Роман Зобнин: «Ничья с «Зенитом» нас не устроит!»
Автор дубля в ворота "Оренбурга", главный универсал "Спартака", основной хавбек сборной России Роман Зобнин за три дня до суперматча с "Зенитом" дал обстоятельное интервью.
С Романом Зобниным, с каждым месяцем играющим в "Спартаке" все более заметную роль, я хотел поговорить еще после матча с "Оренбургом". Тогда 23-летний полузащитник не только забил два своих первых мяча за красно-белых, но и на пятой добавленной минуте организовал атаку, увенчавшуюся победным голом Квинси Промеса. Однако скромный и воспитанный (в чем я убедился еще на январском сборе в Абу-Даби) уроженец Иркутска ответил: "Не хочу много внимания, так как мне еще работать и работать". Но обещание пообщаться через полторы недели Роман все же тогда мне дал. И оказался человеком слова.
Родители с женой на "Зенит" пойдут. А сыну еще рановато
– Сколько знакомых за последние дни попросили у вас билеты на матч с "Зенитом"? – спрашиваю Зобнина.
– Очень много. К сожалению, билетов вообще не осталось.
– А сколько вообще клуб дает билетов игрокам?
– Два абонемента, а остальные нужно заказывать. На игру пойдут мои близкие – папа, мама, жена. Еще несколько друзей. Всего человек семь-восемь. Но больше взять уже не удалось.
– Ваш 11-месячный сын Роберт не дебютирует в качестве стадионного болельщика?
– Нет. Думаю, еще рано. Чуть-чуть попозже (улыбается).
– Чувствуете ажиотаж, который выходит далеко за обычные рамки?
– Конечно. Напоминает домашний матч с ЦСКА в первом круге. С каждым днем – все больше и больше.
– Победа над "Зенитом" отдалит вас от соперника на 11 очков и тогда уж наверняка выключит его из чемпионской гонки. Но ничья стратегически тоже хороша. Не будете ли играть с мыслью, что в дележке очков ничего плохого нет?
– Мы будем играть только с мыслью о победе. Не будем смотреть в таблицу. Сейчас есть соперник – "Зенит". Мы должны его победить. А дальше – посмотрим.
– Не стоит ли болельщикам волноваться за ваше плечо? Вы неудачно упали, забив второй мяч "Оренбургу", и все видели, что в матче с "Уфой" усугубили травму.
– Сейчас все хорошо. Я готов играть. Плечо уже не болит.
– По телекартинке из Уфы было видно, что во втором тайме вы играли с болью. Это и помешало вам выпрыгнуть так, чтобы помешать Облякову забить гол?
– Боль была, но она тут ни при чем. Это моя тактическая ошибка.
Егоров – молодец, что сбросил 15 кг
– Зато после вашего удара в том же матче "Спартак" получил право на первый в сезоне пенальти. Вы поверили своим глазам, когда Лапочкин указал на точку?
– Наконец-то! (Смеется.) Рука была. Не знаю, как эпизод трактуется по судейским рекомендациям, – это у людей этой профессии лучше спросить, – но, наверное, пенальти был. В целом арбитр отсудил хорошо. А ошибки у всех бывают. Мы же люди.
– Нервничали, когда Промес подходил к точке? Все-таки против него был Беленов, российский король по взятию 11-метровых.
– Нет. Мы вели 1:0, у нас было достаточно моментов, и мы знали, что забьем. А такой исполнитель, как Квинси, должен был забивать пенальти на сто процентов.
– Обсуждали с партнерами, почему в этом сезоне у "Спартака" такая ситуация с пенальти? Не было ощущения, что судьи команду "поддушивают"?
– Не было. Где-то, может, арбитры что-то не увидели и не поставили, даже стопроцентное. Например, судья должен был назначать на мне пенальти и в первой игре с "Уфой" ("Спартак" проиграл – 0:1). Но такого, чтобы был какой-то заговор, нет. Иногда судьи могут ошибаться в пользу "Спартака", иногда – наоборот. Не нужно зацикливаться на этом. Нужно смотреть в первую очередь на себя и на свою игру.
