Борис Якимович: «Спортсменов редко, но все же отчисляем»
В прежние времена сказали бы, что Ижевский государственный технический университет один из флагманов студенческого футбола России. В столице Удмуртии созданы все условия для того, чтобы молодые люди могли не только получить высшее образование, но и реализовать себя в спорте. Вузовская футбольная команда, созданная в 2006 году, в 2009-м заняла третье место в финальном турнире студенческого чемпионата России, примет участие и в финале-2010.В интервью НФПМ.ру ректор университета рассказывает о том, как построена футбольная система в его вузе.

Сколько всего студентов обучается в вашем университете?
Десять тысяч на дневном отделении. И около пятидесяти процентов из них активно занимаются физкультурой и спортом. У нас есть волейбольная команда, выступающая в первой лиге чемпионата России. У нашей футбольной команды уже набирается два состава, и она выступает как в студенческих турнирах, так и в зональном турнире любительской лиги играет неплохо, заняла в этом году 12-е место. Футбольное поле у нас постоянно занято. Проводится университетский турнир, в котором студенты активно участвуют. Есть студенческая спартакиада, в которую футбол также включен в качестве одной из дисциплин.
Есть большое желание достроить стадион, но сейчас нет на это денег. Так что реконструкция «Буревестника» не завершена, да и в план Министерства образования и науки мы не попали. А нам еще нужно сделать беговые дорожки, построить трибуны, установить новое освещение. Свет есть и сейчас, но он не соответствует современным стандартам.
Значит, трибун никаких у вас сейчас нет?
Мы все убрали, подготовили под реконструкцию. Но это не проблема у нас в Ижевске есть организация, которая занимается производством таких конструкций и сможет выполнить все работы в течение месяца. Нужны только средства.
Наверное, потому и играет ваша команда в Сарапуле, что там на стадионе «Сокол» трибуны есть, и туда могут прийти зрители?
Да, там хороший стадион. Я буквально несколько дней назад был в Сарапуле, и мы обсуждали проблемы совместного развития детско-юношеского футбола. Кстати, там находится филиал нашего университета, и мы размышляем над тем, чтобы открыть в нем спортивный факультет. Планируем развивать на базе стадионного комплекса футбол, лыжи, биатлон, есть там и площадки для пляжного футбола. Будем заниматься этим совместно с администрацией города Сарапула и Электрогенераторным заводом, на территории которого и находится стадион.
На «Буревестнике» в Ижевске у вас только одно поле?
Одно, но есть место под малое поле, мы его сейчас готовим. Есть сооружения для начальной военной подготовки полоса препятствий, на которой можно заниматься прикладными видами спорта. Отремонтирован административно-бытовой комплекс, где ребята занимаются силовыми видами штангой, армрестлингом. Там же проводятся тренировки по самбо и карате. Кстати, наши ребята выигрывали чемпионаты Европы по армрестлингу. Есть у нас студентка Зоя Северюхина международный гроссмейстер, член юношеской сборной России по шахматам.
Кто-нибудь, кроме студентов, имеет доступ к вашим спортивным объектам?
Мы сдаем их в аренду после шести вечера, но лимит времени для этого невелик.
И сколько стоит один час аренды поля?
Две с половиной тысячи рублей.
Средства на студенческий спорт выделяются только из бюджета университета, или вам кто-то помогает?
Помогает республиканское министерство по физкультуре, спорту и туризму, выделяет средства на поддержку волейбола. Поддерживает наших спортсменов, выезжающих на соревнования за рубеж. В частности, легкоатлетическую команду, в которой порядка двадцати мастеров и кандидатов в мастера спорта. Спонсорская поддержка небольшая, но тоже есть Электрогенераторный завод помогает футбольной команде, прежде всего, содержит штат тренеров. Эти деньги также идут на приобретение инвентаря и оплату поездок на матчи.
Сколько человек входит в тренерский штат?
Постоянно работают по футболу двое, есть также человек на полставки, который занимается детско-юношеским футболом.
Девушки в университете играют в футбол?
Пока нет, но мы планируем на будущий год это направление развивать.
У вас также есть загородный спортивный лагерь. Футболисты могут его использовать?
Там есть футбольное поле, но мы его перепланировали и хотим сделать в следующем году площадку под пляжный футбол. В пляжный волейбол там можно играть уже сейчас. Место там очень красивое, на берегу Камы, и мы создаем там хорошую инфраструктуру.
Сами ребята, играющие в футбол, платят за это?
Нет, но их обеспечение, конечно, находится на недостаточном уровне. Раньше за спортивные достижения мы решением ученого совета могли выплачивать ребятам надбавки к стипендиям, но с нового учебного года эта практика прекратилась. По той причине, что на все надбавки необходимо теперь начислять налоги. В то же время повышенную стипендию можно назначать только за успехи в учебе.
Получают ли студенты-футболисты поблажки в учебе?
