Сергей Фурсенко: «Мы не поднимем футбол без героев»
Сергей Фурсенко в интервью радио «Маяк» рассказал о том, как следует относиться к национальной сборной, ее последних матчах, развитии студенческого футбола и заявке России на проведение ЧМ-2018.
Об отношениях сборной и прессы
Помните мультик про Крошку Енота? Нужно улыбнуться, и вам улыбнутся в ответ. Поэтому я бы хотел пожелать прессе позитивно отображать наших игроков, и тогда все сложится. Надо поддерживать наших игроков, потому что от этого зависит наш общий успех. Конечно, у прессы есть колоссальная ответственность по донесению информации, но могу сказать, что половина успеха – это позитивное отношение прессы. Вы даже не представляете себе, сколько времени игроки уделяют просмотру интернета и газет. Они очень чувствительно относятся к этой информации. Поэтому давайте пожалеем нервы друг друга, и будем настраиваться на игру. Вы прекрасно знаете, как сложно тренеру настроить своих игроков на сложный матч. Поэтому если пресса поможет нам в этом – у нас грядет игра с Арменией, – у нас не будет никакого недопонимания. Ребята доказали, что они стремятся к победе, что они отдают себя до конца ради результата. Мы идем на первом месте, и мы должны вместе успешно пройти отборочную стадию и так же удачно отыграть на Чемпионате Европы.
Очень важно, чтобы специалисты в прессе понимали те ценности, которые у нас есть в жизни. Меня с детства родители, бабушки и дедушки воспитывали так, что есть идеалы, есть классические произведения, русские писатели, которые эти произведения писали, Владимир Высоцкий, который для меня очень много значил. Когда я вижу фильмы, посвященные не его творчеству, а каким-то поведенческим моментам – меня это оскорбляет. Я думаю, не нужно зацикливаться на мелочах, которые не имеют никакого отношения к наследию этого великого поэта. Точно так же в футболе. Давайте все-таки своих героев рассматривать с футбольной точки зрения, это очень важно. Они же обижаются не на критику по поводу того, что кто-то не отдал пас должным образом или футболисты не показали командной игры. Поднимаются негативные вещи, которые не имеют никакого отношения к футболу.
О последних матчах сборной
Я бы оценил их на «пять». Я верил в то, что нашей сборной удастся выиграть в обоих случаях, хотя Адвокат декларировал, что четыре очка будет хорошим результатом. Между собой сравнивать два последних матча сложно, во-первых, из-за совершенно разного качества полей. В Македонии было очень вязкое поле, тяжелый мяч. Для таких мастеров, кудесников мяча, какими наша сборная предстала в Ирландии, такие условия оказались достаточно сложными. Кроме всего прочего, Македония играла совсем в другой футбол. Ирландцы попытались сыграть более открыто, и тут мы их переиграли. За счет техники, за счет организации, за счет быстрого короткого паса и длинных передач. Вы помните, как Аршавин выдал пас Анюкову, который мгновенно прострелил в штрафную, Кержаков пропустил и Дзагоев забил. Это был потрясающий момент, ради этого и стоит заниматься этим делом, за это мы и любим футбол.
О критике сборной
Мне кажется, в обществе ко всему такое же критическое отношение. С моей точки зрения, надо чуть-чуть друг друга полюбить. В нашей жизни очень много негатива. Мы к этому привыкли, и именно на нем акцентируем внимание. Вместе с тем, если ты любишь футбол, красивый футбол – надо любить и свою сборную. A prioiri. Кроме того, мы не поднимем футбол без героев. Мне кто-то сказал: «Что ж, вы бы хотели, чтобы их на руках носили?» Да, я бы хотел. В нашей жизни не так многого позитивного бывает, а футбол по сути своей очень позитивен. Посмотрите, как ирландцы даже при счете 3-0 овациями провожали и встречали заменяющихся игроков. Поэтому я бы пожелал нашим болельщикам позитивно относиться к своей национальной команде. Тем более, что играют в ней самые лучшие игроки.
Я разговаривал в самом начале моего пути в качестве президента РФС с Гусом Хиддинком. И он говорил: «Вот еще бы один гол закатили в Лужниках, и все было бы совсем по-другому». Мы не можем по-другому относиться к команде из-за одного гола! Это наша национальная сборная. У нас должны быть непреходящие ценности. Мы должны детей своих воспитывать, объясняя им, что национальную сборную надо любить. Я считаю, что слишком критическое отношение к нашим игрокам не совсем оправдано, тем более, что они очень стараются на поле.
