8 мин.

Сам себе режиссер

d

2 августа 2002 года "Наполи" официально был объявлен банкротом с долгом в размере 79 миллионов евро. Парой лет спустя в клуб пришел одиозный кинопродюсер Аурелио Де Лаурентис, после которого дела пошли на лад с невероятной скоростью. Уже в сезоне 2006/07 адзурри заняли второе место в Серии В и вернулись в первенство страны: 79 набранных очка оказалось достаточно, чтоб стать вторым в лиге, уступив лишь "Ювентусу".

С того времени воды утекло не мало, и Аурелио Де Лаурентис зарекомендовал себя очень по-разному. Если сейчас попросить рядового итальянца дать характеристику патрону "Наполи", в ответах можно будет услышать чаще всего эпитет «эпатажный». Конечно, до Маурицио Дзампарини Аурелио очень далеко, как в резкости высказываний, так и в принятых решениях. Не такой артистичен Де Лаурентис как Массимо Ферреро, патрон "Наполи" предпочитает спокойно сидеть в собственном ложе на "Сан Паоло" и не привлекать лишнего внимания. О футболе вспомнят не многие.

И не странно. Патрон может как воспевать свою команду: «Горжусь таким "Наполи"! Дайте мне еще 150 миллионов евро, что есть у "Ювентуса", и я выиграю Скудетто 10 раз подряд», - после одной из побед над туринцами. Так у Аурелио в порядке вещей и выписать пару ласковых коллегам: «Я заканчиваю с футболом! Все вы – большая куча дерьма! С меня хватит! Я возвращаюсь в киноиндустрию. Это позор – все заранее спланировано против нас. Мне стыдно быть итальянцем», - одел шлем, сел на скутер и уехал по-английски. Камнем преткновения стал календарь на сезон для "Наполи".

Да, вы можете сказать, что все эти высказывания, как и поступки Де Лаурентиса, нацелены на привлечение внимания к "Наполи", и однозначно будете правы. Тем не менее, есть здесь и другая сторона медали. Аурелио год за годом работает над постройкой команды, улучшая ее как на поле, так и вне его. Без ошибок не обошлось, но идеально пройти этот путь просто невозможно. Президент пытается выстроить не просто команду, а семью, построить то, что сейчас имеет "Ювентус", и дело здесь далеко не в деньгах. Не последнюю роль в этом отыгрывает трансферная кампания, за которую на бумаге отвечает Кристиано Джунтоли, но по факту - президент лично.

На данный момент Де Лаурентис не способен сейчас действовать в стиле "Старой Синьоры". Туринцы увидели цель и идут к ней, несмотря на препятствия в виде цены. Явное тому доказательство и трансфер Игуаина, и недавнее приобретение молодого Кальдары из "Аталанты". Может, Де Лаурентис и избрал бы эту модель поведения в Меркато (что уж там, деньги от продаж Игуаина и Кавани были целиком и полностью потрачены на привлечение новых исполнителей), но реалии диктуют свои условия, в которых приходятся выкручиваться по-другому. «На самом деле, я не хотел продавать Кавани. Я поднял цену за него до отметки в 70 миллионов евро, только потому, что хотел посмотреть, найдется ли идиот, который столько мне заплатит». Такой нашелся, "ПСЖ" пополнился уругвайцем, а владелец клуба полностью отдал все средства в распоряжение нового тренера в лице Бенитеса. Стоит ли напоминать, что на эти деньги в Неаполь перебрались Кальехон, Альбиоль, Мертенс и Игуаин?

f

Забавно, но в поведении "Наполи" на трансферном рынке прослеживается некая эволюция приемов/методов самого патрона. Брать во внимание период выступления в Серии В и С не станем, и так понятно, что там суммы водились не крупные, а исполнители привлекались постольку – поскольку. Пребывание у руля клуба Эдоардо Рейи и Роберто Донадони по факту ознаменовало знакомство самого Де Лаурентиса с рынком и его правилами, президент не лез на рожон, а когда и пытался, это выходило боком. «Донадони считает, что нам нужен левый хавбек? Так пусть купит его за свои деньги! Это был бы поступок, достойный мужчины», - как-то заявил Аурелио. В дальнейшем все происходило по аналогии с началом движения авто: алленаторе плавно отпускали сцепление, параллельно Аурелио усиливал давление на газ.

Негодованию Де Лаурентиса работой спортивных директоров есть логическое пояснение. В клуб приезжали многочисленные латиноамериканцы, которые на бумаге числились новыми Месси и Санчесами, а на деле оказались пустышками, распиаренными их же агентами, или же ветераны с "тяжелым контрактом". Чавес, Фиделефф, Увини, Бритос, Донадель, Гамберини – эти фамилии вспомнят только самоотверженные тифози клуба, и таких примеров множество, а за них Де Лаурентис вынимал с кармане не малые суммы. Что уж там, единственной заслугой Рикардо Бигона на посту спортивного директора "Наполи" можно считать приобретение Фаузи Гулями, все остальные громкие сделки (Кавани, Инлер и т.д.) – заслуга целиком и полностью президента клуба. А ведь Рикардо пробыл на посту спортдира Наполи около шести лет!

