6 мин.

Лига выдающихся леди

Вряд ли в мировом спорте есть лига, которая растет более внушительными темпами, чем LFL – детище спортивного предпринимателя Митчелла Мортазы. Во время первого сезона, состоявшегося зимой-2009/10, спортсмены получали минимальные зарплаты, а журналистам предлагалось работать бесплатно.

Две команды вынуждены были сняться из-за проблем с оплатой спортивных дворцов. В нынешнем сезоне места снявшихся немедленно оказались заполнены, и уже существует очередь заявок на вступление в лигу – в конце концов, соревнования будут достаточно широко освещаться на национальном канале MTV2 (ранее их можно было смотреть лишь платно в интернете, правда, в HD-качестве). На просмотрах новых игроков нет отбоя от желающих, в лиге работают тренеры с известными всей стране именами. В 2012 году Мортаза собирается создать аналогичную лигу в Европе, в 2013-м – в Азии, к 2016-му планирует довести количество команд в Америке до 32-х.

Секрет успеха Мортазы прост – отбросив всяческие предрассудки, он с цинизмом настоящего коммерсанта наконец-то создал именно такую женскую спортивную лигу, которая оказалась интересна публике. Трудно спорить с обозревателем Dallas Observer Ричи Уиттом, который предлагает назвать его шовинистом, но согласиться с тем, что женский спорт всегда будет вторичным по отношению к мужскому – потому что атлеты-женщины медленнее и слабее. Своя отдельная история у тенниса, где исторически спорт очень удачно смешался с элементами светской хроники – но попытки создать по-настоящему профессиональные женские лиги, действительно зарабатывающие на зрителях и платящие деньги спортсменкам, пока что раз за разом оканчивались неудачами.

Но спорт, разумеется, может быть интересен не только мастерством. Какое-то время назад в волейболе, одном из немногих видов спорта, где женские команды не уступают мужским по популярности, решили сделать форму более открытой и обтягивающей с целью повышения интереса. Мортаза без лишнего ханжества довел эту идею до разумного  – LFL расшифровывается как Lingerie Football League (Лига футбола в нижнем белье). Помимо собственно белья (включающего капитанскую подвязку), на спортсменках присутствует облегченная версия защиты для американского футбола – открытый шлем, уменьшенные наплечники, налокотники и наколенники. В общем, лучше один раз увидеть:

Мортаза, начавший с организации шоу, демонстрировавшегося в перерыве Супербоулов, знает, что продает в первую очередь сексуальную привлекательность. При отборе в команды учитывается не только мастерство – в конце концов, в лиге играют в свою, упрощенную разновидность американского футбола – но и в обязательном порядке внешность и готовность выступать перед камерами; на матчах LFL нет отбоя от фотографов. В контрактах отдельными пунктами указано, что спортсменки не имеют права носить какое-то дополнительное белье под своей формой и не вправе предъявлять претензии в случаях «случайного обнажения».

«Ну да, мы одеты лишь в белье, – говорит раннингбек команды Dallas Desire Эрин Гэррет. – Если люди в первый раз приходят на наши матчи в надежде, что у кого-то что-то съедет, это нормально».

«Публика на наших матчах – это, в первую очередь, пьющие пиво студенты, – поясняет Мортаза. – Первый раз они приходят из-за сексапильности футболисток. Но затем они приходят снова – потому что оказываются захвачены самой игрой».

Мортаза лично присутствует на всех просмотрах новичков команд; хотя, наверное, их можно назвать и кастингами. «Как вы собираетесь играть и тренироваться по шесть часов в день в любую погоду, если вам даже не хватило сил привести себя в форму?» – кричит он тем, кто явно не вписывается в стандарты телосложения и физической готовности лиги. «Ваши игры будут транслировать на всю страну! Вы вообще в своем уме? Нам же придется отменять матчи».

Суровость просмотра не отпугивает кандидаток – от желающих играть в белье нет отбоя (ниже на видео – фрагменты отбора в команду Miami Caliente). Университетский спорт в США представлен не только мужчинам; девушек, учащихся по спортивным стипендиям, более чем достаточно – но возможностей продолжить карьеру в профессиональном спорте у них крайне мало. Среди участниц LFL – бывшие бегуньи и баскетболистки, девушки, занимавшиеся единоборствами и европейским футболом; есть и несколько тех, которые и раньше играли в американский футбол по обычным правилам, но потом решили, что лучше все-таки получать деньги за игру, а не платить (в формально конкурирующих лигах, где к «моделям» чаще всего относятся со смесью возмущения и презрения, девушкам приходится самим оплачивать форму, а иногда и перелеты).

Сложнее всего поверить в то, что LFL представляет собой полноценное футбольное зрелище – жесткое, захватывающее, бескомпромиссное. На этапе отбора и одевания спортсменок элементы, по выражению London Free Press, пип-шоу, в общем-то, заканчиваются. Тренерами в лиге работают известные в прошлом игроки – скажем, одно время там тренировал Уильям Перри по прозвищу «Рефрижератор».

Вся медиаактивность лиги нацелена на то, чтобы подчеркнуть соревновательность, реальность матчей. Штатные авторы сайта LFL пишут трогательные истории о девочках, которых в детстве заставляли выступать в группе поддержки, а они мечтали сменить помпоны на футбольный шлем. Кто-то из спортсменок рассказывает про дядю-хоккеиста, который научил их справляться с травмами; квотербек NY Majesty Кристал Грей, несмотря на имя и внешность, подходящие для порнозвезды, в своем блоге пишет длинные рассудительные посты о характере, спортивных проблемах и нюансах командного взаимодействия.

Это все вроде бы действительно работает. Пожилой спортивный колумнист Seattle Post-Intelligencer Джим Мур называет себя жалким, но говорит, что с нетерпением ждет нового сезона: после посещения первой игры он сам был изумлен тем, насколько его захватило зрелище: «Это звучит смешно, и вы все равно не поверите мне, пока не увидите сами, но эти девушки действительно бьются друг с другом». С ним соглашается автор из Dallas Observer: «Даже если вы пришли, ожидая увидеть легкую эротику, то по ходу матча поймете, что девушки не шутили, скандируя перед матчем припев песни «Let the Bodies Hit the Floor!»

У Мортазы, даже выглядящего, как стереотипный плейбой, хватает противников: пресса чаще всего пишет о его проекте как о некоем забавном недоразумении, группы активистов считают, что он эксплуатирует клише, потакает низменным инстинктам и крайне негативно влияет на восприятие женского спорта. Сам он объясняет успех своего проекта очень просто: «Существовал гигантский спрос на подобную лигу со стороны миллионов зрителей и многих тысяч женщин, которые мечтали играть в американский футбол. Наши болельщики любят не только саму игру, но и все вокруг нее. Нам удается совмещать интерес к спорту и приятную атмосферу пятничных развлечений с друзьями. Вся эта лига – о болельщиках и для болельщиков.

Когда я открывал первую игру нового сезона и увидел тысячи людей в атрибутике LFL, поддерживающих свою любимую команду – это был особенный момент в моей жизни. Эта лига из отдаленной мечты превратилась в удивительную реальность – и это заставляет меня чувствовать себя по-настоящему живым».