Невероятный шпагат Юлиана Нагельсманна
Ровно год назад состоялся первый матч Юлиана Нагельсманна на посту главного тренера "Хоффенхайма". Как известно, на тот момент он еще не окончил тренерские курсы и был вынужден "разрываться" между сдачей экзаменов и спасением "деревенских" от вылета из Бундеслиги. Блог "Хоффе-тайм" предлагает вспомнить о том, как это было, используя перевод статьи Нильса Бастека, журналиста DPA.
Юлиан Нагельсманн находится на тренировочной площадке в забытом Богом месте и подпрыгивает. Сначала на левой ноге, затем на правой. После этого он слегка вздрагивает и стоит, глубоко спрятав руки в карманы.
Даже тот, кто пристально наблюдает за этой картиной, не может понять ритм его движений. Но нет, Нагельсманн не сошел с ума. Просто самый молодой тренер в истории Бундеслиги замерз. "Думаю, здесь около 15 градусов ниже нуля" – сказал Юлиан на прошлой неделе. Не преследуя особой цели, он уходит к другому углу площадки. Чуть позже начинается его экзамен.
Эта площадка с искусственным освещением находится у леса. Другая ее сторона граничит с полем. На первый взгляд может показаться, что это тренировочная площадка "Хоффенхайма". Там, правда, нет леса, но вокруг простираются поля. Впрочем, Нагельсманн сейчас находится на расстоянии 250 километров от Хоффенхайма и борьбы за выживание в Бундеслиге. В данный момент он в Хеннефе (прим. город на территории федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия).
28-летний специалист находится на завершающей стадии своего обучения, по итогам которого он должен получить тренерскую лицензию. Курсы длятся 10 месяцев, и уже в среду, 9 марта, экзаменационная комиссия решит, получит ли Юлиан заветную лицензию. На протяжении последних нескольких дней Нагельсманну пришлось сдать несколько экзаменов, но свой важнейший тест он должен пройти этим холодным вечером на окраине леса в Хеннефе. У него есть 20 минут, чтобы провести с 19-летними игроками местного клуба "Боннер" (Bonner SC) тренировочное упражнение под названием "Красная Зона" ("Red Zone"). Собственно говоря, это и есть практическая часть экзаменационной сессии.
Если у него внезапно сдадут нервы, он скоро перестанет быть самым юным тренером в истории Бундеслиги. Более того, в таком случае он рискует стать тренером с одним из самых краткосрочных пребываний на своей должности. Ведь, согласно закону Немецкой Футбольной Лиги, для осуществления тренерской деятельности в Первой и Второй Бундеслиге обязательным является наличие лицензии. Если Юлиан провалит экзамен, ему не видать лицензии.
Итак, Нагельсманн стоит на площадке, перед ним разминаются молодые игроки. Он говорит: "Сделайте легкую разминку голеностопа!". Это было на следующий день после поражения "Хоффенхайма" со счетом 1:3 в Дортмунде. Как только Нагельсманн отвернулся в сторону, один из парней начинает шептать: "Эй, ребята! Вчера он проиграл в Дортмунде. Подойдите к нему и спросите, какое у него настроение". Раздается смех.
Среди молодежи "Боннера" много весьма посредственных игроков, но, к слову, есть и пара талантов. В прошлом сезоне команда еще выступала в юношеской Бундеслиге в возрастной категории до 19 лет. Затем "Боннер" вылетел и сейчас вынужден довольствоваться местом в середине таблицы Среднерейнской Лиги, а также время от времени мириться с удалениями игроков с поля. Среди игроков есть, в том числе, Кевин, Али, Антонио и Ферхат. Нагельсманн называет их преимущественно по именам. Он разводит их по разным половинам небольшого игрового поля с двумя воротами. Упражнение начинается.
