3 мин.

Александр Козлов: «За шесть лет построили 241 площадку»

Российский футбольный союз досрочно завершил реализацию совместной с УЕФА программы по укладке футбольных мини-полей – «Хет-Трик-II». Но этот проект был несколько шире, чем только строительство площадок. В интервью НФПМ.ру об этом рассказал начальник отдела региональных программ развития РФС.

Подписаться на блог НФПМ.ру

– Когда стартовала первая программа «Хет-Трик»?

– В 2004 году. По этой программе УЕФА выделяет деньги национальным ассоциациям, которые имеют право расходовать их на строительство своих офисов, строительство баз и закупку полей. Только не на зарплату и не на что-либо иное. Российский футбольный союз решил на эти деньги закупать футбольные площадки и безвозмездно передавать их региональным федерациям.

– Сколько всего площадок было уложено с 2004 года?

– В 2005-2006 годах – 76 площадок, в 2007-м – 2008-м – 65, в 2009-м – 46, в 2010-м – 54. В общей сложности – 241. А всего за эти годы по всей стране мини-полей уложено около 1200. Большинство – за счет местных бюджетов и спонсоров. В общее число входят площадки самого разного размера, начиная с самых небольших – 20 на 10 метров.

– Кроме площадок, эти средства РФС больше ни на что не расходовал?

– Часть была направлена на строительство базы в Бронницах для юношеских и женских сборных команд. Она должна быть готова в 2011 году.

– О каких суммах идет речь?

– По первой программе «Хет-Трик» около полутора миллионов швейцарских франков было направлено на Бронницы. На втором этапе миллион евро пошел на закупку четырех полноразмерных полей, которые затем были уложены в футбольных школах, и полтора миллиона – на мини-поля.

– Какие компании участвовали в реализации программы?

– Траву мы закупали у «Бамарда», а на местах, как и в случае с программой «Подарим детям стадион», сами решали, кому поручить работы по подготовке основания и укладке покрытия, и сами их оплачивали. Участвовали в этих работах очень многие фирмы, например, «Интерспортстрой» и «Интраст».

– На чей баланс передавались поля после укладки?

– Тем школам, которые будут их использовать, или местной администрации.

– Каковы характеристики поставляемых полей?

– В 2005-2006 годах это была трава «двойка» – с длиной ворса 20 миллиметров, засыпаемая песком. С 2007 года стали укладывать «четверку», которая засыпается также резиновой крошкой.

– Все ли площадки размером 20 на 40 метров? И почему именно такой размер выбран?

– Это тот размер поля, на котором можно проводить «Кожаный мяч» в младшей возрастной группе. К тому же, как правило, эти площадки предназначены для общеобразовательных школ, а далеко не у всех есть возможность уложить площадки большего размера.

В некоторых случаях, когда мы понимали, что нужны «точки роста», – к примеру, на Камчатке, – давали по три площадки, и они делали поле 60 на 40. Но учитывалось оно, как три маленьких поля. Естественно, все это делалось абсолютно легально после рассмотрения заявок региональных федераций. А как иначе им можно было помочь? На той же Камчатке полноразмерных полей практически нет – только один стадион «Вулкан».

– Какого размера ворота устанавливались на мини-площадках?

– Поскольку сами ворота мы не предоставляли, то и не говорили, какой размер выбирать. Как правило, ставят гандбольные ворота. Но обязательно их закрепляют – к вопросу безопасности мы подходим очень серьезно.

– Вы каким-нибудь образом проверяли, насколько эффективно используются предоставленные Российским футбольным союзом площадки?

– Конечно, мы отслеживаем случаи их нецелевого использования. С этого года нам поставили задачу практически за всеми полями, сделанными в рамках программы. Раньше мы занимались этим выборочно. Но я хочу сказать, где есть хороший хозяин – там все нормально. Где хозяина нет – что ни делай, все будет бесполезно. Например, мы по программе не предоставляли получателям полей технику для ухода. А ведь ее нужно или закупать, или арендовать. Соответственно, там, где на этом экономят, поле изнашивается за пять лет, хотя у него только гарантийный срок – семь.

Кто-то делает подогрев, освещение, а кто-то вообще ничего не делает. На первых порах мы даже ограждения предоставляли безвозмездно, но затем поняли, что бесполезно железо возить по России. Вообще хочу отметить, что когда мы перешли на работу с регионами по системе «пятьдесят на пятьдесят», они совсем по-другому ко всему стали относиться. Потому что халява у нас в России не ценится.

– Будет ли продолжение программы «Хет-Трик»?

– Мы совместную с УЕФА программу, рассчитанную до 2012 года, выполнили досрочно. Но возможность продолжения такой работы мы с Сергеем Александровичем Фурсенко обсуждаем.