– Насколько для вас с партнерами принципиально, что на "Петровском" в первом круге был большой скандал вокруг судейства Сергея Иванова? Хотите ли вы в воскресенье ответить "Зениту" в том числе и за то, что случилось в начале октября?
– Нет, мы тот матч уже забыли. Просто хотим победить. Играем с преследователем, боремся за чемпионство – какая тут еще может быть дополнительная мотивация?
– Массимо Каррера не говорил вам, почему никогда не комментирует судейство?
– Нет.
– Его коллега из "Краснодара" Игорь Шалимов считает, что жаловаться на судей – удел слабых и тренер, делая это, дает игрокам повод подумать, что это не сама команда виновата в неудаче. Вы с ним согласны?
– Да. Сначала нужно спрашивать с себя – что ты сделал не так.
– Как относитесь к тому, что Мирча Луческу о судьях говорит беспрерывно, причем большей частью о московских?
– В команде мы к этому никак не относимся. Пусть жалуется. Его мнение – пусть и говорит. На нас это никак не действует.
– Капитан "Спартака" Денис Глушаков с энтузиазмом отнесся к предложению назначить на матч с "Зенитом" иностранного судью. А как бы вы на это посмотрели?
– Если честно, мне было без разницы, кто нас будет судить. Главное, чтобы судья был квалифицированный, не из второй лиги подъехал. А судит либо РФПЛ, либо зарубежные чемпионаты.
– У игроков вызывает уважение, что Александр Егоров, назначенный в итоге на эту встречу, за зиму сбросил 15 килограммов?
– Конечно! И у футболистов бывают проблемы с весом, поэтому мы прекрасно понимаем, как тяжело его сбрасывать. Молодец!
Проблемы "Зенита" нас не касаются
– За исключением 0:1 от "Уфы", "Спартак" дома выиграл десять матчей из десяти. С чем вы это связываете?
– С болельщиками, которые нас гонят вперед. Они у "Спартака" – лучшие! Та энергия, которую они дают, помогает нам забивать в концовках и вообще выигрывать. Причем не только на домашних матчах. И в Краснодаре, и в Уфе, и в Казани благодаря им мы чувствовали себя как дома. А наша посещаемость на "Открытие Арене" (более 30 тысяч зрителей за матч) не сравнима ни с кем из соперников по чемпионату России. Не сомневаюсь, что и в игре с "Зенитом" они нас великолепно поддержат.
– Матч с "Зенитом" намного более статусный, чем с "Уфой" и "Оренбургом". Но многие считают, что именно "свои" очки в матче с середняками и аутсайдерами – ключ к чемпионству. Согласны с этим?
– Да. За игру с каждым соперником дают три очка, будь то "Зенит" или любая команда из нижней половины таблицы. На всех нужно настраиваться одинаково. И то, что нам это удается, – заслуга Массимо Карреры и всего штаба.
– В "Зените" явные проблемы во взаимоотношениях игроков и главного тренера. Пикировка Мирчи Луческу с Олегом Шатовым и вовсе вышла на публику. Вас в преддверии матча это радует?
– Нас это никак не касается и не волнует. Мы с уважением относимся к этому сопернику. Не важно, какие у них проблемы. У них сильные футболисты, против которых будет очень сложно играть. И это будет война!
– Перед матчем обменяетесь какой-нибудь шуткой с Артемом Дзюбой? Как у вас сложились отношения в сборной?
– Мы товарищи по национальной команде. Не скажу, что мы какие-то друзья.
– Как его остановить? Дзюба забивал в каждом из трех матчей, которые провел против команды, в которой вырос.
– Думаю, защитники знают, как против него действовать!
– Вы будете играть с "Динамо" в следующем сезоне с такой же принципиальностью, как он против "Спартака"?
– Я буду играть против "Динамо" так же, как и против всех остальных. Заряженным на сто процентов и с желанием победить.
– Как вы относитесь к тому, что некоторые говорят: мол, "Спартак" лидирует только потому, что у его соперников в этом году большие проблемы?
– Опять же, нас не касается, у кого какие проблемы. Мы смотрим только на себя. Мы идем на первом месте. Все игроки, все тренеры, весь персонал хотят побеждать в каждом матче – и делать это не поодиночке, а вместе. Поэтому и лидируем.
