Развесёлые три буквы. Что творится в ПФЛ и каковы расклады команд на выход в ФНЛ. Часть 2
Зона «Юг»
Битва за ФНЛ
Самая многочисленная и горячая зона ПФЛ в этом сезоне также дарит нам интригу. За 4 тура до конца шансы на выход в ФНЛ имеют три любопытные команды.
Де-юре, «Ротор-Волгоград» – новый футбольный клуб, но де-факто всё тот же легендарный «Ротор», практически захлебнувшийся в долговом болоте. За последние годы клуб снимался и с ФНЛ, и с ПФЛ, но из сердец верных волгоградских болельщиков, выросших на Олеге Веретенникове и Викторе Прокопенко, не делся никуда. Для «нового» «Ротора» нынешний сезон ПФЛ – первый после реинкарнации.
Однако «Ротор», весь сезон уверенно возглавлявший таблицу, неделю назад отправил восвояси главного тренера Льва Иванова. Согласно официальной версии – по состоянию здоровья. По словам очевидцев – рассорившись с руководством, Иванов сам подал в отставку, попутно обвинив во всех своих бедах игроков, руководство и погоду, как он обычно это делает после неудачных игр.
Губернатор Волгоградской области самолично поставил «Ротору» задачу вернуться в ФНЛ, однако последние передряги вкупе с резко ухудшившимися результатами вселяют неуверенность в способности и желании её решать. Но выйти в ФНЛ клуб должен благодаря двум действительно заслуженным ветеранам (и ради них). Ради 41-летнего защитника Николая Оленикова, чей вечный мотор позволил провести ему в этом сезоне 20 (!) игр, в которых он «сожрал» не одного более молодого и резкого соперника. И ради 35-летнего нападающего Алексея Жданова. Вечный снайпер российского андерграунда в своём тысячном сезоне ПФЛ наколотил уже 18(!) голов и точно заслужил шанса хоть раз забить в лиге повыше. Ну и ради губернатора, собственно. Кто даёт деньги, тот и заказывает музыку.
Помешать «Ротору» вернуться в одну из самых зрелищных лиг мира пытается дерзкий выскочка – «Афипс» из Афипского. Всего лишь пару фактов о клубе: основанный 5 лет назад в одном из миллиона посёлков Краснодарского края клуб принимает соперников на 3-тысячной (население Афипского – 20 тысяч) «Андрей-арене». Ещё не потеряли сознание от прочитанного? Клуб третий сезон проводит в ПФЛ и ни разу не опускался ниже 4-го места, а костяк составляет боевая молодёжь, ведомая тренером Дмитрием Петренко, который еле набирал состав на последние матчи иркутского «Байкала» в ФНЛ. Но во многом это клуб-загадка, и вряд ли администрации посёлка Афипский и 800 регулярно посещающим «Андрей-арену» зрителям нужна ФНЛ.
Третьим претендентом на повышение является переживший ребрендинг «Армавир», знакомый нам по названию «Торпедо», Валерию Карпину и длинной серии из нулевых ничьих в ФНЛ. Из старого в клубе осталось только руководство в лице вечно увольняющего неугодных тренеров Олега Мкртчана и его банды. «Армавир» в этом сезоне вновь мало пропускает, в чём велика заслуга капитана команды – 34-летнего центрбека Сергея Мирошниченко, который в то же время является и её лучшим бомбардиром. «Армавир» имеет на два очка меньше «Ротора» и «Афипса», но, во-первых, им благоволит внутренняя умиротворённость (Мкртчан везде посадил своих людей и историй типа увольнения Виктора Ганчаренко из «Кубани» из-за «мягкого характера» не должно повториться), а, во-вторых, что самое главное, им благоволит финансовая ситуация. Этого достаточно, чтобы выйти в лигу выше. Ах да, ещё об этом клубе узнали благодаря местному добротному бомбардиру Андрею Мязину, которого отлучили от футбола на полгода за «физическое воздействие» на арбитра.
Для арбитра это «нападение», для Мязина – следствие провокации арбитра, а для президента «Армавира» – «идиотизм».
Что ещё интересного
Математические шансы на выход имеет и «Чайка» из Песчанокопского, но вряд ли 10 тысяч жителей этого села вожделеют о выходе команды в ФНЛ. Хотя коллективчик собрался неплохой: дерзкую молодёжь объединил вокруг себя сам Антон Рогочий, проведший более ста матчей за «Ростов».
Не повторить путь «Жемчужины» старается «Сочи», который поставил амбициозную цель – выйти в ФНЛ. Но не в этом сезоне. Тренерская чехарда явно не идёт на пользу клубу, который вскоре получит во владение ультрасовременный стадион. И вряд ли требовательные болельщики захотят ходить на игроков «Биолога» из посёлка Прогресс. И вряд ли это уровень таких заслуженных игроков вроде Евгения Шипицина или Владимира Татарчука, с колен поднимавших «Краснодар» эпохи зарождения.
