Александр Хохлов:«Корнеев сказал, что на мою позицию приедет сильный защитник с Чемпионата мира, а приехал Микаэль Лумб»
Интервью экс-защитника «Зенита», поигравшего за «Ростов» и «Кубань» – об агентских играх и другом бардаке в российском футболе.
– У тебя получилась неоднозначная карьера: «Зенит», клубы премьер-лиги, травма и раннее завершение в 27 лет.
– Закончил я даже раньше, когда получил серьезную травму. Были шансы вернуться, но не получилось. Пошел я во второй дивизион – в питерское «Динамо», но там меня после травмы сразу бросили играть четыре матча подряд на синтетике СКК. Колено снова стало опухать, и я принял решение закончить карьеру. Не было смысла мучить себя дальше.
– Расскажи подробнее о своем повреждении, помешавшем продолжить карьеру.
– Разрыв крестообразных связок – тяжелая травма, после которой ты фактически заново учишься ходить. Первые «кресты» случились у меня в 18 лет, на другой ноге. Было тяжело, в футболе много примеров, когда не возвращались после такой травмы. Но мне помогали родители, брат – и после восстановления все наоборот пошло в гору. Я стал капитаном дубля, и Адвокат забрал меня в основу.
– В «Зените» ты не остался из-за конкуренции?
– Адвокат предлагал мне остаться, но на тот момент конкурентами на моей позиции были Ким Дон Джин и Радек Ширл. Они были среди лучших футболистов чемпионата России в своем амплуа. Я не видел смысла сидеть в запасе в роли третьего левого защитника и продолжать играть только за дублирующий состав, поэтому решил поехать в «Кубань».
– Согласен с тем, что времена Адвоката были одним из лучших периодов в новейшей истории «Зенита»?
– Те времена я вспоминаю исключительно с положительными эмоциями. При Адвокате в «Зените» не было никакого сброда, а была команда с отличными игроками, тренироваться в которой было приятно и полезно. Там не было деления на иностранцев и русских. В дальнейшем, уезжая в другие клубы, я уже чувствовал в себе уверенность, что могу играть в футбол на высоком уровне.
– Было какое-то общение с Адвокатом?
– Лично как с тренером я с ним не разговаривал. И не думаю, что он как-то персонально общался с футболистами. Адвокат просто говорил: «Давай, тренируйся, у тебя все еще впереди, ты молодой футболист». Не могу сказать, что у меня не было шансов заиграть. Весь второй круг я играл за дубль, а на следующий день был в заявке основы. Случись что-нибудь с футболистом стартового состава, я мог и выйти на поле. Но этого не произошло.
– При Адвокате все футболисты, попавшие в заявку на игру, получали одинаковые премиальные. Вспомни свой самый большой бонус.
– Я попал в заявку на матч с «Локомотивом», и тогда за победу мы получили по 40 тысяч долларов. Миллионером, конечно, не стал, но подзаработать сумел.
– Крыша не ехала от таких денег?
– Это от человека зависит. У меня никогда не было звездной болезни, и я всегда вел себя одинаково – неважно, получал я большую зарплату или нет. Все зависит от воспитания.
– Адвокат-то, в общем, не особо жаловал молодых.
– Тут его можно понять. Никто не будет в ущерб результату ставить молодежь, потому что это сразу отразится на судьбе тренера. Это Морозов не боялся выпускать сразу пятерых молодых в основе. У него не было боязни проиграть несколько матчей.
– В «Кубани» ты поработал с Сергеем Овчинниковым…
– В «Кубани» все было по-спортивному. Я ждал своего шанса, который представился во втором круге. Овчинников постоянно разговаривал со мной, придавал уверенности. Я сам осознавал, что «Кубань» для меня еще один шаг вперед. Хотя у меня были и варианты с командами, которые выступали в еврокубках.
– Например?
– Было предложение от «Рубина», но я решил поехать на сбор со Спаллетти и показать себя. Хотел закрепиться в «Зените».
– Что помешало?
– Не знаю. Я прошел три сбора, трансферное окно уже закрылось. А потом ко мне подошел спортивный директор Игорь Корнеев и сказал, что на мою позицию приедет сильный левый защитник, который будет выступать на Чемпионате мира. Предложил мне поиграть за молодежный состав. Думаю: неужели Марсело из «Реала» подписали? А этим футболистом оказался Микаэль Лумб, который толком в «Зените» и не заиграл. Вот на таких футболистов тратились деньги. Я же отыграл первый круг за молодежку и уехал в Нальчик.
– В «Спартаке» Нальчик тебя ждал Юрий Красножан, о котором в России довольно противоречивые мнения.
– Я могу сказать о нем только хорошее. Это специалист, который обращает внимание на каждую мелочь. У него каждый должен заниматься своим делом. Красножан так доносит свое видение до футболистов, что по-другому ты просто не сможешь это выполнить. Если что-то не получается, он просто берет тебя за руку и ставит туда, куда надо. Он профессионал и в том, что проводит работу не только на футбольном поле, но и за его пределами.
– Как вышло, что ты подписал контракт с «Крыльями Советов», а через два месяца ушел в «Ростов»?
– Тут вмешались какие-то агентские дела. Когда я переходил в «Крылья Советов», я был в команде единственным левым защитником. Затем клуб купил второго, и на сборах я уже играл не на своей позиции. Тут поступило предложение от «Ростова», и прямо с одного сбора я улетел на другой. А зарплата у меня осталась такой же.
– В «Ростове» тренером был Протасов?
– Да, и он сразу стал наигрывать меня в основном составе. Все шло так, как я и хотел. Первый круг мы прошли неплохо. Случались поражения, но были и хорошие победы. Например, разгром «Спартака» со счетом 4:0.
