9 мин.

Владимир Хашиг: «Не деньги играют на поле, а футболисты»

ФК «Краснодар» существует исключительно на личные средства владельца. Владимир Хашиг – генеральный директор клуба – в интервью НФПМ.ру рассказал об игровых задачах команды, привлечении болельщиков и развитии детского футбола на Кубани.

– Расскажите, как появилась идея создания в Краснодаре нового клуба?

– Инициатором создания, владельцем и президентом «Краснодара» является Сергей Николаевич Галицкий. Он очень любит футбол и сейчас посвящает ему больше половины своего рабочего времени. Для него футбольный клуб – это не просто игрушка, это его любовь и страсть. И люди, работающие в клубе, подбираются по такому же принципу.

– То есть он не просто дает деньги на содержание клуба, но и полноценно участвует в его работе?

– Он в курсе всего, что связано с клубом: игра команды, работа селекционной и медицинской служб, детская школа, строительные мероприятия. Без его внимания и участия в клубе ничего не происходит.

– Есть ли еще какие-то причины, побудившие Сергея Николаевича создать клуб, кроме его личной любви к футболу?

– Футбол – это спорт номер один в мире и в России. Но мы считаем, что развитие футбола в России на данный момент немного застопорилось. То, что делает господин Галицкий со своей командой, – это, если можно так сказать, частно-социальный проект, направленный на развитие детского футбола и футбола в целом как на Кубани, так и в России. Это не имеет отношения к каким-то государственным программам. Это видение конкретным человеком того, как должен развиваться футбол, которое он реализует на практике.

– Есть ли у «Краснодара» какие-то характерные черты, отличающие его от других российских клубов?

– Во-первых, мы молодой клуб. Моложе нас, наверное, никого нет. Мы получили профессиональную лицензию 28 января 2008 года. Во-вторых, у нас полностью частное финансирование. В-третьих, для нас важно эволюционное, а не революционное развитие. Мы хотим последовательно развиваться и построить нормальный клуб с нормальной инфраструктурой, которая будет отвечать всем требованиям к современному футбольному клубу. Это касается и спортивной, и материально-технической, и финансовой составляющих.

– Есть ли у клуба сейчас какие-то источники финансирования, кроме личных средств Галицкого, зарабатывает ли клуб что-нибудь самостоятельно?

– В России клубу очень сложно что-то заработать. Основные источники доходов – телевидение, продажа билетов, продажа атрибутики, спонсорские контракты. У нас, наверно, нет ни одного клуба, который имел бы плюсовой баланс по году за счет доходов от этих источников. Пока «Краснодар» только строится, и все финансирование идет из личных средств господина Галицкого.

– А что произойдет с клубом, если Сергей Николаевич вдруг откажется от его финансирования?

– Не переживайте, у нас существует схема, которая позволит клубу дальше существовать, средства найдутся. Кроме того, я давно знаю этого человека, мы давно работаем вместе. И я точно могу сказать, что этот проект не преследует каких-то меркантильных целей, он идет от сердца. Вы же своего ребенка не готовы перестать кормить и одевать? Вот точно так же и господин Галицкий не поступит по отношению к своему клубу. Так что все будет нормально.

– Руководители «Жемчужины-Сочи» с гордостью заявляют, что с их логотипом продаются даже сухарики, шоколадки и минеральная вода, и крутят свои рекламные ролики по федеральным каналам. Как вы привлекаете внимание к своему молодому клубу?

– В первую очередь нужно привлекать к себе болельщиков через игру. Если команда будет показывать игру, которая нравится болельщикам, то все у нее будет нормально. В прошлом году к нам на игры ходило по полторы тысячи человек. В этом году мы на втором месте по посещаемости домашних матчей во всем дивизионе. На первом месте «Кубань», на третьем «Салют». А по выездным матчам мы вообще на первом месте. Это говорит о том, что людям нравится футбол, который показывает наша команда. Когда мы через игру привлечем болельщиков, можно будет устраивать какие-то дополнительные PR-акции. Мы считаем, что искусственно приведенные на стадион люди – это потерянная энергетика. Мы хотим, чтобы наши болельщики, люди которые приходят к нам на игры, на самом деле любили команду и были с ней вместе всегда – и при победах, и при неудачных играх.

– Как к появлению вашего клуба отнеслись краснодарские болельщики «Кубани»?

– Все новое в России воспринимается если не в штыки, то по крайней мере настороженно. «Кубань» – клуб с большой историей, традициями, своими болельщиками. Мы ни в коей мере не противопоставляем наш клуб «Кубани», но естественно боремся за болельщиков всеми доступными методами.

– И все-таки чем еще, кроме игры, вы привлекаете к себе болельщиков?

– Повторюсь, что самое важное – это все-таки игра команды. Хорошая игра - это 70% успеха в привлечении болельщиков. Конечно, у нас есть и обычная реклама: на улицах города, на телевидении, на радио. По мере развития клуба будет развиваться и направление по работе с болельщиками.

– Могут ли болельщики смотреть трансляции матчей вашей команды по телевидению хотя бы в Краснодаре?

–- По местному телевидению показываются обзоры наших выездных матчей. На домашние же матчи и так ходит по пять-шесть тысяч человек, а если мы еще и будем их показывать, то кто вообще тогда придет на стадион?

– Вы упомянули, что одна из целей создания вашего клуба – это развитие детско-юношеского футбола на Кубани. Что уже было сделано в этом направлении?

– Из того времени, что господин Галицкий уделяет футбольному клубу, большая часть посвящена детской школе. На сегодняшний день у нас обучается 1600 детишек. Мы развиваем филиальную сеть по Краснодарскому краю. Население края – пять миллионов человек. Плюс прилегающая Адыгея – это еще пятьсот тысяч. Мы считаем, что на территории с таким населением вполне могут появляться талантливые детишки, которые будут играть в футбол. По краю у нас сейчас открыто 23 филиала. Также есть интернат, где занимаются четыре возрастные группы 1995-1998 годов рождения. Дети 1999-2003 годов рождения занимаются в режиме спортшколы. Сейчас мы ведем набор детей 2004 года рождения. Мы строим новую школу, в которой будет шесть натуральных полей, два манежа, один из которых полноразмерный, искусственное поле и спортивный городок. На территории школы будет восемь коттеджей для проживания детишек и большой реабилитационно-медицинский центр. Я думаю, что до конца следующего года мы уже все это откроем.

– Все это бесплатно для родителей?

– Естественно, все обучение ведется за счет клуба.

– Сейчас уже можно говорить о каких-то результатах работы школы?

– У нас, как и у любой школы, есть своя методика воспитания и постановки футбольного мастерства. Три-четыре человека с 1995-го года у нас уже приглашаются в сборную России, четыре человека с 1996-го года. Есть какие-то результаты по краевым соревнованиям. Но это не главное. Наша основная цель – вырастить мастеров, индивидуальностей, которые смогут помочь первой команде. Поэтому мы много внимания уделяем индивидуальному мастерству, формированию личности детей, чтобы они в первую очередь оставались хорошими людьми.

– Где вы ищете тренеров для своей школы?

– У нас есть своя методика отбора, и мы приглашаем тренеров со всей России. Главного тренера Александра Марьяновича мы пригласили из Сербии, и он является идейным вдохновителем и создателем методики по работе с тренерами и детьми.

– В заявке вашего клуба на этот сезон всего четыре иностранца – два черногорца, белорус и украинец. Ставка сознательно делается на российских игроков и легионеров из ближнего зарубежья?

– На сегодняшний день просто так сложилось. Мы не против иностранцев, но для того, чтобы был сильный коллектив, нужно, чтобы все говорили на одном языке. У нас нет никакого негатива к иностранцам, но в дальнейшем мы бы хотели, чтобы 90% игроков основной команды были бы нашими воспитанниками. Тогда команда будет единым целым, будет коллектив, будет свой дух.

– Сегодня команда была бы готова начать выступления в премьер-лиге?

– Сегодня в первом дивизионе мы находимся на пятом месте. Те команды, которые готовы к премьер-лиге, идут на первом и втором местах. Хотелось бы, конечно, чтобы команда была посильнее, но это вопрос решаемый. С каждым годом должно быть лучше и лучше, тогда можно будет чего-нибудь достичь.

– Но перед вами уже сегодня стоит цель скорейшего выхода в премьер-лигу?

– Спорт в принципе подразумевает какие-то достижения. Конечно, всегда хотелось бы иметь какое-то поступательное движение с последовательным улучшением игры и развитием инфраструктуры. Но выход в премьер-лигу – не самоцель, мы не ставим задачи кровь из носу туда попасть. Такого не было, нет и, я думаю, никогда не будет. Когда команде ставят такую задачу, все это немного от лукавого. Что значит поставить задачу выйти в премьер-лигу? Если команда играет, то она добьется результата и повысит свой класс.

– Но когда наблюдаешь за нашим первым дивизионом, складывается впечатление, что повышение в классе не всегда напрямую зависит от качества игры.

– Жизнь не стоит на месте. Я думаю, что в дальнейшем все околофутбольные, нечестные методы будут сходить на нет. Для этого нужно, чтобы появлялось больше частных клубов, больше внимания прессы и телевидения.

– Вы собираетесь строить новый стадион. Можете назвать примерную стоимость, вместимость и сроки строительства?

– Сейчас идет принятие архитектурных проектов. Их для нас готовит несколько компаний, но пока нас ничего не впечатляет. Планируется, что стадион будет вмещать 30-32 тысячи зрителей. Стоимость в России определить очень сложно, но если исходить из европейской практики, то средняя стоимость постройки одного посадочного места составляет от полутора до двух с половиной тысяч евро. Надеемся, что к концу следующего года мы, если можно так сказать, «залезем в землю». Если ничего не будет мешать, я думаю, в течение полутора-двух лет после начала строительства стадион будет готов.

– Каков ваш бюджет на этот сезон?

– Порядка 13 миллионов долларов с учетом затрат на детскую школу.

– На следующий год планируется увеличение?

– Не деньги играют на поле, а футболисты. Основная часть затрат идет на зарплату, премиальные и налоги. В зависимости состава и будем формировать бюджет.

– Нынешний сезон практически завершен. Вы довольны его итогами?

– Во-первых, осталось еще четыре матча, и их нужно доиграть. В принципе, мы закончили первый круг на втором месте и считаем, что это очень хорошее достижение. На стадион к нам стало ходить почти в пять раз больше болельщиков. Эти вещи уже можно занести в зачет. Всегда хочется большего, но мы считаем, что чего-то достигли и в плане игры, которую показывает команда.

– Уже принято решение о переходе нашего чемпионата на систему «осень-весна». Как вы к этому относитесь?

– Я отношусь негативно. Считаю, что параметры перехода не являются категоричными для того, чтобы наша страна перешла на эту систему. Все это делается для трех-четырех топ-клубов. Для всего российского футбола это если не губительно, то неприемлемо в настоящее время. Я могу привести массу аргументов против перехода. Переход послужит увеличению спортивной борьбы? А кто мешает при системе «весна-осень» сделать переходные матчи и больший обмен между лигами? Говорят, что станет больше коммерческая составляющая? Как она может стать больше, когда мы будем играть одновременно с европейскими чемпионатами? При всем уважениям к командам, например, «Амкар» и «Томь», если их матч будет проходить одновременно с игрой «Челси» – «Арсенал», то какую игру выберут зрители? Говорят, что наши команды смогут играть в коммерческих турнирах. Мне очень интересно, какие команды премьер-лиги, кроме первых двух-трех, не говоря уже о первой лиге, смогут играть в коммерческих турнирах и зарабатывать при этом деньги? Когда вся Европа играет на естественных газонах, мы почему-то хотим переходить на искусственные поля. Кто-нибудь вообще когда-нибудь проводил исследования о том, как на здоровье футболиста сказывается постоянный переход с естественного газона на искусственный? Для чего нам синхронизировать наш чемпионат с европейскими, если мы даже сегодня не можем воспользоваться тем преимуществом в подготовке, которые имеют наши клубы, когда начинаются матчи Лиги чемпионов, когда проходит чемпионат Европы. Ни один тезис не является стопроцентным аргументом за переход. Это уже не говоря про второй дивизион и про первый дивизион! Лучше бы думали о другом: как построить больше детских центров, стадионов в регионах. Вот об этом надо думать, а не об «осени-весне».