В Северной Осетии футбол по-прежнему жив, но вряд ли это радует публику. Поистине республиканский клуб, напичканный только своими воспитанниками, вновь вернул ностальгическое название «Спартак», но рискует вообще вылететь из профессионального российского футбола. А ведь жива ещё в республике память о славных временах… о чемпионстве, о Кубке УЕФА...
На кого стоит обратить внимание
Столичный мальчишка Никита Чагров явно перерос уровень населённого пункта, в котором играет, и местной лиги. Скауты клубов ФНЛ или РФПЛ наверняка уже обратили внимание на этого мощного, двухметрового, уверенного в себе вратаря. Примеры Александра Селихова и Никиты Медведева должны его вдохновлять. Ну а пока 22-летний вратарь тащит всё в Песчанокопском и клепает сухие серии на 500 минут.
Ребята из лучшей академии России отлично обкатываются во взрослом футболе, держа вторую команду «Краснодара» в середине таблицы. Скоро Россия услышит о Денисе Адамове, Дмитрии Бакае, Дмитрии Воробьёве, Алексее Татаеве и уже знает о Николае Комличенко и Илье Жигулёве, который именно здесь начинали свой взрослый футбольный путь.
Зона «Восток»
Битва за ФНЛ
Самая, наверное, бедная во всех смыслах лига земного шара ещё не лишена турнирной интриги. На выход претендует сразу половина всех участников лиги! Но ирония в том, что на участие в ПФЛ в этом сезоне набралось 6 команд. Шесть команд. Шесть профессиональных клубов (не считая «Томи» и нескольких команд из ФНЛ) на несколько десятков миллионов человек.
Предсмертное состояние, ненужность и неуверенность в завтрашнем дне – три основных главенствующих принципа для клубов в зоне «Восток». Этот сезон исключением не стал, следующий не станет тоже.
Так, например, в прошлом сезоне из ФНЛ вылетел «Енисей», который сейчас, кстати, летит в зону стыков за РФПЛ, но остался в лиге из-за того, что у «Смены» из Комсомольска-на-Амуре не нашлось денег на ФНЛ. Типичная история, описывающая практически ежегодную ситуацию в зоне «Восток».
Сейчас лидирует «Чита», которая весьма симпатично смотрелась в недавней кубковой рубке с «Рубином». Являясь миллионным клубом российских низов, который из-за финансовых передряг был реорганизован, сменил название и был переведён в лигу ниже, «Чита» уже 7 сезон выступает в ПФЛ, каждый год занимая места около первого. Но на этот розыгрыш у них просто не нашлось конкурентов.
Барнаульское «Динамо» хоть и клуб с традициями, но сейчас администрации региона футбол не слишком интересен. Несмотря на безысходность, на стадион стабильно собираются 4000 болельщиков – лучший результат в лиге. Прекрасно, особенно учитывая все реалии «Востока».
Нет денег на ФНЛ у «Сахалина» и «Смены» – самых восточных клубов России. Данному факту рады все без исключения клубы ФНЛ, ведь это минус 20 изнурительных лётных часов.
В Омске, где играет «Иртыш», и в Иркутске, где пытается играть «Зенит» (не путать с «Байкалом», который умер реально, а не формально), хоккей гораздо популярнее футбола. В Омске – с шайбой, в Иркутске – с мячом.
И остаётся «Чита», чей бюджет примерно в 90 миллионов рублей банально не позволяет заявиться в ФНЛ. Нужно больше, причём раза в два. Готова ли пойти администрация региона на такой финансовый шаг? Узнаем только по окончании 4 (!) круга первенства, когда станет известен победитель и его бюджет на будущий сезон. Вы, кстати, тоже любите команды, у которых всё хорошо в плане работы с болельщиками?
Что ещё интересного
Советую морально подготовить себя к восприятию следующего факта. Лично мне пришлось выкурить несколько пачек сигарет (при том, что я не курю), чтобы вообще понять это. Принять я так и не смог. Итак, самый помещаемый клуб этого сезона среди всех зон ПФЛ – барнаульское «Динамо». Больше, чем 4 тысячи на барнаульский стадион с оригинальным названием «Динамо», не собираются нигде в России. Я лично готов скинуться им хотя бы на один сезон в ФНЛ.
Думаете, российский "подвал" закончил Вас удивлять? Второе место по посещаемости среди всех зон занимает стадион «Локомотив», который располагается в… Чите. Около 2700 человек регулярно приходят посмотреть на то, как команды без денег и целей катают мяч. Третьей командой по посещаемости является «Ротор», который вроде как действительно собирается в ФНЛ.
Однако мистики тут немного. Да, самые восточные команды России играют в очень суровом климате и не всегда неприглядных условиях. Но здесь очень умно поступило руководство ПФЛ (если не учитывать, что они вообще собрались проводить розыгрыш в этой зоне), составив календарь таким образом, что последние матчи в 2016 команды провели 12 октября, а первые в 2017 – 20 апреля. Людям позволили смотреть порой неприглядный футбол во вполне приемлемых погодных условиях (а не как в Перми 5 декабря в -17 градусов).