– Но при этом, забив весной больше всех, довольно много пропускаете – шесть голов в пяти матчах. С чем связываете проблемы в обороне?
– Если откровенно, осенью нам где-то везло. Не раз при счете 1:0 соперники нас поддавливали, у них были опасные моменты, но они ими не пользовались. Сейчас ситуация другая. И нам, наверное, нужно больше работать над обороной. Есть и позиционные ошибки, и расслабление после 2:0, как с "Оренбургом".
– Вы достаточно близки с Ильей Кутеповым, на которого в последнее время обрушилось много критики. На ваш взгляд, она несправедлива?
– В какой-то мере любая критика справедлива. Есть, конечно, и ошибки, причем у всех, в том числе у меня. Нужно пытаться их исправлять. А к критике нужно относиться спокойно, не переживать и не обижаться. Пусть критикуют. Все люди, все ошибаются. Меня в том же "Динамо" меняли на 16-й минуте со "Спартаком", удаляли с "Наполи". Это все было. Надо просто работать, делать то, что от тебя требует тренер. И все будет хорошо.
– А от Карреры вы получали по полной программе?
– Пока такого не было.
Не знаю, в курсе ли Каррера, что голы "Оренбургу" стали для меня в "Спартаке" первыми
– Вернемся на 95-ю минуту матча с "Оренбургом". Признайтесь, когда вы чуть-чуть отпустили от себя мяч, на мгновение мелькнула мысль: "Это все"?
– Да, мелькнула мысль, что я его потерял. Но хорошо, что поставил ногу. И что мяч так отскочил к Андрею Ещенко. Если честно, в этом была доля везения.
– А почему отпустили?
– На самом деле сил уже не было на концовку. Давили, выжимая из себя последнее. И болельщики нас вперед несли. Думаю, были бы силенки – не отпустил бы.
– Какая победа из тех, что "Спартак" одержал в добавленное время, – над "Амкаром" или "Оренбургом" вызвала у вас больше эмоций?
– В моем случае, наверное, над "Оренбургом". Все-таки я забил, и хотелось, чтобы в такой день команда победила. Иначе голы не доставили бы такой радости.
– Понятно, что голы в ваши основные функции не входят и никто за их отсутствие вас не упрекал. Но какой-то психологический груз первый мяч все-таки сбросил?
– Нет. Не было никакого психологического груза. Не было бы ничего страшного, если бы я не забил, но команда выиграла. Для меня лично важнее всего победы. И если я приношу пользу отборами или самоотдачей, – значит, так тому и быть. Лично для меня не важно, кто голы забивает.
– Тем не менее этот дубль заставил многих сделать вывод: из рабочей лошадки вы превращаетесь в солиста. И на вас теперь будут надеяться и в этом отношении.
– Когда любой футболист поднимает планку, от него в следующий раз требуют уже больше. Я это понимаю. После "Оренбурга", забив два гола, стараюсь держать эту планку. И понимаю, что мне ни в коем случае нельзя расслабляться.
– Каррера персонально поздравил вас с первыми голами за "Спартак"?
– Не знаю, в курсе ли он, что они у меня первые (смеется). Но подошел, поздравил, сказал: "Молодец".
– Оба мяча вы забили головой. При этом в январе вы говорили мне, что над игрой на "втором этаже" вам нужно еще очень много работать.
– В этих двух голах большую роль сыграла игра на опережение. Там нужно было просто подставить голову. Но на сборах я старался работать над игрой наверху – как и все футболисты над своими слабыми сторонами. Есть тренеры, которые могут подсказать упражнения, но и у тебя самого должна быть голова на плечах, и ты должен понимать, что тебе нужно. Ты не должен бояться что-то спросить, что-то у кого-то подсмотреть. Для меня в этом плане нет проблем.
– У Зе Луиша уж точно есть что по этой части подсмотреть.
– У него – в первую очередь!
– Но в матче с "Зенитом" вам, возможно, придется сыграть и без него, и без Луиса Адриано. Команда к такому повороту готова?
