Панк, наркотики и «Хибс». Футбол в экранизациях «На игле»
Иван Тянтов - о роли футбола в обоих частях «Трейнспоттинга».
- Он сдулся.
- Ну так впердоль ему!
И вот тебе вгоняют иглу. Разнесло прилично и плевать уже, будешь лежать ровно или тебя запинают. А между прочим тебя нехило закрутило, но тебе все равно: ты взлетел. Вернешься в игру после такого удара или ударишь лицом в грязь – уже не колышет. Ты выше этого и завис в моменте, ты вне игры.
«И значит вижу я, как этот глист вывалился из ворот и решаю вмазать прямо с середины поля. И что думаете, этот клоун вместо того, чтобы развернуться и драпануть к воротам, начинает пятиться к ним, словно его забег из штрафной решили отмотать на пару кадров. А играли мы на таком поле, что побережье Нормандии в День Д показалось бы в сравнении с ним лучшим местом для пробежки. Неудивительно, что чухан на задней передаче завалился на сральник, не успев даже добежать до штрафной. Так что, когда мяч влетел в ворота, он только отрывал жопу от газона».
И пока Кайфолом рассказывал о том, как забил какому-то там лоху, он успел забить и себе неплохой косяк. Затянувшись, Саймон отвалился на диване и залип в экран.
- А что, сегодня Хибс играют?
Самое забавное было в том, что все мы как раз собрались посмотреть игру «Хиберниана». Вот только прошло уже минут пятнадцать от матча, а мы только сейчас уставились в цветастое пятно по ящику напротив. Правда, игра была откровенно не фонтан и тайм закончился по нулям.
«Эти увальни начнут сегодня играть, как думаете? Если нет, то уж лучше воткнуть кассету со ста лучшими голами Хибс», - Кайфолом, конечно, не сделал бы этого, так как счет был вполне себе обнадеживающим даже при столь отвратной игре. Потом, мы все фанатели от «Хиберниана», и каким бы он не был ущербным, отвернуться от него мы не могли, хоть и умудрились за полчаса до этого и вовсе забыть об игре.
Но отчасти Саймон был прав. И мне, и Кайфолому хотелось вспомнить дни, когда и Хибс, и трава были зеленее. Все мы выросли в Лите, и Истер Роуд был нашей священной поляной. Разумеется, каждому из нас было что рассказать о славном прошлом Хибс.
«Мы с отцом часто ходили вместе на футбол. Однажды, когда мы шли на матч, он сказал мне: «Марк, ты должен запомнить этот матч. Сегодня на поле выйдет Джордж Бест, и он будет играть за нас». И что ты думаешь, весь матч перед мной сидел здоровенный амбал. Ясно, что я ни то что Беста, я вообще поля в тот день не видел».
Вполне себе символично. Многие готовы с придыханием вспоминать славное прошлое любимого клуба, даже если свидетелем этого прошлого и не могли стать в силу того, что ваш отец в этот момент и сам уже вспоминал с ностальгией старые добрые дни побед. Ну или же ему все-таки выпало счастье отпрыгивать с корешами на трибунах после того, как, наконец, кто-то сподобился затолкнуть чертов мяч в ворота на радость подвыпившим трибунам.
Когда же он поведет вас впервые на стадион и увидит, что игра не самых атлетичных и техничных мужиков особо-то и не впечатлила вас, то в перерыве он обязательно проведет краткий экскурс в историю любимого клуба. И будьте уверены, те игроки, которых ваш батя еще лет тридцать назад с трибун по делу поносил на чем свет стоит, предстанут вам Ахиллесами без намека на ущербность. И если вдруг случалось, что команда скатывалась в отстойник, то и здесь находилось место триумфу воли, и команда вновь блистала словно в назидание нынешнему безвольному поколению без намека на то, в каком дерьме она была до этого.
Так что, если вы родились в Эдинбурге, то плевать, рядом с каким стадионом вы росли: дела что у «Хиберниана», что у «Хартс» идут с небольшой переменной хреново. С малолетства вы уясняете следующее: в том же «Хиберниане» есть отцы-основатели, считай, что собирательный образ Бога-Отца. После были не менее славные ребята, вроде «великолепной пятёрки» и их почитай за Бога-Сына. Ну а тебе, малой, от всей этой славной истории и остается только Святой Дух.
Вот и Ирвин Уэлш, и его литературные герои все больше ностальгируют по славным дням любимой команды, чем радуются ее успехам дня сегодняшнего. Тут стоит, наконец, перейти к экранизации «На игле». Сам Уэлш был против нее — несмотря на то, что ему понравился предыдущий фильм Бойла «Неглубокая могила», он был уверен, что сохранить дух книги режиссеру не удастся. Получив официальный отказ от агента Уэлша, Бойл сам отправил письмо Ирвину. Начиналось оно так: «Ходж и Макдональд — главные шотландцы в истории после Кенни Далглиша и Алекса Фергюсона». Перед таким футбольный фанат Уэлш устоять не смог.
Секс, наркотики и панк – казалось, что с таким набором составляющих ностальгии в фильме точно не место, если только вашим героям не за сорок. Но сцены в первом «Трейнспоттинге», которые так или иначе эксплуатируют тему футбола, несут в себе характер ностальгии.
Вот пример:
- Любое занятие представляет собой феномен.
- Как это?
- Ну, сначала ты чего-то достигаешь. А потом теряешь. Причем навсегда. Это закон жизни. Джорджи Бест, например, всего достиг и все потерял.