Мы, по крайней мере, стараемся в рамках закона решать вопросы обучения по тем направлениям подготовки, которые для них наиболее перспективны. Это, прежде всего, образование на факультете физической культуры и спорта. К сожалению, у нас на нем очень мало бюджетных мест в пределах двенадцати-пятнадцати. И не только у нас, но и везде, где в вузах активно занимаются развитием спорта, необходимо количество бюджетных мест увеличивать.
Ребята, выступающие за команду университета, учатся именно на спортивном факультете?
Нет, на разных например, на факультете современных технологий и автомобилестроения, информационно-вычислительной техники и, конечно, физкультуры и спорта. Многие изъявляют желание учиться по направлениям экономики и юриспруденции, и в случае хороших оценок мы ребят переводим.
Многие ли из игроков вашей команды перед поступлением в университет закончили футбольные школы?
Практически все.
Сколько времени ушло, чтобы выстроить эту систему?
Система сложилась в республике достаточно давно, и не мы были ее инициаторами. Этим занимался Удмуртский государственный университет, который располагает большим факультетом физкультуры и спорта. Они и создали систему, но футбол шаг за шагом у них исчез. Они теперь более сориентированы на индивидуальные виды спорта, также у них есть гандбол, в какой-то степени развит баскетбол. А футбола нет. Пришлось нам взять на себя взаимодействие со школами.
Как это работает? Ребят, пришедших в футбольные школы, с определенного возраста начинают «вести» ваши тренеры?
Совершенно верно. И в рамках договоров университета с этими школами начинаем работать с перспективными ребятами.
Они получают преимущества при поступлении в университет?
Конечно, получают, но исключительно в рамках закона. Мы заранее ориентируем ребят на сдачу профилирующих предметов, в частности, физики.
Представим себе, что есть талантливый футболист, но он не очень силен в науках. Можете вы помочь ему, взять на подготовительные курсы, предоставить репетитора? Или у вас и так достаточно большая конкуренция, чтобы этим не заниматься?
Действительно, дополнительную подготовку мы им даем, но все равно принимаем на обучение только по результатам ЕГЭ.
Участие ваших футболистов в различных турнирах мешает им учиться?
Мешает, безусловно. У них лимит времени на образование, я бы сказал, небольшой. Поэтому мы выстраиваем для них индивидуальные графики работы, продлеваем сессию, если необходимо.
Были случаи, когда футболистов отчисляли за неуспеваемость?
Были, конечно. Но я бы не сказал, что таких случаев много. Большинство ребят стараются учиться, понимая, что век футболиста недолог. Тем более, что у играющих в студенческой команде немного шансов продвинуться в профессиональный футбол. Далеко не всем предоставляется такая возможность.
Раз уж футбол в вашем университете настолько развит, не возникает ли желания создать профессиональный клуб, за который могли бы выступать выпускники?
Честно говоря, я даже об этом не задумывался. Ведь кто-то должен будет этот профессиональный клуб содержать. Это совершенно другой порядок финансирования. У нас ведь есть в Ижевске команда второй лиги «СОЮЗ-Газпром», так их бюджет составляет порядка 25-30 миллионов рублей.
Может быть, люди из ассоциации ваших выпускников могли бы взять это на себя?
Для чего им это было бы нужно? Наверное, чтобы получать прибыль. Профессиональный футбол это бизнес, а спонсировать надо образование и науку. Вложение капитала в футбол сейчас очень рискованное предприятие. Не думаю, что оно может принести финансовую отдачу. Вот студенческий футбол это интересно, полезно, это массовый спорт. Ребята с удовольствием играют.
Ваша команда вышла в финальный турнир чемпионата России среди студентов?
Да, мы заняли второе место в Приволжском федеральном округе. Посмотрим, как ребята сыграют в ноябрьском финале в Сочи.
Если не секрет, во что обходится университету его спортивная составляющая?
В пределах 15 миллионов рублей в год. Это не только футбол сюда входят все физкультурно-спортивные мероприятия.
Поскольку никакой материальной отдачи от этих вложений в принципе быть не может, возникает резонный вопрос: зачем же вам это нужно?
Я думаю, что это будущее нашего вуза. И брендовая составляющая тоже имеет место. Здесь не только престиж, а еще и привлекательность для абитуриентов: они знают, что будут учиться в университете, где реально занимаются не только образованием и наукой, но также искусством, творчеством и спортом в том числе. На внеучебную, воспитательную работу мы выделяем много ресурсов и времени, поэтому считаем, что это тоже важно.
А вопрос о спортивных вложениях, действительно, возник на заседании ректората: может быть, нам основные мероприятия, связанные со спортом высоких достижений, просто закрыть? Но с другой стороны, куда талантливых людей девать? Кто их будет поддерживать? Федерации выделяют недостаточные суммы и всегда просят у нас поддержки направить кого-то на чемпионат Европы или на российские соревнования. Что с ними делать? Предложить искать деньги у спонсоров? Может быть, это разумно. Важно развивать инфраструктуру спорта в вузе, клубные направления деятельности, заниматься поиском спонсоров.