– Должна быть готова. Независимо от того, кто выходит и кто травмирован. У нас очень сильный состав, и даже если кто-то не сможет сыграть, есть люди, которые способны их заменить.
– Но вы надеетесь, что хотя бы один из двух больших форвардов появится против "Зенита"?
– Надеюсь.
– Их травмы задней поверхности бедра – не от искусственного покрытия в Уфе?
– Может, да, может, нет. Честно, даже не знаю, задняя поверхность у них или какая-то другая травма. Поле было жестковатое, непривычное. Но мы в любых условиях и при любой погоде должны побеждать. Не может быть никаких отговорок и "отмазок".
Основным игроком сборной себя не чувствую
– С "Уфой" вы впервые за длительное время вышли играть с тремя центральными защитниками. С чем был связан выбор такой схемы?
– "Уфу", как и других соперников, мы прекрасно разобрали, знали, как она атакует, обороняется и контратакует. И тренерский штаб пришел к выводу, что против ее футбола лучше всего сыграть именно так. Вообще, для нас нет никакой проблемы поменять схему под того или иного соперника. У нас достаточно квалифицированные футболисты, чтобы быстро и без потери качества сыграть по любой модели.
– Сильно ли меняются функции, когда действуешь по всей правой бровке по схеме с тремя центральными по сравнению с ролью крайнего полузащитника при четырех?
– Да, я старался больше обращать внимание на оборону, строже играть сзади – и только потом уже думать об атаке. И считаю, что это правильно. Впереди у нас вышли достаточно сильные футболисты. Нам нужно было сыграть на ноль, поскольку мы были уверены, что забьем.
– Вас устроит, если и в следующем сезоне вас в каждом матче будут перебрасывать с одной позиции на другую, третью, четвертую?
– Ничего страшного, главное – играть. И играть хорошо. Справа, в центре, слева – без разницы. Абсолютно спокойно к этому отношусь.
– Хватает ли сил на 90 минут? Чувствуете ли, что работа на сборах дает плоды?
– Да. Понятно, что последние 5-10 минут нужно было выжимать из себя максимум, но это было связано еще и с тем, что перед тем в двух матчах за сборную я сыграл по 90 минут. В концовках бывает такое, что не остается силенок, но нужно включать внутренние резервы.
– Кстати, после шести матчей кряду за сборную по 90 минут чувствуете себя в ней основным футболистом?
– Не чувствую. Если буду хорошо играть в "Спартаке", то и в сборной все будет в порядке.
– Было ли на зимних сборах Карреры что-то такое, с чем вы прежде никогда не сталкивались?
– Мы больше, чем у других тренеров, бегали, работали без мяча, проводили тактических занятий, меньше играли товарищеских матчей. Больше закрылись в плане тренировок от журналистов.
Новички "проставились" еще на сборах
– "Разбор полетов" после "Оренбурга" Каррера команде устроил – за то, как вы за две минуты разбазарили преимущество в два мяча?
– Конечно, он сказал, что в футболе нельзя расслабляться ни на секунду, из-за этого можно потерять важнейшие очки. Мы и сами это понимаем. Но, видимо, нам нужно работать над этим компонентом, если мы такое себе позволяем.
– Тот разговор был жестким?
– Нет. Он видел, что сами футболисты все прекрасно понимают. А вот до игры и в перерыве такое порой случается. Тренер хочет нас как-то завести, быть уверенным, что мы сыграем с огромной концентрацией и желанием. Он может или жестко сказать, или что-то сделать. И это нормально.
– Периодически возникают слухи, что Каррерой интересуются сильные итальянские клубы от "Ювентуса" до "Ромы". Вы его не спрашивали, правда ли это и точно ли он останется летом?
– Нет, в команде вообще нет этих разговоров. Мы сейчас нацелены только на одно – бороться за чемпионство. Думаю, и у него нет никаких мыслей о чем-то другом. В том числе и об этом.
– Согласитесь с тем, что главная сила этого "Спартака" – в единстве, командном характере? Самый ли это "атмосферный" коллектив в вашей карьере?
