Достойные владельцы
В свете происходящего с «Ливерпулем», чьи американские собственники Хикс и Жиллет обременили клуб долгами, обманывая болельщиков пустыми обещаниями, а затем пытались блокировать продажу команды новым владельцам, тема хозяев футбольного клуба сегодня в Англии актуальна как никогда.
Еще Билл Шенкли говорил, что «Футбольный клуб – это святая троица: игроки, тренер и болельщики. Директор сюда не входит – он только для того, чтобы подписывать чеки». Функции хозяина/председателя совета директоров клуба, конечно, несколько шире, чем полагал Шенкс. И найти «хорошего» владельца команды все равно, что отыскать приличного политика – неблагодарное занятие.
Тем не менее, история знает примеры, когда клубам везло с собственниками, которые в своих действиях руководствовались в первую очередь благополучием команды, а не персональной выгодой. Или у них получалось удачно сочетать. Неудивительно, что некоторые из этих владельцев вышли из среды болельщиков.
Стив Гибсон («Миддлсбро»)
Миллионер Стив Гибсон из Миддлсбро добился успеха очень рано и своими собственными силами. Компанию по перевозке нефтепродуктов, на которой он сколотил миллионы, Стив создал в 1981 году практически с нуля, заняв тысячу фунтов у своего отца. В 1984-м бизнесмен вошел в совет директоров футбольного клуба «Миддлсбро», преданным болельщиком которого он был с детства. 26-летний Гибсон стал самым молодым членом правления в истории «Боро».
Сама команда в этот момент переживала тяжелые времена – незадолго до окончания сезона клуб был вынужден занять у Профессиональной Футбольной Ассоциации 30.000 фунтов, чтобы покрыть долги по зарплатам, а в мае «Миддлсбро» оформил вылет в Д-3. Пошли разговоры о том, что клуб будет ликвидирован из-за финансовых проблем. На воротах стадиона «Эйрсам Парк», на котором тогда выступала команда, появился большой амбарный замок. В соответствии с новыми правилами, чтобы продолжить свое существование в Футбольной Лиге, клуб должен был заплатить регистрационный взнос в размере 350.000 фунтов. Вот тогда в истории «Боро» впервые возник Стив Гибсон. Он взял на себя организацию консорциума, который собрал необходимую сумму. Регистрация «Миддлсбро» была оплачена всего за 10 минут до окончания положенного срока, но главное заключалось в том, что они успели.
На волне этого успеха спасенный Гибсоном клуб в следующем сезоне пробился в Д-2, а затем и в высший дивизион. Там «Боро» надолго не задержался – вылетел, потом снова вернулся и так несколько кампаний подряд, но в сезоне 1992-93 клуб стал одним из участников новообразованной премьер-лиги. В 1994 году Гибсон выкупил еще одну долю «Миддлсбро» и стал председателем совета директоров. Со свежеиспеченным председателем в 1995 году «Боро» переехал на новый «Риверсайд Стэдиум» – первую в Англии арену, полностью оснащенную сидячими местами согласно современным требованиям безопасности. С Гибсоном были также связаны серьезные инвестиции в Академию, достаточно скоро принесшие свои плоды; назначение главным тренером команды Брайана Робсона; приглашение иностранных звезд, таких как Жуниньо и Фабрицио Раванелли (последний предпочел «Боро» самому «Ливерпулю»); и как следствие два кубковых финала в сезоне 1996-97.
Последующие успехи «Боро», связанные с приходом на пост рулевого команды Стива Макларена, который вывел своих подопечных в финал Кубка УЕФА в 2006 году, также прошли под чутким руководством Стива Гибсона. Он и сегодня остается председателем совета директоров «Миддлсбро», имея в собственности порядка 90% клуба. В прошлом сезоне мистеру Гибсону пришлось успокаивать болельщиков с «Риверсайда», которые частенько скандируют на матчах его имя, и опровергать слухи о том, что он якобы собирается продать клуб. Бизнесмен инвестирует и в развитие своего родного региона, за что ему крайне признательна местная администрация, но символом Миддлсбро для него остается любимая футбольная команда.
Джек Уокер («Блэкберн Роверс»)
Стальной магнат, уроженец Блэкберна Джек Уокер приобрел полный контроль над местным клубом в 1991 году, однако предприниматель помогал ему и до этого. Еще в 1986 году компания Уокера выделила деньги на реконструкцию одной из обветшалых трибун на «Эвуд Парк», которая после ремонта получила название «Уокер Стил Стэнд», а также на средства самого Джека были оплачены трансферы Оззи Ардилеса и Стива Арчибальда в сезоне 1987-88.
