Как Академия Nike исполняет мечты молодых футболистов?
Проектов, рассчитанных на поиск молодых игроков и предоставление им шанса в большом футболе, в последнее время становится все больше. Яркий пример – реалити «Кто хочет стать легионером» на МАТЧ ТВ, правдивые рейтинги которого стали поводом для ссоры Тины Канделаки и портала sports.ru.
Одним из пионеров подобных проектов стала Академия Nike, созданная в 2009 году. За время своего существования академия помогла более чем 50 игрокам подписать профессиональные контракты. Среди них есть и весьма заметные имена.
Например, хорошо знакомый российской публике Маджид Уоррис, поигравший в московском «Спартаке», а сейчас выступающий за «Валенстьен» и имеющий в активе более двух десятком матчей за сборную Ганы. Его партнер по сборной Давид Аккам также прошел Академию Nike, а сейчас выходит на поле вместе с Бастианом Швенштайгером в футболе “Чикаго Файр». Сербский защитник Петар Голубович сейчас принадлежит «Роме», но набирается опыта в Серии В. Том Рогич – самый известный ныне выпускник Академии – уже дважды становился чемпионом Шотландии в составе «Селтика». Целый ряд выпускников академии подписали контракты с менее известными, но все же профессиональными клубами, такими как недавний чемпион Эстонии «Инфонет», или резервными командами немецких и английских клубов, среди которых «Ганновер», «Боруссия, «Лестер», «Чарльтон», «Бернли» и другие.
Особняком стоит история российского парня Максима Бойчука, который пару лет назад прошел тяжелый отбор в Академию, тренировался в ней и в прошлом году подписал профессиональный контракт с клубов ФНЛ из Нальчика. И пусть пока в местном «Спартаке» 19-летний нападающий преимущественно выходит на замену и не смог забить ни одного мяча, даже такой результат для большинства молодых парней – исполнение мечты.
Такой результат можно считать успешным, если учесть, что Академия существует не так давно и является частью коммерческого проекта, а не профессионального клуба. Несмотря на это, подход к делу в Академии более чем профессиональный. У ребят, попавших в академию, есть два пути – либо профессиональный контракт с клубом, либо через какое-то время его место в Академии займет другой молодой игрок. Конкурс, учитывая глобальные масштабы проводимых отборов, сумасшедший, так что ответственность на игроках серьезная.
Руководит командой главный тренер Джон Гудман, в бытность игроком выступавший вместе с Винни Джонсом в «Уимблдоне», а в роли тренера работавший в тренерских штабах «Рединга», «Лидса» и сборной Северной Ирландии. Помогает ему бывший голкипер Мэтт Мюррей, десять лет назад попадавший в символическую сборную Чемпионшипа вместе с Гаретом Бэйлом. За физическую подготовку молодых игроков отвечает Джош Диксон – сын легенды «Арсенала», защитника Ли Диксона.
Отдельную важную роль в команде занимает Аарон Кальвин, который знаимается видео анализом и разбором матчей. Он не только помогает игрокам погрузиться в глубину тактических нюансов, но и решает проблему межкультурных коммуникаций. Игрокам, многие из которых не разговаривают на английском, гораздо легче понимать указания тренеров при помощь видео, картинок и схем, которые все игроки получают через специально разработанное для Академии приложение. Все матчи тщательно разбираются, давая тренерскому штабу и игрокам большое количество важной для прогресса информации.
Первые годы Академия работала на полях Университета Лафборо, однако в 2013 году, когда проект набрал серьезные обороты, Академия переехала на базу сборной Англии в Сент-Джордж Парк. В распоряжении молодых парней есть все, чтобы прогрессировать: несколько потрясающих полей, бассейны, восстановительные центры, тренажерный залы, а также внимательный профессиональный персонал, главная цель которого – прогресс группы парней, приехавших со всего мира. Сейчас в Академии выступают ребята из 17 стран.
Недостаток выступлений в официальных соревнованиях компенсируется регулярными матчами против команд лучших клубных академий мира, таких как «Барселона», «Интер», «Галатасарай» и многие другие, причем в этих поединках команда Академии Nike собрала внушительный список поверженных соперников.
Несмотря на это, наставник Академии Джон Гудман своей основной задачей видит проложить дорогу в профессиональный футбол для молодых парней, а не победы в матчах. «Когда я работал в штабе МакДермота в «Лидсе», каждую неделю на нас давил результат предстоящего матча. Это приводило к тому, что мы концентрировались на устранении ошибок, которые совершают игроки, и думали только о победе, а не об их индивидуальном развитии. Сейчас в моей работе результат, по большому счету, не важен, и это настоящий вызов для меня как для тренера. У нас есть свобода принятия решений, того, как выстраивать свою работу, мы можем отбирать любых игроков со всего мира. Далеко не каждый в мире клуб может себе это позволить».
Но есть у работы наставника Академии и ряд сложностей. Главная из них – коммуникации между игроками, которые приезжают из разных точек мира, с разными менталитетами и культурными установками, многие из них совсем не знают английского, когда оказываются в стенах Академии. Другая сложность – молодость игроков, ведь набор в Академию ведется только для ребят от 16 до 20, которые вынуждены привыкать к новым для себя обстоятельствам, партнёрам, стране, при этом времени на адаптацию дается не так много. Кроме того, постоянное присутствие камер и внимание не всеми молодыми футболистами воспринимается правильно.
Статус такой крупной компании, как Nike, открывают перед Академией большие возможности. Помимо спаррингов с сильными оппонентами, сила бренда позволяет Академии раскинуть сети в поисках молодых игроков по всей планете, а умелая работа маркетологов и пиарщиков превращают сам процесс отбора в красивую историю с миллионами просмотров в интернете.
Сейчас глобальный проект продолжает развиваться, и в некоторых городах уже появляются свои локальные филиалы Академии. Вслед за Барселоной и Токио, недавно филиал Академии Nike был открыт и в Москве, а в России стартовал новый отбор в Академию, поучаствовать в котором могут все желающие.
Стремительный рост проекта и успехи Академии оставляют открытым вопрос – а что дальше? Наиболее логичным вызовом станет попытка завить команду Академии в одну из профессиональных лиг, или, что более вероятно с учетом масштабов и возможностей компании Nike, покупка уже действующего клуба. Успешный опыт Red Bull, который уже имеет сеть клубов по всему миру, может убедить руководителей Nike решиться на этот спорный шаг.
Безусловно, сам проект изначально был создан для повышения популярности и лояльности потребителей к бренду Nike, и за время своего существования Академия с этой задачей справляется. Казалось бы, зачем что-то менять, но наличие клуба с профессиональным статусом позволит Nike не только заниматься пиаром бренда, но и напрямую получать ощутимые доходы от билетов, ТВ трансляций и продажи игроков. Кроме того, появление своего клуба с реальными турнирными задачами позволить углубить вовлеченность уже существующих поклонников проекта.
В любом случае, проект уже помог нескольким десяткам парней исполнить мечту и попадании в профессиональный футбол, а это – самое ценное!