– Да. Моя карьера началась не так давно, но, пожалуй, лучшего понимания всеми до единого слова "команда", чем в этом сезоне, я не видел еще никогда. Это видно и на поле, и в раздевалке, и в быту. И это огромный фактор в наших победах.
– В весенней части чемпионата собирались вместе в неформальной обстановке? "Проставлялись" ли новички?
– Собирались и "проставлялись" (улыбается). Иногда – с тренерами, иногда – без. Новички – еще во время сборов, а после матчей встречались раза два-три.
Если забью в ворота "Динамо" – праздновать не буду
– Поздравили ли кого-то из динамовцев с досрочным выходом в премьер-лигу?
– Конечно. Очень рад за них.
– С кем созванивались – с вашим другом Григорием Морозовым?
– Ему пока не успел. С Егором Данилкиным, людьми из клубного персонала и руководства. Там достаточно много людей, которых знаю. Не сомневался, что выйдут. Это команда с составом уровня премьер-лиги. Для меня это совсем неудивительно.
– Будете ли праздновать гол, если забьете им в следующем сезоне?
– Нет.
– Наступает важнейший отрезок: "Спартаку" предстоят четыре встречи подряд с "Зенитом", "Ростовом" в гостях, лидером весны "Уралом" и ЦСКА. Можно ли сказать, что после него, к майским праздникам, многое со статусом красно-белых уже будет ясно?
– Думаю, да. После игры с ЦСКА уже можно будет посмотреть, каким у нас к тому времени будет отрыв. А "Урал" – молодцы. Вообще, с любым соперником сейчас сложно. Все настраиваются на "Спартак", вы сами видели, как играл с нами тот же "Оренбург". Даже с тем же Томском нам тяжело будет играть.
– Слухи, что соперники якобы "подвозят" дополнительные премиальные вашим конкурентам, в команде обсуждаются?
– Нам это неинтересно, мы это не обсуждаем. Выходим с каждым соперником и бьемся. Против нас никто не выходит спустя рукава. Почему-то (улыбается).
– Боккетти сказал, что в случае чемпионства готов будет пешком пойти в Италию. А на что сподобитесь вы?
– Что нужно будет сделать ради чемпионства, то и сделаю! Но что именно, давайте сейчас не будем обсуждать. Сейчас надо все делать для этого на поле.
– Уже ловите себя на мысли о том, как будете стоять на нем под гимн Лиги чемпионов?
– Играть в Лиге чемпионов, чувствовать эту атмосферу – моя мечта.
– На что "Спартак" в его нынешнем виде может в ней рассчитывать?
– Трудно так, с чистого листа, сказать. Если попадем в Лигу чемпионов, наверное, нужны будут какие-то усиления.
– За кого болеете из оставшихся в ней клубов?
– Ни за кого. Просто смотрю футбол и наслаждаюсь этим космическим уровнем.
– С кем-то хотите в Лиге чемпионов обменяться футболками?
– В любой сильной команде – с половиной футболистов! (улыбается)
– Кстати, с кумиром детства, Тьерри Анри, сейчас работающим вторым тренером сборной Бельгии, в Сочи пообщались?
– Нет, к сожалению, даже его не видел. Не до него было тогда.
– То, что отыгрались у Бельгии, даст вам заряд и оптимизм, какого бы не было в случае второго домашнего поражения сборной подряд?
– Конечно, ничья – лучше, чем поражения. Всегда приятно сыграть вничью с одной из лучших команд мира. И это придает дополнительную мотивацию.
– Какими словами с вами попрощался Черчесов?
– Пожелал удачи и закончить чемпионат без травм. А потом встретимся.
– Понимаете, насколько сложнее будет "Спартаку" в следующем сезоне – и с еврокубками, и с усталостью половины команды после Кубка конфедераций и, по сути, отсутствия отпуска?
– Даже не думал пока об этом. Сейчас все мысли – только о нынешнем чемпионате России. Мы все думаем только о нем. И конкретно об игре с "Зенитом".
Особенно взбесил вопрос про Луческу.
Журналист - непрофессионал, поменьше бы таких.
Рабинер вместо интервью вылил все слухи и всю грязь. Странный формат ддя общения. Неужели для редакции не понятно, что чернуха не всегда привлекает читателя.