По-большому счету, именно своеобразная игра престолов не позволила дольше задержаться в Неаполе Вальтеру Маццари и Рафаэлю Бенитесу. Первый долго выяснял отношения с президентом, и отличные результаты команды не позволяли Де Лаурентису принимать резкие меры, второй – пытался вернуть в руки тренера то, что так долго выгрызал себе Де Лаурентис. Но Маццари не согласовал сумму своего оклада, тогда как Бенитеса переманил "Реал". Проблемы рассосались сами собой.

Очередным шагом в развитии Де Лаурентиса как селекционера стало продление контракта с Зуньигой. Колумбиец, которого так хотел бесплатно заполучить "Ювентус" (возможно, это проделки прессы или агента игрока), отлично провел старт чемпионата 2013 года и, таким образом, выбил себе контракт в 3,5 млн. евро в год! «Игрок заслужил подписание контракта именно на таких повышенных условиях! Все эти годы Камило работал не покладая рук, поэтому он достоин солидных премиальных», - радостно отрапортовал после продления договора президент. Увы, на тот момент он не понимал, что судьба преподает ему один из самых серьезных уроков. Колумбиец практически сразу после этого получил травму, вылетел на длительный срок, и в дальнейшем шансов заиграть в основе у него не предоставлялось. Этим летом Зуньига отправился в очередную аренду, на сей раз в "Уотфорд" к Маццари, но его контракт действителен до 2018 года…

d

Последний же урок, преподанный Де Лаурентису, искать долго не нужно, все детали перехода Гонсало Игуаина все еще свежи в памяти. Доминирование "Старой Синьоры" в Италии и так было всем известно, на факт покупки туринцами 28-летнего форварда за 90 млн. евро пустил новую волну в итальянской Серии А, а может и не только. Теперь стало модно в контрактах игрока добавлять пункт – «клаусула для иностранного клуба», тобишь право выкупа без переговоров с клубом за определенную сумму, но только не представителю Серии А, не "Ювентусу", что уж тут от греха таить. В "Наполи" теперь контракты без этого пункта не заключаются, и другие клубы стали брать пример, Белотти продлил свое соглашение с "Торино", клаусула – 100 млн. евро, но только для иностранных клубов.

Эта эволюция президента в спортивного директора, или же менеджера клуба, как никогда отображается на клубе и его игроках в этом сезоне. Ряды адзурри пополнили только игроки, в которых "Наполи" нуждался более всего, Аркадиуш Милик был призван заменить Гонсало Игуаина, все остальные (Зельински, Джаккерини, Тонелли, Максимович) – решить проблему длинны скамейки запасных. GdS поставило клубу одну из лучших оценок за трансферную кампанию, притом как летнюю, так и зимнюю! Никакой теперь Латинской Америки, по крайней мере, за неадекватные суммы. Что касается контрактов, то больше всех страдает от упрямства президента Лоренцо Инсинье. Игрок, который был одним из лучших на протяжении последних пары лет, решил продлить личный контракт на улучшенных условиях – требует порядка 4,5 млн. евро. Мол, Игуаин в прошлом сезоне был лучшим и получал немного больше 5 млн., так чем я хуже? Аурелио дважды на одни и те же грабли не наступает. Инсинье ужасно начал старт сезона, проиграв место в старте Мертенсу, и в таких условиях президент, предлагающий 3 млн. евро, что в два раза больше, чем получал Лоренцо до этого, в глазах болельщиков выглядит святым, пытающимся поставить на место дерзкого юнца, сбитого с толку агентами. На дворе уже февраль, а Де Лаурентис, рискуя потерять Инсинье, продолжает упрямиться и гнуть свою линию. Имеет полное право, и примечательно, что тифози все еще на стороне президента.

Никому не секрет, что Де Лаурентис имеет отличные отношения с Массимо Ферреро, Маурицио Дзампарини, Антонио Перкасси , Фабрицио Корси, наконец, с семейством Поццо. Возможно, методы "Старой Синьоры" на трансферном рынке прагматичны и результативны, но некий дружественный или семейный подход Де Лаурентиса также имеет право на существования. Аурелио строит свою команду, развивает свой startup, снимает очередное свое кино под названием «Società Sportiva Calcio Napoli». Де Лаурентис – режиссер, как на площадке, так и в клубе. Но в случае с Наполи, даже сам Аурелио не знает концовки, но его методы интригуют и заставляют наблюдать за всем происходящим на площадке, коей являются итальянские футбольные поля.

Пусть "Ювентус", как и 10 лет назад, все еще впереди, но в Неаполе растет нечто, что способно "knocking Juventus right off their fucking perch", если перефразировать высказывание Алекса Фергюсона! И не последнюю, а скорее ключевую роль во всем этом отыгрывает Аурелио Де Лаурентис - режиссер, presidente, direttore sportivo в одном лице!

f