Страсти по Квинси. Второе пришествие
Овусу-Абейе приходил в команду Александра Старкова. Стоит напомнить читателю, каким был Спартак в ту пору. После триумфального 2001 года счастье сменилось тревогой - бронза-2002 стала предвестником того, от чего Спартак оправляется по ходу этого сезона. В 2003 году девятикратный чемпион России подхватил вирус под названием "тренерская чехарда" - за один год сменилось трое (Романцев, Чернышев, Федотов), в 2004 - двое (Невио Скала и, собственно, Старков). Старков поднял команду после двух полностью проваленных чемпионатов (2003 - 10 место, 2004 - 8). Уже в 2005 году Спартак взял серебро, не дотянув до чемпионства 6 очков. И тут Спартак нашел Квинси. Первого.
На тот момент можно было подумать (и, пожалуй, справедливо), что этот футболист - восходящая звезда мирового масштаба, числившаяся в таковом списке вместе с Месси, Оби Микелом и Алиевым по итогам молодежного чемпионата мира 2005 года (на том турнире Квинси выступал в составе голландцев). Больше всего запомнился он тем, что в одиночку "раскручивал" японцев.
Старков был уверен, что Квинси добавит Спартаку скорости и агрессивности в атаке, отмечал его способность бить с обеих ног. Солидности добавляло и то, что Овусу-Абейе имел за спиной молодежные составы Аякса и Арсенала (в Лондоне даже 12 игр за основу). Самого его, естественно, не устраивало то, что он не получал практики у Арсена Венгера, поэтому предложение Спартака футболист принял.
В первом же сезоне Овусу-Абейе сыграл больше, чем за годы в Арсенале - 27 матчей, в которых сумел забить только Шиннику в чемпионате страны. Ожидаемого эффекта не было. Талант Овусу-Абейе ломался об собственную лень. Характер не позволял ему уживаться с некоторыми одноклубниками, в частности, с Владимиром Быстровым. А лучшим другом его, кстати, был Сантос Моцарт.
Старков ушел, не доработав сезон до конца, и тренерская чехарда продолжилась. Сам футболист стал чаще говорить о сложных российских реалиях, открыто заявлял о том, что сожалеет о переезде в Спартак, дескать, ему сложно обустроиться. Ну, надо сказать, любить его было не за что. Максим Калиниченко отметил, что единственный матч, где Квинси заставил себя играть, была встреча в Лиге Чемпионов с Интером (2:2): "Кордоба за нашим Квинси метров тридцать мчался. Только трава летела из-под ног. Думаю, ни чью спину Кордоба так долго не разглядывал. В шоке был: этот с мячом несётся, а его без мяча не догнать. Но это единственный случай, когда Квинси заставил себя что-то сделать".
Чехарда началась и в жизни Квинси. Три аренды (Сельта, Бирмингем Сити и Кардифф Сити), из которых последняя окончилась неудачей в виде всего лишь пяти игр. В 2009 году он вернулся в Спартак, где у руля был уже Валерий Карпин. Карпин дал игроку шанс.
За 8 игр Квинси, к тому времени уже став игроком сборной Ганы, забил два мяча - вколотил гвоздь в крышку гроба Томи и Локомотива. Однако головой игрок был не в России, а потому как только появился шанс с Портсмутом, он им воспользовался, а 1 апреля 2010 года окончательно перестал быть игроком Спартака.
Таким образом, Квинси Овусу-Абейе провел за Спартак 44 игры, забив 3 мяча. Отдельного видео его голов не было сделано, он соседствует с Александром Прудниковым. Запомниться в Москве ему не получилось, разве что ленью да нытьем, как бы это ни звучало. А еще прозвищем "Обуйся-Оденься". Талант погиб по собственной вине. Игрок, в юности подражавший Патрику Клюйверту и мечтавший быть лучшим в мире, больше нигде не зажегся. Аль-Садд, аренды в Малагу и Панатинаикос, сезон в Боавиште. Последним его клубом был НЕК, однако на вторую половину сезона он в заявку не попал. Сейчас сидит без работы. В 30-то лет.
В 2014 году на российской арене появился еще один парень с именем Квинси. Уроженец Амстердама с суринамскими корнями, прошедший школы Аякса, Харлема и Твенте. Что о нем знали до этого? Практически ничего. В первом сезоне его отправили в аренду в клуб Го Эхед Иглс из Девентера, второй сезон он провел в Твенте.
