6 мин.

Наука Грегорио Мансано

Существует убеждение, что испанские тренеры – едва ли не эталон, пример для подражания. В Испании сейчас действительно очень мощная плеяда наставников – молодых, амбициозных и имеющих сложившиеся взгляды на игру. Принято считать, что более сильных тактиков, нежели испанцы, тяжело сыскать, а поставленное во главу творческое начало в местных футболистах имеет свое отражение и на тренерах, которые этих игроков воспитывают и обучают.

Тяжело поспорить и с тем, что в современном футболе все большего успеха добиваются специалисты, никогда прежде не игравшие в футбол на профессиональном уровне или же добившиеся совсем уж скромных успехов. Быть может, когда-то тренер, не имеющий опыта игры на футбольном поле, не мог иметь авторитета в глазах подопечных. Но многое изменилось, и именно подобные тренеры вершат судьбу крупнейших европейских клубов – Жозе Моуриньо и Рафа Бенитес ярчайшие тому примеры.

В их распоряжении футболисты мирового класса, футболисты обученные и во многом состоявшиеся. И их роль – привести в работу механизм отдельно взятой команды, избрать наиболее продуктивную тактику и максимально качественно мотивировать футболистов. Такие люди имели шанс потратить свою молодость на глубокое и серьезное изучение футбола как целой науки, а потому по отношению к ним мы часто употребляем названия различных ученых степеней.

В испанском футболе есть человек, завершивший свою футбольную карьеру в семнадцать лет из-за тяжелой травмы. Этот же человек прошел все ступени обучения тренерскому ремеслу и этот же человек в действительности имеет ученую степень в области психологии. Принятое в отношении него клише "великолепный мотиватор" его не злит, но и не льстит ему. Потому что Грегорио Мансано точно знает: нет ничего хуже, чем предстать в глазах игроков однобоким и ограниченным. И вряд ли какой-то из его подопечных когда-нибудь скажет нечто подобное о своем тренее.

В минувшем сезоне Мальорка Мансано терпела бедствие вне футбольного поля, но зато в игре превосходила саму себя. Четырехлетняя работа тренера Мансано достигла своего пика именно тогда, когда этого уже никто и не ждал – в момент банкротства и ухода ключевых игроков. При всем этом сам Грегорио казался смиренным, редко комментировал очередную смену президента и не жаловался на нехватку средств. К 53-м годам он сменил около двух десятков клубов, но самой большой его командой долгое время оставался мадридский Атлетико. После одного из матчей Мальорки, на который в курортном городе вновь пришло совсем мало зрителей, журналист задал ему довольно жесткий вопрос: "Где ваши амбиции? Вас вообще не смущает низкая посещаемость матчей команды и туманное будущее клуба?" Мансано привычно спокойно ответил: "Вы думаете, что я не амбициозен. А я знаю: через неделю мы можем завоевать место в Лиге чемпионов".

Он окончил тренерские курсы сразу после того, как распрощался с карьерой игрока, но даже не мечтал когда-либо стать первым тренером серьезной команды. Работая физруком в школе провинции Хаен, Мансано внезапно получил работу в местной команде: она как раз осталась без тренера, и узнав, что в городке есть человек с нужным образованием, пригласила Мансано. Он долго скитался по аматорским командам, изучал, по его собственным словам, профессию и только в 89-м году, получив статус тренера национального, начал мечтать о серьезной работе.

Работать с любителями или даже в низших лигах – не большая проблема для тренера без опыта игры на футбольном поле. Но когда Мансано впервые в своей карьере попал в элитный дивизион и принял Вальядолид, он столкнулся с проблемой общения с людьми, добившимися в футболе гораздо большего, чем он сам. На него никто не давил – психологический барьер он ощутил внутри себя, и подолгу думал, каким образом лучше подойти к опытным футболистам, не один год выступавшим в Примере. Зайдя в раздевалку, он произнес сильную речь: объяснил, что умение играть в футбол – это исключительный дар, данный не каждому, и людям, обладающим этими способностями, необходим человек, способный провести их сквозь испытания с холодным рассудком – который будет не учить их, но помогать.

Метод сработал, как сработали многие другие ходы Мансано. О его причудах ходят легенды. Будучи тренером Райо Валейкано, он заставил своих футболистов провести чуть ли не весь день с закрытыми глазами накануне финала Копа Дель Рей. В автобусе Мансано завязал глаза каждому из своих игроков, и начал речь о преодолении пути, в который их повел он. Многие вспоминают и другую историю – в перерыве поединка с Барселоной Мансано заставил игроков лечь на пол и поднять вверх ноги и сказал: "Что бы вы ни сделали, Барселона забьет через пять минут после старта тайма". Так и случилось – правда, Райо ответил двумя мячами.

"Да, бывает такое. Видишь свою команду, видишь соперника, видишь, как складываются обстоятельства, и можешь предугадать развитие событий" - рассказывал он спустя какое-то время.

Многие подопечные в будущем подшучивали над Мансано: просили тренера перед игрой не рассказывать им, что будет с ними на поле. Его психология – почти на уровне гипноза, но он сам не напоминает страшного человека. Специалистов и болельщиков повергала в шок игра Мальорки в тяжелые минуты, когда игрокам целый месяц не платили деньги. Другие бы, не задумываясь, устроили "слив", но команда Мансано играла – и побеждала.

Мансано сумел настроить своих игроков. Он честно сказал, что ни ему, ни им могут не заплатить, но это вовсе не означает, что они не должны выходить на поле с желанием победить. Казалось бы, как это очевидно! Но Грегорио готовил свою команду психологически много лет, постоянно отсылая футболистов к их детству и повторяя: "То, что вы зарабатываете много – это замечательно. Но ведь вы пришли в игру не за этим". Мансано продолжает твердить во всех интервью: футболисты – не боги, а такие же люди, и подход к их воспитанию совершенно обыденный.

Его волнует воспитание молодежи и будущего поколения испанцев в целом. "После войны многое изменилось. Сейчас у нашей молодежи есть все необходимое, чтобы как можно более разнообразно организовать свой досуг и насытить его. И возникает нехватка общей культуры. Мы недостаточно опекаемся тем, чтобы культурно воспитать новое поколение. И это передается на футбол, где мы все чаще видим вещи, которые сильно расходятся с представлением о спорте", - считает он.

Мансано не устает критиковать футбол современный, хотя его взлет – пусть постепенный и непростой в целом – произошел именно в последние десять лет. Он жалуется, что футбол становится все более гламурным и глянцевым, а футболисты – похожими друг на друга, лишенными индивидуальности. Мансано уверен, что нынешним игрокам не хватает мужественности, что была присуща футболистам прошлого, и даже защищает арбитров, которых, по его мнению, пресса – да и его коллеги-тренеры тоже - загоняет в угол постоянным давлением.

В Севилье он работает только один месяц, поэтому пока что трудно анализировать что-то. Наверняка многие болельщики Мальорки не простили ему ухода этим летом: его контракт подходил к концу, а продлевать его на былых условиях он не собирался. Предложить больше клуб не мог, и Мансано засел в ожидании новых предложений от клубов, где он мог бы подтвердить свои амбиции.

Для него футбол максимально соприкасается с жизнью: потому первостепенным требованием для реализации какой-то цели он считает психологию. Наука неточная, наука, в которой почти каждое правило имеет свои исключения и различия в понимании каждым индивидуумом. Так и работа Грегори Мансано не может быть везде и всегда одинаковой – но все ее неточности и недочеты вряд ли можно подвергать критике. Просто такова природа этой науки.

Источник

Чтобы следить за обновлениями нажмите на картинку: