4 мин.

Алексей Смертин: «Самое главное – это игровое мышление»

Этой зимой россияне Андрей Тертов и Валера Барсуков поедут в Лондон на просмотр в Академию Nike. Они вошли в сотню юных футболистов, которые будут конкурировать между собой, чтобы продолжить обучение в Академии. Этот проект называется «Шанс», он организован Nike Academy совместно с Английской премьер-лигой. Условия: конкурсантам должно быть по 17 лет и они не должны учиться в футбольной школе. Самородкам, мечтающим стать профессиональными футболистами, нужно было сначала выложить свое футбольное видео в интернете, а потом надеяться на приглашение приехать и показаться своему национальному жюри. Ребят из России, жаждущих попасть в Академию Nike, отсматривали Фёдор Черенков, Андрей Талалаев, Алексей Смертин и Георгий Черданцев. В интервью НФПМ.ру Алексей Смертин рассказал, на что обращал внимание, когда делал выбор, и выразил уверенность, что в России есть футбольные самородки.

Подписаться на блог НФПМ.ру

– Как вы оказались в составе жюри?

– У меня уже очень давние отношения с Nike, компания почти на протяжении всей моей карьеры была моим спонсором. И потом, сама программа «Шанс» очень сильно заинтересовала меня. Как только я об этом услышал, сразу откликнулся, решил даже изменить планы и сократить свое пребывание в Лондоне, чтобы приехать в Москву и войти в жюри. Я понимаю, насколько важно для детей получить возможность показать себя, для кого-то это, может быть, второй шанс. Возможно, когда-то у парня что-то не получилось в футбольной школе, он ушел. А благодаря такой программе, он может еще раз заявить о себе, может нагнать своих сверстников – учеников спортшкол.

– То есть вы верите в позднее раскрытие таланта?

– Да, если есть талант, то можно проявить себя даже без футбольной базы, без каких-то азов, которые преподаются в любой футбольной школе. Конечно, это крайне сложно сделать, хотя такие случаи были. И я уповаю на то, что у этих ребят все получится.

– Можно ли этих ребят назвать самородками?

– Смотря что подразумевать под этим словом. Я считаю, что самородок – это футболист, который добился успеха на высочайшем уровне. Сколько ребят занимаются в спортшколах, играют в футбол? Огромное количество, это ведь доступный вид спорта. В футбол успешно может играть и высокий, и низкий, и худой, и плотный. И достаточно много людей в мире играют в футбол хорошо. Но очень хорошо играют единицы. Вот их я и считаю самородками. Но у ребят, которые приехали в Москву на просмотр, уже есть одно важнейшее качество для достижения успеха в профессиональном спорте – это характер. Они друг с другом играли двусторонний матч, боролись бескомпромиссно, глаза горели у всех, желание было огромное. Таким людям давать шанс всегда очень приятно.

– Может ли человек со слабой школой раскрыться в 17 лет?

– У него есть шанс стать востребованным профессиональным футболистом. Но если быть объективным, ему крайне сложно будет стать игроком экстра-класса, играть, например, в Англии. Все-таки там собраны самые сливки, люди, которые с детства играют в футбол денно и нощно, которые занимались в лучших спортшколах мира.

– Отбор ребят, которые поедут на финальный просмотр в Лондон, проходил в два этапа: тесты, потом двусторонка. Расскажите о тестах, что они позволили увидеть?

– Это тесты, которые применяют сейчас в спортшколах, я общался со своим братом, он селекционер ФК «Сатурн». Он говорит, что тесты очень важны, они помогают многое проверить: скорость, координацию, силу удара, быстроту ног, что сейчас крайне важно. В принципе, и по этим результатом можно уже было сделать выводы о потенциале футболиста. Но во главу угла мы все же ставили именно игровые характеристики, то есть больше ориентировались на свои впечатления во время матча. Потому что все перечисленные качества могут легко нивелироваться, если у человека нет игрового мышления и понимания футбола. Так что этот матч был венцом всему. У кого-то из ребят получалось, у кого-то совсем не получалось. Возможно, дело было в том, что многие никогда не играли на полноразмерном поле, сложно сразу не растеряться и почувствовать дистанцию. А некоторые – молодцы, справились.

– На что вы обращали внимание, когда просматривали ребят?

– На игровое мышление. Вот у моего коллеги в жюри Федора Черенкова игровое мышление всегда было развито на порядок лучше, чем у меня. Он даже установку на игру начал с фразы: «Ребята, крутите головами». То есть не просто бегайте за мячом, а смотрите по сторонам, думайте.

– Говорят, что ребята были плохо готовы физически, с чем это может быть связано?

– Да, у некоторых с «физикой» были проблемы, они уступали в единоборствах. Возможно, дело в нехватке практики. Или в недостатке данных, может, у кого-то от природы вялые мышцы. А может, просто специально не готовились к этому экзамену. Потому что физическая форма – дело наживное: тренажерный зал, тренировки на футбольном поле, и все будет нормально.

– В Лондон поедут всего двое ребят: Андрей Тертов и Валера Барсуков. Но Россия – большая страна, наверняка нераскрытых талантов у нас больше. Нет желания организовывать еще просмотры?

– Я только «за», недавно со мной связался тренер одной спортшколы и привез показать парня, который играет в футбол на очень хорошем уровне. У него нет ни агента, ни команды, футболист просто бездействует. Я был удивлен, что его до сих пор никто не заметил, он действительно талантлив. Так что самородки есть, надо ездить по России, искать их и помогать им.

Подписаться на блог НФПМ.ру