В Твенте он проявлял лидерские качества, сезон 2013/14 он закончил с 11 мячами в 31 матче. Его приход в Спартак оценивался неоднозначно. Молодой талант, с одной стороны, вызывал опасения повторения судьбы первого Квинси. В газетах частенько на это намекали. Кто же мог тогда подумать, какое значение Промес будет иметь для красно-белых...
С самого начала этот парень стал "игрою жечь сердца людей", как завещал пророку Пушкин. В этом нет ни слова преувеличения - что при Якине, что при Аленичеве, что при Каррере Промес неизменно игрок стартового состава. Работоспособность, скорость, желание, характер - все при нем. И трудно с этим поспорить. Промес, несмотря на лидерские качества, всегда старался и старается играть на команду (да, порою хочет сам, но ему это прощается за его славные дела). А говорить о том, какие эмоции он приносил болельщикам и продолжает приносить, говорить не приходится. Вот один из многочисленных примеров.
Внимание на игрока обратили и в штабе голландской сборной, в которую он неизменно вызывается, что и радует, поскольку игрок ценится, и пугает, так как из сборной можно вернуться с травмой, как получилось у Зе Луиша. Но борец за правое спартаковское дело Промес тем и отличается от Овусу-Абейе - он сражается до конца, забивает в важнейших играх, отдает прекрасные передачи и, что главное, никогда не отлынивает от работы. А еще Квинси Промес уважает тех, кто, образно говоря, носит его на руках - болельщиков.
У Якина и Аленичева-тренера в Спартаке не получилось. 6 и 5 места. Для девятикратного чемпиона страны результат плохой, близкий к тому смутному. Другой бы уже переехал в Европу или, по меньшей мере, в другой клуб, с более хорошими результатами. Но Промес решил остаться, чтобы исполнить мечту всех, кто связал свою жизнь со Спартаком. Разве это не прекрасно? И небеса награждают его за это - в этом сезоне красно-белые очень сильно прибавили, это единый организм, который сражается в полном составе - самоотверженно и стойко, не опуская руки, стараясь найти выход из любой ситуации на поле, имея иной характер, чем ранее.
Об усилении Спартака свидетельствует и то, что в этом сезоне команда показала, что может справляться и без голландца - в период его вынужденного отсутствия Каррера сумел сделать игру без своего ключевого игрока. Однако это вовсе не значит, что без Промеса хорошо. Кому повредит еще один сильный игрок?
А еще очень радует его взаимопонимание с партнерами. Они находят его, он находит их. За примерами ходить далеко не надо, обратимся к трем из этого сезона. Первый - в матче с Амкаром, ставшим уже легендарным, Квинси Промес не помешал нанести Глушакову удар, ставший судьбоносным. Второй - в воскресном игре с Зенитом Денис вернул партнеру долг - сделал прекрасную передачу, которую голландец замкнул. Третий - в игре с Оренбургом Роман Зобнин доборолся до конца, чтобы мяч в конечном итоге дошел до партнера (к тому же, не стал мешать передаче Андрея Ещенко), и не зря - Промес взорвал трибуны победным мячом.
За три года Промес в Москве стал своим. Антоха, Братуха - его любили, любят и будут любить. Каждый болельщик Спартака сейчас очень хотел бы, чтобы Промес не уехал после окончания сезона в Европу, а остался и помог команде в Еврокубках (а им быть, с такой игрой вряд ли возможно иное). Промес уже сравнялся по количеству голов с Луисом Робсоном (которого любят до сих пор), но сезон еще не кончился. А еще Промес заговорил по-русски. Братуха он, кстати говоря, не только для болельщиков - так его кличут и партнеры. Спартак вообще впервые за долгие годы почувствовал себя настоящей семьей.
Второе пришествие Квинси удалось. Промес - безусловно важный элемент в спартаковском механизме. В отличие от первого Квинси, Квинси второй на деле оправдывает доверие и делает все, чтобы команда играла так, как и полагается Спартаку - мощно, интересно, быстро, задорно, красиво. И, что главное, победно. Легионер-гладиатор, Квинси Промес совершенно точно останется в истории клуба яркой страницей.
И оспаривать это не имеет смысла.