Купив «Роверс», обитавших в 1991 году на печальном 19-месте во втором дивизионе, Уокер развернулся в полную силу. Ему удалось соблазнить постом главного тренера клуба второго дивизиона самого Кенни Далглиша. За три следующих сезона Джек вложил более 25 млн. фунтов (огромная сумма для той поры!) в новых игроков: в 1992 году в «Блэкберн» пришел Алан Ширер из «Саутгемптона», а в 1994-м – Крис Саттон из «Норвича», оба эти трансфера в свое время стали рекордными для Англии. Более 20 млн. фунтов ушло на модернизацию «Эвуд Парк». За эти инвестиции Уокер был вознагражден сначала возвращением в элиту своего любимого детища, потом участием в гонке за титул (второе место в сезоне 1993-94) и, наконец, воплощением мечты – чемпионством «Блэкберн Роверс», обретенным в мае 1995-го.
Во второй половине 90-х дела команды, принадлежащей Уокеру, шли не так хорошо, и во многом это было связано с чередой неудачных тренерских назначений после ухода Далглиша. Кенни заменил на тренерском мостике его ассистент Рэй Харфорд, и команда сразу устремилась вниз. Одно время «Роверс» выезжали на бомбардирских подвигах Алана Ширера, но в 1996 году форвард перешел «Ньюкасл», и в «Блэкберне» не смогли найти ему адекватную замену. В сезоне 1997-98 «Роверс» возглавил сегодняшний тренер «Ливерпуля» Рой Ходжсон, при котором к концу 1998-го года команда оказалась в зоне вылета, от которого ее не смог удержать и спешно назначенный взамен уволенного Ходжсона Брайан Кидд. Уокер, который еще сезоном ранее мечтал о регулярном выступлении в еврокубках, не мог оставаться в стороне от ситуации: Кидда сменил Тони Паркес, Паркеса – Грэм Сунесс…
Джек Уокер умер в августе 2000-го, так и не дождавшись возвращения любимого «Блэкберна» в элиту, случившегося в конце сезоне 2000-2001. Команда посвятила выход в премьер-лигу своему почившему владельцу.
Джек Уокер позаботился о том, чтобы клуб финансировался и после его смерти. Он заблаговременно создал семейную трастовую компанию, которая управляла бы его средствами и часть их инвестировала в клуб. Траст Джека Уокера и по сей день является одним из совладельцев «Блэкберн Роверс». В 2004 году на «Эвуд Парк» установлен памятник «отцу» «Блэкберна», а одна из дорог, ведущих к стадиону, переименована в «Джек Уокер Уэй».
Сэр Джек Хейуорд («Вулверхэмптон Уондерерс»)
Мультимиллионер Джек Хейуорд, заработавший свое состояние в области управления недвижимостью, родился в Вулверхэмптоне, и, естественно, с детства болел за «волков». Бизнесмен и филантроп приобрел клуб в мае 1990-го за 2,1 млн. фунтов. Сэр Джек потратил порядка 70 млн. фунтов из собственного кармана сначала на обновление «Мулинью» и клубной инфраструктуры (в частности, на тренировочной базе «волков» была создана не имеющая аналогов в Англии профессиональная спортивная лаборатории по модели, взятой у итальянского «Милана»), а затем на то, чтобы вернуть «Вулверхэмптон» в элиту английского футбола. Владельцу «волков» отчаянно не везло с тренерами, которых за время правления Хейуорда сменилось семеро, каждый из которых успешно осваивал солидный бюджет, но не добивался необходимого результата. Сэр Джек с горечью наблюдал за тем, как его мечты воплощают более чем скромные по финансовым возможностям «Барнсли» или «Бредфорд», но продолжал регулярно подписывать чеки. При Хейуорде «Вулверхэмптон» единственный раз вышел в премьер-лигу (сезон 2003-04), однако тут же вернулся обратно в Д-2, не сумев одержать за весь чемпионат ни одной победы на выезде.
В мае 2007-го Хейуорд продал «Вулверхэмптон» бизнесмену из Ливерпуля Стиву Моргану всего за 10 фунтов взамен обязательства потратить на команду 30 млн. Хейуорд планировал продажу клуба еще с 2003-го года, но долго не мог найти подходящего покупателя. Уйдя с поста председателя совета директоров в 84 года, Хейуорд остается пожизненным президентом мидлендского клуба.
Дэйв Уилан («Уиган Атлетик»)
Владелец «Уигана» Дэйв Уилан в прошлом сам был футболистом. В 1960 году он играл в финале кубка Англии за «Блэкберн», и в первом тайме сломал ногу, став одной из жертв распространенного в 50-60-х годах «проклятия Уэмбли». После травмы Уилан некоторое время выступал за «Крю», а после завершения карьеры футболиста занялся бизнесом, развивая небольшую сеть супермаркетов.
С Уиганом (пока не клубом, а городом) судьба связала Уилана в 1977 году, когда он приобрел здесь лавку товаров для рыбалки. Бизнесмен переименовал магазин в JJB Sports (инициалы одного из предыдущих владельцев) и переориентировался на торговлю спортивными товарами. В 1980-м предприятие Уилана выросло до сети из семи спортивных маркетов, а сегодня «Джей Джей Би Спортс» является лидером своей отрасли (хотя Уилану уже и не принадлежит).
