8 мин.

«Сезон охоты на ведьм открыт»: что будет с Луисом Энрике

Сид Лоу: обычно главного тренера ругают за результат, а Луиса Энрике — за изменения в стиле игры «Барселоны»

Луис Энрике заявил: «Сезон охоты на ведьм открыт». Журналисты приняли это к сведению, да и руководство тоже: оно уже ищет замену главному тренеру. Между игроками и тренером была некоторая напряженность, но у Луиса Энрике не было другого варианта продолжения карьеры у руля «Барселоны». Что касается президента и его хунты, то они опасались, что взрыв случится ранее, а сами спрятались за спиной у тренера. Всё стало разваливаться на куски. Один из опросов показал, что 68% болельщиков хотят отставки главного тренера из-за того, что «Барса» изменяет своему стилю. «Намечается хорошая неделька», — говорил Луис Энрике. Из каждого слова в этой фразе сочился сарказм. 

Но говорил он это не на той неделе. Даже не в этом году. И даже не годом ранее. Всё началось в 2014 году, когда Луис Энрике впервые сказал это. Они пришли за ним, и он смутно подозревал об этом. Они так делают всегда, когда чуют запах крови, ведь они безжалостны. Лучо тогда был похож на загнанного в угол зверя, или же просто делал вид, чтобы все так думали. В начале 2015 преследование усилилось. Был уволен Андони Субисаррета, а Лучо признал, что его позиции в клубе ослабли. Спустя полгода команда сделала триплет, еще через год был дубль — чемпионат и кубок. 

В первом сезоне его работы не было ясности, продлит ли он контракт или нет. Но есть разница между тем, что было, и тем, что сейчас. Тогда это было его решением, и директорат принял его, а не пытался на него повлиять. Они надеялись, что он останется, однако не были уверены в этом — ждали, и ждали, и ждали. В январе 2015 были выборы, которые были призваны утихомирить страсти и выиграть немного времени. 

Время, как известно, отличный лекарь, оно принесло триплет. То, что удалось после этого сохранить Лучо, стало выигрышным аргументом перед выборами. Лучо подписал контракт после финала ЛЧ, президентом стал и.о. Хосе Мария Бартомеу. И как он мог не стать? Не было кампании по комментариям в адрес трансферной деятельности — просто потому, что ее не было — но были дебаты, адресованные проблемы, ошибки, вопросы, уходящие все глубже и глубже — всё же, «Барса» — это клуб, или больше чем клуб? Тогда это значило меньше, так как команда только что сделала триплет. 

В плане трофеев в первом своём сезоне Луис Энрике был похож на Пепа Гвардиолу. В своём втором сезоне он его превзошёл. Только здесь есть один момент — он не может встать вровень с Гвардиолой, тем более превзойти его. Более того, критики говорят, что он не сделал того, что сумел сделать Пеп. Всё это не видно на фоне результатов, но когда результаты против команды, все ошибки выходят на поверхность: поражение в Париже открыло ящик Пандоры. Например, AS после матча на «Парк де Пренс» вспомнило сказку «Новое платье Короля», в которой Король попросту голый. Дебаты по поводу стиля игры всколыхнулись с новой силой. Вопрос не только в том, что Барселона проиграла, а в том, какой она стала. «Это не «Барселона», — кричал заголовок газеты Sport. 

Кто-то сказал, что «Барселоне» надлежит больше доверять своей академии, следовать своей модели. «И даже если не будет титулов некоторое время — no pasa nada» — «ну и пусть», — звучал вывод. Но для многих болельщиков и комментаторов титулы имеют значение. Несмотря на то, насколько это будет вразрез с «философией» и «их игрой». Даже когда они выигрывали, звучали голоса, возвещающие о сомнениях: «Если ты проиграешь, тебя убьют, сыграешь вничью или победишь — будут критиковать все равно», — подметил Луис Энрике. Но они это будут делать однозначно, если ты — это ты, и у тебя такая игра команды. 

Несмотря на объявление об открытии сезона охоты только сейчас, в действительности он начался давно. Просто временами тух. Теперь же крики вышли наружу. Кому-то это выгодно, для других это принципиальная позиция. Они видят лес за деревьями, видят плохую игру позади титулов. Видят процесс модели игры, видят дыры. Они опасаются того времени, когда Лео Месси больше не будет делать того, что Лео Месси делает сейчас. 

Тренер как-то сказал, что живет в экстремальном режиме, и он прав. Критика, которой его поливают, зачастую преувеличена. Он выстоял против обвинений в потере игрового стиля. Очень многие видят только чёрное и белое. Всё это — результат споров, внутренней борьбы, гражданской войны внутри клуба. 

В ранние времена вы могли сказать, что команда Гвардиолы никогда не будет играть длинными пасами или контратаковать. Или же что команда Луиса Энрике никогда не будет владеть мячом, много пасовать, превосходить соперника. Вместо этого она станет эталоном по длинным пасам. Его команда то, его команда это… За последние 3 года никто не совершал больше пасов в целой Европе. Или же это его вина, что Хави ушел, Иньеста стареет и страдает от травм? 

