1 мин.

«Зенит» проиграл 0:2 по числу питерских воспитанников в составе

И другие факты о первой в году игре ЦСКА – от Евгения Маркова.

Футбол вернулся, но кажется, что его не ждали. Точнее ждали, но думали о другом. Теперь не только в метро, а еще и на русских стадионах уважают другие лиги и ходят на футбол в шапках «Детройта», «Филадельфии», «Бостона», «Янкиз» и «Клипперс». Сейчас так модно, и это не только про тех, кто любят ЦСКА и пришел увидеть весну на матч против «Зенита».

Лучше всего она чувствовалась внутри. Если у входа в фирменный магазин при виде Элвера Рахимича начинали кричать «Дайте я сфоткаюсь с батей», то на стадионе уже другой батя — Валерий Газзаев — улыбался из вип-ложи; Николас Ломбертс и Роберт Мак дурачились в центре поля, а мальчик с красно-синим флагом лез на скамейку запасных ЦСКА. Впервые за восемь лет там ждали нового главного тренера, а от него самого — больше атак и меньше искусственных офсайдов.

Дебют Виктора Гончаренко совпал с первым матчем на «ВЭБ Арене» и пока что единственной в истории стадиона битвой перфомансов. Газзаев улыбался не только из-за этого: ЦСКА спустя много лет вернулся к итальянским осям с тремя защитниками и двумя нападающими. Сергей Игнашевич, правда, остался в запасе, зато от золотого состава остались Березуцкие и Юрий Жирков.

Сейчас передача брата на брата считается переводом на другой фланг, потому что так армейцы растягиваются и начинают атаки. Настоящими изменениями это не считается, поэтому руку Гончаренко пока что почувствовал только оператор, которого он просил отодвинуться в сторону. Правда, в отличие от предыдущих лет, у тренера была неприлично насыщенная скамейка (сразу 12 человек) — Слуцкий о таком мечтал со времен Шембераса, первого Манчестера и растолстевшего Карвальо, а в матче против «Байера» у него было всего пять запасных.

В остальном — «перестроенный» ЦСКА не бил чаще по воротам и не создавал больше креатива. Проходили элегантные скидки вблизи и внутри штрафной, но завершения не находилось. Даже Дзагоев вместо того, чтобы нанести первый в матче удар в створ, исполнил финт в стиле своего тезки Гатагова. Во многом прослеживалась предсезонка, Ионов играл второго форварда рядом с Оланаре, а значит огня почти не было.

Только на трибунах, где фанаты сжигали чужую атрибутику и устраивали взрывы на стыке двух несочетающихся цветов. Гончаренко назвал это «бурлящим котлом» и сказал, что в таких условиях нельзя показывать плохую игру. С этим команды почти справились: Головин сцепился с авторитетами из раздевалки «Зенита» — Данни и Хави Гарсией, Вернблум активнее всех приглашал на матч, но получил первую за все время в ЦСКА красную карточку. Все, конечно, удивились.

Даже Аксель Витцель. Он, наверное, грустил, потому что вчера его «Тяньцзинь» проиграл первый матч в сезоне, а сегодня «Зенит» — без него, но с тем же составом, что и против «Андерлехта» в Петербурге — бодался с ЦСКА, ощущал запах пиротехники и рубил бедного Оланаре, который скоро откажется играть против «Зенита». Окружение — как у заводного матча против чемпиона, на поле — апельсиновые скорости, как на сборах, компактная игра Луческу и глубокая обида на Ачимпонга.

«Зенит» не забил, даже когда у ЦСКА осталось три защитника и ни одного Вернблума. Во-первых, бездельничали фланги. Во-вторых, Кокорин не превышал скорость. В-третьих, Васин здорово изучил офсайды, а осмелевший ЦСКА не проседал. В сочетании с весенним пробуждением голов это пока не дает, но тренер и футболисты постоянно общаются, а каждая из подсказок приближает команду к новому состоянию. В Москве оно должно вызреть из провинциального футбола Гончаренко.

Поэтому главный Виктор много говорит с Витиньо во время пауз, иногда бразильцу подсказывает Оланаре. В конце первого тайма Гончаренко специально вытащил из-под пледа Тошича и либо показал ему быстрый переход в атаку, либо объяснял что-то про линии, которые не должны разрываться. Этого и не было, ЦСКА отыграл 20 минут вдесятером, почти везде отодвинул «Зенит», но удивил скоростями на самых последних минутах. Щенников на 90-й не спешил меняться на Тошича, Акинфеев передержал мяч и начал атаку позже, чем Дзюба догнал Натхо. Даже на фанатской трибуне, вместо рок-н-ролла, достали телефоны и двигали огоньками, будто пришли на концерт ДДТ и прощались под «Это все».

«Скоростей в принципе быть не может, когда каждое касание — свисток», — объяснял после матча Гончаренко. Луческу, как обычно, искал виноватых, и на этот раз досталось газону. Хотя получить мог и Дзюба: он третий раз подряд надел капитанскую повязку (когда Молло вышел вместо Данни), а в таких обстоятельствах «Зенит» не только не забивает, а проваливает все, что только можно. Сегодня они обрадовали «Спартак» — не меньше, чем поступок Виктора Гончаренко — фанатов ЦСКА. Главный тренер просил всех игроков подойти к болельщикам, а потом на тех местах, где обычно оскорбляли Слуцкого, увидел белорусский флаг.

Без голов, но с двумя воспитанниками питерского футбола в составе (Ионов и Васин), ЦСКА прорвался в весну.   

Фото: РИА Новости/Антон Денисов; Gettyimages.ru/Epsilon; РИА Новости/Владимир Песня