Футбольный клуб «Уиган Атлетик» предприниматель купил в 1995 году, когда команда выступала в низшем дивизионе Футбольной Лиги. На тот момент Уилан уже владел местным регбийным клубом «Уиган Уорриорс» и его стадионом, соответственно «Джей Джей Би Стэдиум». Касательно планов насчет «лэтикс» Дэйв объявил, что собирается вывести клуб в премьер-лигу. Это было воспринято как хорошая шутка, однако десять лет спустя стало очевидно, что слова Уилана следовало трактовать буквально.
Свой первый сезон под руководством Уилана «лэтикс» завершили на 14 месте в Д-4, став соответственно 84-й командой из 92 в табеле о рангах Футбольной Лиги. Одним из первых действий нового собственника стало приглашение в команду трех испанских футболистов, которых прозвали «Три Амиго» (одним из них был будущий главный тренер «Уигана» Роберто Мартинес). Испанцы были нужны Уилану для демонстрации своих амбициозных планов и для привлечения болельщиков на матчи. И процесс пошел – в сезоне 1997-98 команда стала чемпионом третьего дивизиона. В дальнейшем Уилан блестяще решил задачу с назначением главного тренера – с Полом Джуэллом, бывшим нападающим «лэтикс», «Уиган» выиграл чемпионат второго дивизиона в 2002-03, а спустя два года в 2005-м вышел в премьер-лигу. Вопреки невысоким ожиданиям, команда в премьере заняла 10 место и дошла до финала кубка Лиги. Неплохо для клуба, который вошел в Футбольную Лигу только в 1978 году, не правда ли?
В 2007 году Дэйв Уилан продал «JJB Sports» и регбийную команду. Взамен он приобрел сеть фитнесс-клубов, которую переименовал в DW Sports-Fitness (использовав свои собственные инициалы). Вслед за этим «Джей Джей Би Стэдиум», который стал домашней ареной «лэтикс» в 1999 году, также сменил имя на «DW Стэдиум».
Лайонел Пикеринг («Дерби Каунти»)
Пикеринг – еще один болельщик-миллионер, добившийся всего сам. Лайонел в свое время совершил революцию на рынке печатных СМИ – он первым в Англии начал издавать газету, которая распространялась бесплатно и существовала только на доходы от рекламы. Он стал основным владельцем «Дерби Каунти» в 1991 году, когда команда только что покинула стан сильнейших. В течение двух следующих лет Пикеринг вложил в новых игроков 10 млн. фунтов. В 1995 году он принял спорное, по мнению многих, на тот момент решение назначить главным тренером «овнов» Джима Смита. Однако ставленник Пикеринга Смит при помощи своего ассистента – будущего главного тренера сборной Англии Стива Макларена справились с поставленной задачей в первый же год своей работы, и сезон 1996-97 «Дерби» начал в премьер-лиге. В элитном дивизионе команда провела шесть лет.
Главным подарком Пикеринга своему клубу стал новый стадион – на 30-тысячный «Прайд Парк» «овны» переселились в 1997 году, и в то время клубы калибра «Дерби» о таком могли только мечтать. После переезда для болельщиков вернулись счастливые времена – несколько сезонов в премьер-лиге они наслаждались лучшей игрой команды со времени «Дерби» Брайана Клафа. Это и было главной мечтой Лайонела Пикеринга в те дни, когда он покупал любимый клуб.
С наступлением нового тысячелетия в «Дерби» вернулись проблемы, и хотя Пикеринг продолжал вкладывать в команду, это не могло спасти ее от вылета из премьер-лиги в 2002-м. Год спустя, чтобы избежать банкротства клуба, Лайонелу пришлось продать его всего за 3 фунта.
Лайонел Пикеринг умер от рака в сентябре 2006 года. Перед началом следующего матча на «Прайд Парк» болельщики почтили память «Мистера Дерби», как это принято в Англии, минутой аплодисментов. Родственники Пикеринга просили всех, кому был дорог Лайонел, приходить на поминальную службу в футболках «Дерби Каунти» – заботу о клубе он почитал главным делом своей жизни.
Позднее один из входов на стадион «Прайд Парк» был назван именем Лайонела Пикеринга. Он является точной копией входа на старую арену клуба «Бейсбол Граунд», и выполнен из тех же самых материалов. В прошлом сезоне (2009-10), посвященном 125-летию клуба, первая игровая суббота на «Прайд Парк» была названа «Днем Лайонела Пикеринга» в память о человеке, который умел (хоть и ненадолго) делать болельщиков счастливыми.
если на похороны гинера или федуна люди придут в футболках их клубов - общество осудит. собственно, только этим наш футбол и отличается от английского, но это пропасть