О студенческом футболе
Прежде всего, футбольное образование должно быть непрерывным. У нас получается, что дети от 8 до 17 лет учатся в футбольных школах, их примерно пол-миллиона человек – 480 тысяч. Если по возрастам на десять поделить, то порядка 40-48 тысяч выходят после семнадцати лет в большую жизнь каждый год. Из этих 40 000 1% в лучшем случае идет в профессиональный футбол. Остальные просто растворяются во дворах или где-то еще играют на любительском уровне. Вы можете себе представить, какие деньги тратит государство на молодых людей, которые учатся в этих школах. И вдруг в 17 лет все исчезли. У нас есть идеи состыковать непосредственно детские спортивные школы с университетами, в которых будет развиваться футбол. Сейчас в университетах играет порядка 300 команд. Мы хотим довести это число до 3 000. Помимо того, что выпускники спортивных школ смогут продолжить футбольную карьеру на 5-7 лет – время учебы в институте, мы еще сможем дать им образование. Социальная адаптация футболиста – важная вещь. Кроме того, часто родители говорят молодому человеку 17-ти лет, который хорошо играет в футбол, что пора завязывать со спортом и поступать в университет. В будущем он сможет играть и учиться одновременно. А если детская спортивная школа будет состыкована с университетской площадкой, Министерство спорта сможет положить там искусственное поле.
Например, в Воронеже 36 высших учебных заведений. В Воронеже есть футбольный клуб «Факел», который играет во второй лиге. Если одна из полян, положенных в университетах, будет иметь подогрев, то 3-4 матча, которые нужно будет сыграть в холодную погоду, команда сможет сыграть на этом поле. Мы понизили требования к количеству зрителей на резервном поле, поэтому поле университета может служить резервным для команд второй лиги. Вот таким простым методом мы сразу всех объединили в одну логическую цепочку. Дети продолжают играть, если они играют прекрасно, они могут переходить из университетов в команды мастеров. Есть задумки по поводу открытого студенческого чемпионата России.
О лимите на легионеров
Нужно для начала определить цели. Нам необходим лимит для того, чтобы в сборной играло больше российских игроков высокого качества. Есть несколько способов этого добиться. Во-первых, нужно запретить игрокам до 16 лет переезжать в Москву и Петербург, чтобы они оставались в своих республиках и округах. Просто не регистрировать в этих городах игроков из других регионов. Дать мальчишкам возможность развиваться рядом с папой и мамой. Сейчас самых талантливых выдергивают в Москву, и 2% остается здесь. А остальные, разочарованные и опустошенные, возвращаются в свою школу, где уже не могут адаптироваться.
Мы хотим, чтобы была более высокая конкуренция. Мы хотим, чтобы наши игроки конкурировали с футболистами такого же уровня, например, из республик бывшего Советского Союза. Наша идея в том, чтобы все игроки до 22-х лет не являлись легионерами в России. Дальше тех, кто хорошо выступает в нашем чемпионате, мы бы натурализовали. Конкуренция будет выше, и на нашем футбольном небосклоне смогут появиться новые таланты. Если разрешить играть в нашем чемпионате всем – мы погубим нашу молодежь, конкуренция станет просто сумасшедшей.
О телевизионных правах
Слово за РФПЛ, которая, думаю, в ближайшее время подпишет договор с одним из вещателей. Футбол в какой-то части останется на доступных каналах. Не весь, но самые интересные матчи все наши болельщики увидят. В том, что касается поступлений от трансляций, есть рыночные механизмы – спрос рождает предложение. Телевидение заплатит ровно столько, сколько возможно заплатить на сегодняшний момент. Есть разные страны, в них по-разному любят футбол, а у людей разная ментальность. Я разговаривал с президентом Македонского футбольного союза: у них телеправа не стоят ничего. Они вообще не получают денег от телевизионных трансляций. С другой стороны, в Турции это приносит 275 миллионов. Ментальность и отношение к футболу очень сильно влияет на то, сколько стоят права. И мы не можем в один момент поменять те рыночные механизмы, которые существуют сейчас.
О заявке
Наша заявка абсолютно в духе ФИФА, она направлена на развитие мирового футбола. 13 новых стадионов, 3 стадиона будут доведены до мирового уровня – это колоссальный вклад в инфраструктуру футбола. Кроме того, мы должны будем представить 72 базы для стран-участниц, они тоже будут на самом высоком европейском уровне. Не говоря уже о вещах, напрямую не относящихся к футболу, а связанных с обеспечением комфортного передвижения и размещения болельщиков. Наша заявка выходит за рамки обычных предложений, потому что таких инвестиций в футбол ни в одной стране мира не делают. Россия, с ее мощью, может это сделать. И эти вложения окупятся сторицей. Я очень хочу, чтобы мы выиграли. Это даст нам огромные возможности. И, думаю, все должны нашу заявку поддерживать, во всяком случае, в России и странах-соседях.
ИМХО, все проблемы Фурсенко с восприятием его публикой в его некоторой наивности, его идеализме. Ну и плюс закалка топ-манагеров - ставить перед собой изначально невыполнимые задачи для них является чуть ли не правилом хорошего тона.