Двое тепло одетых мужчин стоят у границы тренировочной площадки и наблюдают за ним. Один из них – Франк Вормут, главный инструктор Немецкого Футбольного Союза. Он слегка простужен, черная шапка натянута на его лоб. Второй экзаменатор расхаживает по бровке туда-сюда, он тоже замерз, с его уст доносятся слова: "Весь этот экзамен подобен кастингу на шоу. Настоящие способности тренера проявляются в экстремальных ситуациях". Этого седовласого мужчину, славящегося меткими высказываниями, зовут Бернд Штёбер. Он из Кёльна. На первый взгляд он кажется достаточно приятным человеком, но ему есть на что пожаловаться Нагельсманну.
Если бы не 28-летний Нагельсманн, Штёбера, скорее всего, продолжали бы считать самым молодым тренером в истории Бундеслиги. По сути, таковым он является и сейчас. Но 23 октября 1976 года, когда Штёбер в 24-летнем возрасте вывел "Саарбрюккен" на матч со своим "родным Кёльном", он занимал всего лишь должность исполняющего обязанности главного тренера. После поражения со счетом 1:5 он сразу был уволен. Нагельсманн же подписал полноценный контракт с "Хоффенхаймом" до 2019 года. По иронии судьбы именно Штёбер сейчас является его экзаменатором. Как же тесен футбольный мир…
Вормут и Штёбер немногословны и практически не дают указания Нагельсманну. Они видят молодого тренера, который каждые 2-3 минуты свистит сквозь пальцы и прерывает упражнение. Юлиан подходит к тому или иному игроку, кладет руку на его плечо, отводит в сторону и спрашивает: "В чем дело?" или "Что я могу сделать, чтобы улучшить процесс?".
На протяжении последних недель весь мир говорил об этом 28-летнем тренере. Даже арабская телекомпания "Аль-Джазира" посвятила ему небольшой сюжет. Английские комментаторы немного неуважительно охарактеризовали его как "Детское лицо" ("Babyface"). Но во всем этом есть определенная доля правды. Когда ты видишь Юлиана Нагельсманна, тебе не обязательно знать о том, что он – самый молодой тренер Бундеслиги. Это видно невооруженным взглядом.
"От кого следует ожидать поддержки?" – задал очередной вопрос Нагельсманн. Али на пару секунд задумывается, показывает на своего партнера по команде, Юлиан кивает. Словно в школе. "От него" – отвечает Али, имея в виду крайнего защитника. "Верно" – говорит Нагельсманн, подходит к крайнему защитнику, кладет руки на его плечи и отводит его на свою позицию со словами: "Если он останется впереди, защита будет уязвимой". Похоже, что Али понял слова тренера. "Ах, вот в чем дело!" – сказал другой игрок.
Пока Нагельсманн дает объяснения игрокам, отводит их в сторону и конкретизирует их задачи, вратарь шепчет защитнику: "Это самый молодой тренер в истории!", слышит в ответ: "Кто именно?" и качает головой.
Если кому-то интересно узнать ответ на вопрос о том, как в 28-летнем возрасте можно тренировать клуб Первой Бундеслиги, тот, вероятно, сможет его найти в спортивной школе в Хеннефе, расположенной в нескольких сотнях метров от тренировочной площадки. На третьем этаже застекленного здания находится академия имени Хеннеса Вайсвайлера. Именно здесь проходит обучение тренерскому мастерству. На втором этаже расположен спортзал, а непосредственно перед знанием, естественно, спортивная площадка.
За две недели до практического экзамена Нагельсманна 24 уставших тренера сидят в небольшом душном помещении на третьем этаже. Собственно, Юлиан тоже должен был находиться здесь, но поскольку ему неожиданно пришлось спасать свой клуб от вылета, его отпустили с последних предэкзаменационных занятий. Курсы длятся 10 месяцев, и если вы внимательно всмотритесь в лица присутствующих в этом помещении людей, вы поймете, что эти 10 месяцев проходят очень медленно.