– Читал, что в «Ростове» у тебя возникли проблемы с руководством.
– Мы проиграли полуфинал Кубка России, после чего у нас ушло в отставку все руководство и тренерский штаб. Все резко поменялось и начались проблемы. Пришли новые руководители и тренеры, которые были пешками у этих самых руководителей.
– Возможно, это связано с тем, что в команду тебя привел агент, сотрудничавший с прошлым руководством?
– Можно и так сказать. У меня был другой агент, но он был в хороших отношениях с тем, который приводил в «Ростов» других ребят. С появлением нового руководства из команды захотели убрать около десяти человек.
– Как это происходило?
– Нас просто выгнали на улицу и отстранили от футбольного процесса. Отправили тренироваться на песчаную дорожку, перестали оплачивать проживание, выгнали с базы. Мы заходим в столовую, а нам говорят: «Вы не в команде». Пришел Белоус, сумасшедший руководитель. Не понимаю, как таких людей ставят на должности президентов клубов. Они грабят не только футбольные клубы, но и целые регионы. Объявили всем десятерым футболистам, что команде они больше не подходят. Но согласись, сразу десять человек не могут не подходить одной команде? А когда видишь, кто приходит им на смену, хочется смеяться.
– Например?
– Белоус как-то сказал, что приедет бразилец, который играл в «Шальке». Ну, думаем, уровень! Тот приехал, сыграл с любителями в товарищеском матче, наковырял восемь голов. Белоус ходит довольный. Потом смотрим, что на тренировках бразильца вообще не видно. Спустя какое-то время узнали, что он четыре года нигде не играл. Хотя и по его внешнему виду было ясно, что он не футболист. Зато поиграл в клубе российской премьер-лиги.
– Балахнин и Южанин слушали все, что говорил им Белоус?
– Им указывали, кого ставить в состав, и они с этим соглашались. Были марионетками. Мне кажется, что если бы Белоус сказал Балахнину окунуть голову в унитаз, он и такое бы сделал.
– Все это нормальная ситуация для российского футбола или все-таки исключение?
– Если копнуть глубже, то это не исключительная ситуация. Во многих командах происходит то же самое. Я уверен, что такое есть везде.
– Почему после «Ростова» ты пропал и нигде не играл?
– Я тренировался и играл на первенство города. Как только случилась эта история с «Ростовом», ни один клуб не брал меня даже на сборы. Видимо, услышав мою фамилию и фамилию моего агента, никто не хотел связываться.
– С чем связано такое отношение к твоему агенту Калоеву?
– Просто на первом месте у него было не желание устроить человека в команду, а тупо заработать денег. Он же не просто так сейчас скрывается и находится в федеральном розыске. У меня был вариант с «Амкаром», с которым я мог подписать полноценный контракт, но он попросил столько денег, сколько я не заработал бы в Перми за год. Такие люди и мешают нашему футболу. Им плевать на футболистов и где они будут играть. Условно говоря, если тебя позовет «Зенит», но агенту не дадут денег, то ты поедешь в тот клуб, где ему заплатят. А агент уже придумает, что сказать футболисту, ведь у игрока нет прямой связи с клубами.
– Пока ты играл «на город», вариантов не возникло?
– Агент кормил «завтраками». Недавно я для интереса поднял переписку, так там меня даже в киевское «Динамо» звали. Но в итоге я оказался нигде и контракт с агентом разорвал.
– Без агента пытался реанимировать карьеру?
– В «Сатурне» тренером был Горшков, с которым мне удалось поиграть в «Зените». Мы созвонились, и я приехал в Раменское, подписал контракт. Но там не получилось. Я ехал и думал, что у меня есть шанс возобновить карьеру. Но с каждым днем все больше понимал, что моя любовь к футболу угасает. Вторая лига – это реальное болото. Там люди не получают удовольствие от игры, а выживают. Поля – это вообще отдельный разговор. В «Сатурне» оно еще нормальное было.
– «Сатурн» ведь ставил задачей вернуться в элиту.
– И у клуба все для этого есть. Но когда в руководстве стоят нефутбольные люди, преследующие свои цели, и когда командой управляют бандиты – ничего хорошего из этого не выйдет. Неспроста же клуб уже не первый год разваливается и долги не возвращает. «Сатурн» под старым юридическим лицом прислал гарантийное письмо, что оплатит мою операцию, но этого не сделал. Теперь я бегаю по судам, чтобы доказать страховщикам, что я тут ни при чем. Что не я должен был оплачивать мою операцию, а мой работодатель, которого юридически уже не существует. В России ты вообще никак не защищен, даже если у тебя есть контракт. Вспомни мою историю в «Ростове». Кто в этом виноват? Руководители нашего футбола, которые допускают все это.
– Чем ты сейчас занимаешься?
– Любовь к футболу у меня в сердце и уйти из него не получается. Я тренирую детей и получаю удовольствие от этого процесса. У нас туринский «Ювентус» открыл свою академию, поэтому, пользуясь случаем, приглашаю родителей приводить своих детей к нам на занятия. У нас занимаются не только мальчики, но и девочки.
– Футбол в «Спортинг-лиге» по выходным – для удовольствия?
– Да, и в футбол поиграть, и с друзьями увидеться. У меня много знакомых в этом турнире – с кем поиграл еще в юношах и в других командах. На турнире я отдыхаю от всего происходящего вокруг.
– В «Грузовичкове» вам озвучили какие-то цели на сезон?
– У нас в команде все бывшие профессионалы, поэтому просто выйти и побегать, чтобы скинуть вес – это не для нас. Конечно, мы хотим побеждать, других задач быть не может.
Кирилл Сухоруков, sporting-spb.ru
Фото: championat.com; zenitbol.ru; личный архив Александра Хохлова.