4 мин.

На чемпионство Спартака

Я не помню, когда возненавидел Спартак. Это было еще в бессознательном возрасте. Возможно, я родился с этим чувством. Вот, когда сборная ФРГ стала для меня самой нелюбимой командой Европы, я знаю. Лето 1982 го, Испания. Сговор с Австрией, а потом полуфинал с французами, выигранный по пенальти. А Спартак… не знаю.

Помню совсем еще маленький ехал с мамой на такси мимо стадиона, и водитель сказал, что сегодня Зенит обыграл Спартак 2:0. Это было счастье. Можно даже день точно установить. Тогда Зенит выигрывал у Спартака не часто. Помню радость, когда Дасаев пропустил 6 голов, то ли от Нефтчи, то ли от ростовского СКА. И я рос из года в год, болея за Зенит и под девизом «чемпионом может стать кто угодно, но не Спартак».

Поначалу к европейским кубкам это чувство не относилось. И я расстраивался из-за поражения Кельну с Шумахером и из-за судьи в Антверпене, но постепенно моя ненависть перекочевала и на международные матчи. И вот уже взрослым я смотрю квалификацию с Селтиком в комнате, где спит только родившаяся дочка и одними губами выкрикиваю все известные мне матные слова, когда кто-то из шотландцев не забивает пенальти. Кто это был не помню. Спартак не прошел дальше, и я уснул довольный.

 Картина мира стала меняться лет 6 назад. Безотносительно Спартака. Зенит перестал быть «моим клубом». Это происходило постепенно. Я еще пытался его защищать после ошибки с числом легионеров, перехода Семака… Поддержка Слуцкого (именно Слуцкого, а не ЦСКА) в чемпионской гонке казалась мне разовой акцией. Но постепенно на мои плечи ложилось все больше поводов для нелюбви и сейчас, после стадиона и многочисленных Уралов, кроме брезгливого презрения эта кодла у меня не вызывает.

Я не скажу, что полюбил Спартак. Я не хотел его чемпионства. Зениту я желал его, наверное, еще меньше. Просто в какой-то момент я вообще перестал мыслить категориями клубных цветов. Они ушли на второй план. Остались люди.

Помню забрел тут на форум одной малочитаемой теперь газеты и с удивлением увидел, как мужики возраста под 50, несколько дней, на полном серьезе жестоко рубятся кто круче Спартак, ЦСКА или Динамо. Это не отдых, это не прикол, это все серьезно. Они приводят аргументы (иногда немыслимые) почему их клуб - это круто, а соперник не должен существовать. Мне сложно описать испытанное чувство. Смесь удивления, брезгливости и гомерического хохота.

Нет, конечно, я должен им завидовать. Мне уже не испытать того, что было в 2007. Моя команда (как и моя сборная) уже никогда не поднимет над головой кубок, и я не скажу: «Неужели я дожил до этого дня». Я сам отказался и от клуба, и от сборной, а других, за которые болеешь с детства, в обмен не дают. Будут локальные радости. Вот, может в финале лиги чемпионов получится порадоваться за Буффона. Но на толпы с флагами все равно всегда придется смотреть немного со стороны. Да что там победы. Даже дедушкой, который одиноко сидит на трибуне переживая, что его Фулхэм или Сандерленд вылетел из элитного стадиона и он уже может не дожить до возвращения, даже этого мне не испытать. Ни команды, ни родины. Такова участь предателя. Но иногда лучше быть предателем, чем среди таких своих.

И я рад своей возможности смотреть на все со стороны. Своей не привязанности. Своей возможности болеть за людей, красивые истории. Болеть за Слуцкого, кого бы он не возглавил. Может и правда Челси. А может какой-нибудь Рочдейл. За Клоппа. За Конте. В середине сезона начать поддерживать какой-нибудь очередной Лестер и не чувствовать себя глорихантером. Потому что, мне можно. Хуже уже не будет. Глорихантер? Да и хрен с вами. Я выбросил зенитовскую розу. Это дно мне уже не пробить.

Переживать за людей. Что может быть правильнее и естественнее? А цвета? Напялил на себя их Миллер, прокомментировал ГСО и все. Коричневый отмывается плохо, а запах выветривается годами.

Поэтому, когда Спартак стал чемпионом я не обрадовался. Но прямо из аэропорта Осло, где ждал самолет, написал поздравление в фейсбуке замечательному питерскому журналисту Татьяне Копыловой, которой ровно 10 лет назад проиграл ящик пива, когда за два тура до конца чемпионата поставил на то, что Зенит чемпионом не станет. 10 лет спустя чемпионом стал Спартак. И я рад, что Татьяна рада.

А ведь сколько еще прекрасных людей сегодня рады. Целая семья Белоголовцевых. Михаил Олегович Ефремов. Шеф из Кухни. Фотограф Фельдман. Да мало ли. И я рад за них. Со стороны. У хороших людей праздник. А я примажусь к Конте через пару недель.