Один из доцентов Немецкого Футбольного Союза объясняет, что профессиональному футболисту непозволительно в 10 часов утра есть на завтрак макароны. Роджер Штильц, бывший ассистент главного тренера "Гамбурга", задает вопрос: "Не могли бы мы сделать небольшую паузу?". Джефф Штрассер зевает.
За гладбахскую "Боруссию" и "Кайзерслаутерн" люксембуржец Штрассер провел 194 матча в Бундеслиге. На протяжении 10 месяцев он вместе с Нильсом Друбе, скаутом леверкузенского "Байера", сидел возле Нагельсманна. Сможет ли Юлиан, несмотря на свой молодой возраст, стать хорошим тренером?
Штрассер, высокий мужчина с выразительными чертами лица, задумывается. Впрочем, трудно понять, о чем он думает: о Нагельсманне или же о чем-то другом, ведь Джефф всегда о чем-то думает, прежде чем говорить. "Решающим является не возраст, а обоюдное уважение" – отвечает 41-летний Штрассер, снова задумывается на пару секунд и продолжает: "Но, разумеется, возраст может стать одним из факторов – возможно, в том случае, если Юлиану регулярно придется оставлять возрастных игроков вне заявки на матч".
Друбе вспоминает о забавном эпизоде, произошедшим во время курсов. По его словам, когда в конце октября 2015 года "Хоффенхайм" объявил о том, что Нагельсманн сменит Хуба Стевенса на посту главного тренера, "в течение часа телефон Юлиана зазвонил около 500 раз. Он несколько раз покидал душное помещение. Для него это была совсем непривычная ситуация. Я посоветовал ему: "Заведи себе другой номер, чтобы ты четко мог разграничивать частную жизнь и работу". Думаю, что в таком возрасте чрезвычайно трудно справляться с этой эмоциональной нагрузкой".
В феврале Стевенс неожиданно был вынужден досрочно уйти с поста главного тренера "деревенских" из-за проблем со здоровьем. Телефон Нагельсманна снова зазвонил. "Бэби-Моуриньо", как его называет Bild, досрочно сменяет Стевенса. Стевенса, который одним своим видом внушает авторитет. Трудно представить себе более контрастные различия между двумя тренерами.
Друбе задает вопрос: "В чем же все-таки проявляется авторитет? В том, что люди обращаются друг к другу на "Вы" или на "ты"? Проявляется ли он в повседневной жизни? Или же авторитет – это просто компетентность и знания?". Если последнее можно считать критерием авторитета, у Нагельсманна он, без сомнения, есть.
Вечер в Хеннефе у лесной окраины позволяет лишний раз в этом убедиться. Честно говоря, у Нагельсманна есть куда более важные дела, чем 20-минутное занятие с молодежью "Боннера". "Хоффенхайм" отстает от 16 места на 3 очка. Сразу после экзамена Юлиан должен ехать в Хоффенхайм. Он даже сам не знает, где он в последнее время был чаще: на футбольном поле или же за рулем своего автомобиля. Ясно одно: экзамен не дал ни малейшего повода усомниться в его профессионализме.
Такие парни как Хакан, Мурат или Али, которые стоят перед ним, не желают вдаваться в тактику, им просто хочется играть в футбол. Даже после того, как Нагельсманн по окончанию экзамена побеседовал с Вормутом и Штёбером и ушёл, они продолжают играть. Они не особо обеспокоены тем, что несколько минут назад Нагельсманн регулярно прерывал игру. Кажется, они впервые в жизни осознали то, что в футбол можно не только играть, но и понимать его.
Конечно, Юлиан справился с экзаменом. Если результат его последнего устного экзамена будет положительным, в среду, 9 марта, он наконец-то получит лицензию, практически через год с момента начала курсов. "Я очень обрадуюсь, когда курсы наконец-то будут позади", говорит Юлиан после практического экзамена. Чуть позже он садится в авто.
Источник: faz.net