену. Плюс, было окончательно решено продвигать бренд Barclays, а не Barclaycard. Если честно, хоть у меня и полно воспоминаний по этому патчу, но лично мне он не зашел. Благо что он просуществовал всего несколько лет: 2004-2007.

Начиная с сезона 2007/2008 Английская Премьер-Лига перешла на привычным нам формат патчей. Впервые были введены полностью золотые чемпионские нашивки, спонсорская зона расширилась, но детали стали максимально плавными. Убрали явно мешающую голубую окантовку, сменили материал. Лев ожил, приобрел весьма приятный вид, а лига - маскот на долгие 9 сезонов. Небольшое уточнение по чемпионским патчам: да, это первый, полностью золотой патч, но до этого чемпионские патчи уже были, просто сам фон был белым, а лев и прочие детали - золотые. Чудесный патч был заменен в межсезонье 2015/2016.

Как и с номерами для АПЛ, я ждал новый ребрендинг. Он случился и вышел очень и очень хорошим, на мой взгляд. 2016/2017 - новая глава в айдентике АПЛ. Уход банка Barclays и отход от идеи спонсорства полностью изменили внешний вид патча. В этом сезоне они были круглыми, с фиолетовыми деталями. Чемпионский патч вернулся к истокам в вопросе цветов: снова белый фон и золотые детали внутри.

Ждем 2026 года, чтобы увидеть новую смену имиджа ведущей лиги мира!

Кстати, лига-то не отстает от тенденций рынка, в связи с чем официально объявила:

С сезона 2017/2018 на одном из рукавов можно будет разместить еще одного спонсора команды. Вот такие вот дела. Дело это сугубо клубное, ограничивать в расположении спонсора никто не будет, но на одном из рукавов патч должен быть обязательно, а размеры спонсора не должны превышать размеры патча. Насколько я знаю, один клуб из Манчестера уже воспользовался данной опцией и вовсю позирует с новинкой.

Будет интересно посмотреть на остальные варианты новых форм с рекламой.

Кстати, скоро начну вести дайджест на темы технических спонсоров и презентаций формы. Короткой строкой, только новинки, только хардкор!

Вот так вот.

With best regards,