Или вот:
«Шотландцы снова атакуют. Капитан Арчи Гемилл подбирает мяч на фланге. Он обводит двух защитников, прорывается в штрафную и забивает! Какой потрясающий гол! Гемилл на пике своей формы! Его удар был неотразим!», - Томи в кровати с подругой, но сам в этот момент он плоть от плоти капитана шотландцев.
Уже в следующей сцене Марк после секса с Дианой вторит своему приятелю: «Мне еще никогда не было так хорошо с тех пор, как Арчи Гемилл забил голландцам в 78-м».
Однако по-настоящему конструктивной для фильма стала открывающая сцена, в которой главные герои в небольшой коробке рубятся в футбол. Именно футбол и позволяет зрителям еще в начале фильма понять, что все эти слишком разные парни в команде - кореша, у которых на всех одна улица и общее детство. Играли актеры, к слову, против спортивной организации бывших наркоманов.
Ну а поскольку футбол по определению командная игра, то и преобладающее коллективное начало в ней переносится зрителем на компанию героев. Вот только сразу после вступительной сцены на весь фильм мы становимся свидетелями разрушения иллюзорной общности этих персонажей, и уже завершающая сцена на мосту являет собой триумф индивидуализма. Но суть в том, что «На игле» в большей степени о том, что все эти ребята – в заднице.
Пройдет 20 лет и снимут продолжение «Трейнспоттинга». Рентон, Кочерыжка, Псих и Бегби – все постарели на те же лет двадцать, но одно осталось неизменно: они по-прежнему в жопе. К тому же, как разбежались в конце первой части герои, так больше и не вернулись в ту компанию корешей из задворков девяностых. И каждый из этих мужчин зациклен на прошлом и собственных неудачах.
Второй «Трейнспоттинг» не столько рассказывает нам историю героев спустя 20 лет, сколько возвращает нас к сюжету первого фильма. А как иначе, если и фанаты фильма, и сами герои живут этим прошлым. Бойл это прекрасно понимал, а потому вольная интерпретация сюжета «Порно», являющегося литературным продолжением «На игле», пропитана ностальгией.
Ностальгия накрывает собой весь фильм. И если в первом «Трейнспоттинге» футбол был интонацией ностальгии, то в «Т2» он становится ее полноценным языком.
Стоило наладиться отношениям между Рентоном и Кайфолом, и вот уже счастливое прошлое на правах третьего затесалось в их компанию. А о чем говорят мужчины? «О футболе», - ответили нам еще в первой части Кочерыжка с Томми. Правда, в компании есть еще и болгарская подружка Психа, но о чем с ней говорить. Разве что провести краткий экскурс в историю шотландского футбола.
Тут стоит отметить, что в «Т2» тема наркотических веществ почти не раскрыта. Просто фильм не об этом. В первой части герои притупляют боль героином, во второй же эту боль они как могут топят в прошлом. Вот и Рентон с Кайфолом ловят во втором «Трейнспоттинге» трип ностальгический, в котором видят и сто лучших голов «Хиберниана», и «великолепную пятёрку» Хибс, и даже Беста в составе любимой команды в том самом матче, который совсем зеленый Марк не видел из-за здоровенного болелы рядом ниже.
«Вы, парни, живете только прошлым», - говорит единственная по-настоящему новая героиня этой истории. Бойл осознанно вложил эту фразу именно в текст болгарской актрисы, тем самым образно вынеся приговор прошлому из дня сегодняшнего.
И ведь не только герои «На игле» с их футбольными воспоминаниями остались в прошлом, но и сам шотландский футбол оказался там. Футбольная джентрификация еще не пришла в Шотландию и остается только с завистью смотреть на Англию, которая, как и Рентон, отхватила большой куш и рванула в Европу.
Хорошо еще, что вернулось Дерби Старой Фирмы, а то совсем уж захолустным стал чемпионат. И пусть за вывеской «Селтик» - «Рейнджерс» нет еще равной борьбы на поле. Главное, что за этим противостоянием история, а значит будет о чем поговорить и что вспомнить. А если в следующем сезоне в Премьершип вернется еще и «Хиберниан», то будет совсем уж отлично. Тогда и станцуем.
И в эдинбургском дерби с трибун «Истер Роуда» фанаты «Хиберниана» спустят полотнище наподобие того, что развернули болельщики «Селтика» в недавнем матче с «Рейнджерс». Ведь кому, если не Хибс, цитировать Уэлша?
"Дохлый сурово посмотрел на Второго Призёра. Эту погремуху ему дали за то, что он всегда по пьяни лез драться, хотя это для него плачевно заканчивалось. Любимым видом спорта Второго Призёра был не бокс, а футбол. В школе он был международной звездой Шотландии с поразительными способностями и в шестнадцать лет ездил на юг играть за «Манчестер Юнайтед». Хотя уже тогда у него были задатки алкоголика. Второй Призёр умудрился заключить с этим клубом контракт на два года, а потом его вытурили обратно в Шотландию. Это было одно из невоспетых чудес футбола. Принято считать, что Второй Призёр растратил свой огромный талант. Но Дохлый понимал более суровую истину. Второй Призёр был конченым человеком: если рассматривать его жизнь в целом, то не алкоголизм стал его роковым проклятием, а скорее футбольный талант был лишь незначительным исключением из правила."
Только вчера ходил смотреть Т2 - столько ностальгии по первому фильму и книгам словил))
не понравился вовсе, Бэгби из Клода Лемье превратился в адского адольфа и сюжета еще меньше чем в оригинале