5 мин.

Нечемпионская оборона. Михаил Борзыкин – о «Спартаке»

Обозреватель «Советского спорта» разбирает матч «Локомотив» – «Спартак», акцентируя внимание на игре красно-белых в обороне.

Ожидания сбылись: матч примерно равных по качеству игры, но очень разных по тактике и стилю команд; «Спартак» действовал первым номером, «Локомотив» переключался с одного режима на другой, но чаще отвечал контратаками через Ари. «Спартак» этого ждал, но готов не был. Необъяснимые собственные ошибки, корпус бразильца и активность Игнатьева – вот главные причины очередного провального матча в обороне. И это красно-белым еще повезло, что у Фернандеша не пошла игра.

Проблемы в обороне «Спартака» начались с приходом зимы. И они не были вызваны травмой Боккетти. Итальянец выбыл 22 октября после матча с «Уралом». В четырех следующих осенних матчах «Спартак» трижды сыграл «на ноль». Сначала Таски, а потом Маурисио со своими функциями более-менее справились. А в первый день зимы пришла беда, словно у обороны истек срок годности – 0:4 в Самаре, после чего пришлось многое переосмыслить и признать: запаса прочности, особенно в обороне, у команды нет.

Хотя «Спартак» и до «Крыльев Советов» играл в обороне довольно нервозно, но где-то подчищали, а где-то откровенно везло. Правда, раньше сбои происходили в основном на флангах, к чему, наверное, даже привыкли. Что ж тут поделать, если Комбаров не защитник, никогда им не был и не будет. А грехи Ещенко вообще можно было не замечать до тех пор, пока он не начинал страховать партнеров в штрафной площади. Привыкли, но не смирились. Поэтому зимой клуб искал флангового универсала – и нашел Тигиева.

На зимних сборах чудесного преображения обороны не произошло, о чем мы писали почти после каждого контрольного матча. Все те же «пожары» из ничего, та же неспособность противостоять контратакам – это вообще, надо сказать, хронический недуг красно-белых. Пропала компактность, заржавела пружина. «Спартак» перестал успевать перестраиваться после потери мяча. Если потеря происходит в последней трети поля, то включается прессинг – это налажено. А если в центре – все, летит атака с ходу.

Стал проваливаться центр обороны. А это уже никуда не годится. Сразу и фланги, и центр – это крест на чемпионских амбициях. И с этим надо было что-то делать. Массимо Каррера использовал разные тандемы центральных защитников, но все они были ненадежны. Таски и Боккетти восстанавливались. Первый восстановился только в разгар третьего сбора. Второй – раньше, но это был уже другой Боккетти, что показал спарринг с «Рубином» в том числе. Он и не играет, поскольку никак не может набрать форму.

Любопытно, что самым надежным центральным защитником на сборах был Джикия. Во всяком случае, из всех центрдефов «Спартака» к нему претензий было меньше всего. Но Джикия не играет тоже, хотя он-то в форме. Как и Тигиев. Почему же Каррера, видя, как портачит Комбаров и компания, не меняет защитников? Предположу, по той причине, что лучше нас понимает: сейчас у команды нет запаса прочности, она нестабильна и уязвима. А в такой ситуации замена даже одной детали может привести к развалу всего механизма.

Иначе говоря, лучше вообще ничего не трогать.

Артем Ребров

Но хирургическое вмешательство все же необходимо. Причем главный кандидат на замену – даже не Комбаров и не Ещенко. А Кутепов. Вспоминается первый матч «Спартака» с «Краснодаром» в этом сезоне. Тогда Илья выиграл у Ари четыре единоборства из четырех; еще у Смолова – девять из десяти. И вообще, если вы не в курсе, по итогам первой части сезона Кутепов стал лучшим футболистом премьер-лиги по соотношению количества и качества единоборств в обороне. О как! И не верится.

С Кутеповым стала происходить непонятная метаморфоза еще на сборах. Почему – загадка. Вроде бы не болел, травм не получал, не зазвездился. А играть стал хуже. Причем во всех компонентах: ключевые единоборства проигрывает, позицию теряет, первый пас сделать не может. Раньше Илья очень здорово начинал атаки – настолько, что даже в сборной ему позволили делать длинные забросы. В первой части сезона у него было 90% точности всех передач. А сейчас пас на 20 метров вперед оборачивается потерей мяча.

Происходит то, чего Каррера не мог предусмотреть. Отдельный игрок – и не простой игрок, а одна из ключевых фигур – в настоящее время регрессирует. Причем как-то загадочно, без видимых причин. Не только ведь в матче с «Локомотивом» Кутепов выглядел неважно. С «Анжи» было то же самое. Да и с «Краснодаром», хоть тогда и удалось нейтрализовать Смолова, – тоже. Что делать Каррере? Менять? Ждать, что все нормализуется? Временно перейти на тактику с тремя центральными защитниками?

Но у Карреры такой игрок не один. Их несколько. Например, посмотрите на игру Комбарова. Одно из самых страшных преступлений для защитника и опорника – обрез. Один обрез, особенно если он привел к опасной атаке, – уже повод для критики и низкой оценки. Комбаров сегодня совершил пять-шесть обрезов (обязательно посчитаю и напишу завтра), один из которых привел к голу. Будь в соперниках не «Локомотив», а, скажем, «Ростов», который уничтожает за ошибки, «Спартак» мог запросто получить разгром.

С Комбаровым-то что делать? Тоже менять, как и Кутепова? Оба весной выглядят ужасно. Впрочем, у Дмитрия есть голевой пас на Самедова в матче с «Анжи». Возможно, кроссы – единственная способность Комбарова, за которую его сейчас держат на поле и вызывают в сборную. И вообще он может играть лучше. Не идеально, но лучше. Сейчас же какая-то черная полоса. И не у него одного. У всех защитников «Спартака». А всех сразу не поменяешь. И надо бы разобраться в причинах столь слабой индивидуальной игры.

Не буду умничать, скажу честно – не знаю. Для меня это загадка, почему зимой на сборах и сейчас в официальных матчах все защитники «Спартака» настолько сдали. В дуэте с Боккетти Кутепов играет правого центрального защитника, со всеми остальными – левого центрального. Может быть, дело в этом? Допустим. А с остальными что? Зато очевидно другое: с такой обороной дотянуть до финиша в лидерах будет очень сложно. Но есть и хорошая новость: чемпионат отправляется на перерыв. Очень кстати для «Спартака».

 

Михаил Борзыкин. Советский спорт