На кого стоит обратить внимание
Свой алмазик нашёлся в Чите. 19-летний крайний полузащитник Никита Красоткин обладает необычайным для низшелигового месива дриблингом, может отдать передачу умнее руководителей половины клубов ПФЛ и неустанно носится по полю и не жалеет себя даже в проходных матчах (то есть во всех). Осталось вывезти этот алмазик куда-то ближе к центру и начать огранять.
Ещё один драгоценный камень из района вечной мерзлоты и безысходности – 20-летний нападающий Евгений Евстигнеев, которого прямо сейчас можно забирать с острова Сахалин, чтобы он не затух в этом мраке. Ещё в прошлом году он забивал в чемпионате Сахалинской области, но уже сегодня забивает третий гол в своём третьем матче на взрослом уровне. Этот юркий и резкий юноша, как и его известный в СССР тёзка, любит устраивать представления, обожая накручивать суровых мужиков с ПФЛ. Гол Евстигнеева на видео последний. Но Вы только посмотрите, как забивают друг другу две самые восточные команды России.
В Омске подрастает достаточно перспективный вратарь. 18-летний Илья Ерёменко провёл всего 7 матчей из 15 за родной «Иртыш», в которых пропустил, правда, 10 раз. Но при этом имеет 3 «сухих» матча (в том числе дебютный в Чите, где он брал даже летящие в его ворота капли дождя). Дебютный сезон во взрослом футболе можно признать удачным, но ему определённо нужно выбираться из города, где футбол интересен только футболистам.
•••
Прочитав две части этого длинного материала, в которых я не рассказал и половины всего того, что можно рассказать о ПФЛ, Вы могли засомневаться в моей адекватности. Но моя любовь к «подвальному» футболу началась не с пустого места. Обещаю, на сегодня это моя последняя история про ПФЛ.
Будучи учениками футбольной школы «Октана» из родной Перми, мы с ребятами посещали матчи основной команды этого клуба в ПФЛ. Тогда, 8 октября 2012 года, к нам в Пермь из далёких Учалов приехал «Горняк», подаривший российскому футболу и «Ювентусу» Алексея Сапогова. На стадионе имени Вениамина Павловича Сухарева в тот тёплый осенний вечер собралось около 300 человек, больше половины из которых являлись детьми, обучавшимися футболу в «Октане». Но один человек из этих трёх сотен удивил меня больше всех. Это был фанат «Горняка», приехавший в Пермь из Учалов в понедельник, чтобы поболеть за свою никому не нужную команду (она прекратила своё существование через полгода после того матча). Один человек почти весь матч громогласно поддерживал «Горняк» и перекрикивал многочисленную пермскую торсиду (трудно не перекричать людей, которые молчат).
«Горняк» выиграл эту упорную игру, забив где-то во втором тайме, а игроки тонущего в таблице «Октана» под конец матча начали откровенно психовать. После пропущенного гола наши парни наполучили шесть жёлтых и одну красную, а когда-то подававший надежды в «Амкаре» вратарь Максим Шумайлов зачем-то начал колотить игрока соперника. Зато нам, детям, понравилось.
В этот вечер случилось всё, чем можно характеризовать ПФЛ далёкому от этой лиги болельщику. Тягучая игра, проходившая под взором аж 300 аморфных зрителей, из которых переживал за свою команду один, приехав в понедельник (как можно популяризировать футбол в понедельник?) из города, где всем плевать на футбол. Куча жёсткой борьбы, где терялись молодые игроки, а некогда перспективные, которым до Премьер-лиги оставался один шаг, лезли в драку, совершенно забывая о том, что замены у команды кончились, а они вратари.
Российский «подвальный» футбол ужасен по своей сути, но он полон удивительных историй, непонятных нелогичностей и сурового мужского характера. Клубы там постоянно закрываются из-за финансовых проблем, но тут же открываются заново, под новым названием, чтобы вновь пройти тот же путь. Здесь на команду, которая почти открыто заявляет, что выход в лигу рангом выше ей неинтересен собирает больше людей, чем некоторые легендарные команды или те, что стремятся выйти чуть ли не в РФПЛ. Многие игроки всю карьеру проводят, путешествуя по клубам ПФЛ (за редким исключением заглядывая в лигу выше), а затем, став тренерами, тренируют один за другим клубы всё той же ПФЛ. Здесь 40-летние ветераны играют на одном уровне с игроками, совсем недавно пылившими в Премьер-лиге, зарабатывая деньги для своей семьи. Это то самое место, где футбол является и рутинной работой, и смыслом жизни.
P.S. Ребята, если Вы прочитали с начала и до конца обе части и дошли до данного постскриптума, то я, прослезившись, ставлю Вам неоднозначный диагноз и искренне обнимаю. Спасибо, что я не один такой.
P.S.S. Нельзя интересоваться футболом и не быть при этом подписанным на "Пыльный чердак"
И пока наверху все было как будто хорошо - клубы выигрывали Кубок УЕФА, росли суммы трансферов, сборная приглашала элитных тренеров - вот этот фундамент нищал и разваливался.
https://www.sports.ru/tribuna/blogs/pylny4erdak/1271330.html