В то же время есть мнение, что атакующее трио виновно в утрате стиля «Барселоны», и это интересная точка зрения. Трое лучших игроков виновны в этом. Серьёзно? Луис Суарес, который воплощает прессинг, которым так одержим Гвардиола. Неймар, единственный, кто в Париже что-то пытался сотворить своими усилиями? Месси, который… который Месси? Ещё один полузащитник, который старается наиболее достойно заменить Хави, если он не занят тем, что включает «режим Месси», игрок, который присоединился к клубу 16 лет назад ещё ребенком? 

Если судить по критическим замечаниям, то тренер виноват в том, что отмахивается от философии. Именно в этом, а не в том, что изменилось время и соперники. Когда он встал у руля, он говорил об уважении стиля, но также о добавлении «нюансов». Но его мысли не всегда воспринимались в этом ключе: «нюансы» стали «абсолютно новым стилем», отрицанием того, что было раньше, недоверием. Весной 2015 Пеп говорил о том, что «Барса» — лучшая контратакующая команда в Европе. Он хотел сделать комплимент, но для каталонцев это не было комплиментом: «контратака» — грязное слово. Однако, изменения налицо, и это проблема для «Барсы». Контроль мяча ушел, полузащита много бегает — полузащита! В «Барсе»! — и результаты команды не катастрофичны, как настаивают некоторые, но и не удовлетворительны. Они на самом деле теряют свою религию футбола. Месси иногда скрывает недостатки, то же самое можно сказать и про Неймара с Суаресом. Возможно, в этом их вина, если люди хотят настаивать на том, что очевидно? Париж был неотвратим. Может, не так громко, но он приближался. El País заявила, что Барса не играла вовсе, и что результат предсказуем. Может, это и преувеличение, но самую малость. 

Проблемы «Барсы» очевидны: команда, которая раньше приглашала соперников на свою половину, теперь выглядит испуганной под прессингом, зачастую не находя выхода. Пути, ведущие из обороны в атаку, перекрыты, механизмы не работают как следует. Или, может быть, всё не так? Может, этот элемент их игры, однажды такой важный и ключевой, стал маловажен? Доказательство на поле предлагает это, то же самое и комментарии с бровки. Бускетс признал, что ПСЖ был «лучше тактически». Его слова значимы, так же, как и слова Иньесты: он признал, что причина — «в футболе». «Барселона» не играет так, как она играла. И это камень в огород Лучо. 

Бускетс, олицетворение стиля команды, никогда не выглядел хуже на поле. Это может быть его ошибкой, может быть системой, может быть и тем и другим. Забыто то, что Хави, наверное, лучший испанский футболист в истории, играл рядом с Серхио, недалеко от него, но не на правом фланге. Некоторые из решений тренера неудовлетворительны — например, озадачивает Гомеш — и из недавних подписаний только Умтити можно считать успешным. Непросто для фанатов «Барселоны» смотреть на свою полузащиту, и потом на полузащиту Мадрида, и видеть там Модрича и Крооса. Луис Энрике тоже не старается сам помочь себе. Он не близок с игроками, он еще менее близок с медиа, которые могут помочь в том, чтобы показать контуры его окружающей среды, его имиджа, его реальности. Его упёртость и нежелание «играть в их игру» не помогают снять напряжение. Хотя он временами бывает забавным, иногда у него есть отличные мысли, его цели не случайны и не всегда безупречны, это его иногда спасает. Некоторые ждали его неудач, и он чувствует, что они всегда были здесь, с самого старта. Сезон охоты был открыт три года назад. 

Луис Энрике — бывший игрок клуба, бывший тренер второй команды, человек, который влюбился в клуб и город, и который любил дразнить Мадрид. Человек, назвавший «Камп Ноу» Диснейлендом, который на своей презентации заявил, что вернулся «домой». Но некоторые говорят, что он не настоящий «куле», и теперь они еще более убеждены. Когда Энрике говорил, что он «верен» стилю, но хочет «эволюционировать его, улучшить и сделать безукоризненным», они шептались, что настоящая цель — уничтожить стиль. Теперь они ещё более убеждены в этом. Не в последнюю очередь из-за того, что они говорили об этом, даже когда фанаты воспевали имя Лучо и он выигрывал трофеи. 

Астуриец Луис Энрике был подписан из Мадрида и играл в команде, когда она потеряла свое лицо, но дело в другом. Он не Гвардиола, также как и Бобби Робсон не был Кройффом. Ни в восприятии, ни в реальности.  

Перевод: Авет Бабаян 

«Атлетико Мадрид» — «Барселона». Луис Энрике перед матчем 

Тер Штеген: «Едем в Мадрид за победой»