8 мин.

Роман Зозуля: Ходячий анекдот

0 мячей, 0 передач, среднее игровое время 13 минут, но о нём говорят больше, чем о Месси, Криштиану и Гризманне вместе взятых.

Он снимает президентов и, лишая Ла-Лигу сна и отдыха, распределяет финансовые потоки, диктует новую мораль. В круги вовлекаются политические деятели, Украина ждёт и требует официальных извинений от Германии. Роскошная в своей глупости история Романа Зозули, попавшего не в свою песню.

 «Вальекас за Донбасс»

Всё началось 11 мая 2016 года, когда не принимавший участия в матче «Заря» — «Днепр» Роман Зозуля устроил гневный разбор судейской бригаде. Получил дисквалификацию с 15 мая по 15 ноября.  Луганск вышел в финал Кубка Украины, испытывающий финансовые проблемы «Днепр» рассудил, что не может позволить себе содержать высокооплачиваемого футболиста, который пропустит значительную часть сезона.

Согласно объяснениям самого игрока и лиц,  его поддержавших, причиной стало именно судейство. Не скрывается и подчёркивается, что Зозуля оказывает финансовую поддержку «Азову» и «Правому сектору». Абсолютная полярность Луганску.

Изначально речь шла о переходе в «Астон Виллу». Это полностью совпадало с его желаниями – всегда хотел играть в АПЛ, когда реальностью стал переход в «Бетис», оказалось, что Роман с детства спал в бело-зелёной пижаме и видел  себя именно в Примере.

Законы жанра, они же – ложная дипломатия. В любом случае, неплохой вызов футбольной личности. Её нет. Во всяком случае, в этой команде этого дивизиона.

164 минуты в первом круге, менее двух матчей из 21 календарного в чемпионате +  Кубке, где всегда есть место для экспериментов и игровой практики людей, не проходящих в состав здесь и сейчас, но на которых рассчитывают в принципе.

«Он конкурирует на левом фланге с Рубеном. Это  лучший бомбардир в истории клуба. Вот сейчас пришёл новый главный тренер» — кричали адепты. Пришёл. Зозуля вообще перестал попадать в 18.

Левый полузащитник очень хорошего «Депортиво», игрок национальной сборной Виктор Санчес дель Амо сделал родную позицию «плавающей». Здесь ситуативно играли взаимозаменяемые Рубен и Санабриа, здесь выходил другой форвард, только что пришедший из Сегунды Алегрия, здесь использовалась идея двойного латераля, сюда же смещался кто-то из центральных хавов (чаще всего Гутьеррес  или Себальос). В общем, кто угодно, кроме Зозули.

Когда клуб предложил расставание, агент разразился пространной речью, суть которой сводится к «Дайте Роману поработать». Основания не очень внятны, результат надо давать здесь и сейчас, а не может быть, когда-нибудь, когда наберу форму. Но дали 52 минуты в матче с Хихоном. Старался. 3 удара по воротам, 2 обостряющих паса и минимальная роль в организации игры – 16 касаний мяча, 8 передач, лишь 5 из которых пришли в адрес. Такой кузнец им не нужен.

Январь заканчивается, возможностей продолжать всё меньше. С эффективностью работы с клубами у пана Кузьменко видимо, много сложнее, чем с разговорами на публику. Не срослось с «Гранадой», отпал греческий АЕК, а Китай остался на Востоке. Актуальны «Вальядолид» и «Райо Вальекано» (Сегунда).

Если правда то, что игрок хотел прогрессировать, Вальядолид куда привлекательнее. Город – глубинка Кастильи, Гражданская война почти обошла его стороной и он в принципе лоялен к чему угодно, команда же всерьёз рассчитывает на повышение.

«Райо» в полукризисе, тут не вылететь бы в Колодец. Вальекас – рабочая окраина Мадрида, при Франко бывшая очагом сплошного сопротивления. Облавы и положение резервации, которую к тому же, иногда бомбили. Например, так был уничтожен первый стадион «Райо». Времена поменялись, но там живут те же семьи, значение которых в Испании очень велико. Естественно, что здесь сильны левые настроения. Финансист «Правого сектора» не будет восприниматься иначе, чем фашист, а его появление – как личное оскорбление.

Болельщики мало на что влияют в принципе, но в данном команда и тем более, клуб несущественны даже на другом берегу Мансанареса. Потому  слова «Его освистали несколько человек», к чему сводится «защита интересов футболиста» — грубая неумелая подделка для, простите, быдла.

«Несколько человек» представляют «Буканерос», самую влиятельную группировку района. Их «Мы его никогда не примем» весит очень много, а плакат «Вальекас за Донбасс», с которым они пришли на первую тренировку с участием нового игрока, отлично объясняет, почему именно Зозуля для них – фашист. На втором написано «Преса, убирайся».

Мартин Преса – президент-владелец клуба. Инчада не может простить ему приобретения игроков по бизнес-интересам, игнорирования просьб главного тренера Пако Хемеса, вылета из Примеры, тусклого бормотания о заговоре на финише прошлого сезона, увольнения Пако Хемеса, одного из резервных комплектов формы с ЛГБТ – символикой, невнятного барахтанья по Сегунде. Много чего не могут простить. А так как ребята простые, могут и по лицу ногами.

Здесь до избивательств не дошло, но в офис нагрянули. Вызванная полиция естественно, была лояльна – такие же местные ребята, живущие на тех же улицах и после дежурства пьющие пиво в тех же жизнерадостных забегаловках. Зозуле хватило времени сбежать как Керенский от революции, а Пресе – ума отказаться от футболиста.

Простейшие знания. Естественно, ими могут не обладать президент Федерации футбола Украины, посол Украины в Испании, другие официальные лица, страннее, но  тоже может не обладать сам Зозуля, он – исполнитель. А вот людям, ведущим его дела, могло бы быть интересно хотя бы для личного саморазвития. В итоге, парня просто подставили за его же деньги. Проще говоря, кинули.

Звезда масс-медиа

Можно не терпеть Неймара  – в нём слишком много эпатажа, можно осуждать отдельные поступки Рамоса – его иногда заносит, но в конечном счёте, о них, о Криштиану, Ибрагимовиче, прочих говорят как о больших футболистах, а о Дель Боске, Симеоне, Капелло, далее – как о больших тренерах. «Ты всегда на виду. Не только на поле. И оценки будут разными. Если оступишься – найдётся много желающих тебя затоптать» — наставлял Йохан Кройф молодого Пепа Гвардьолу.

В случае Зозули нет ничего, кроме эпатажа. Президент Ла-Лиги Хавьер Тебас, смешно грозящий «Райо» возбуждением уголовного дела за нарушение гарантированного права на работу (профессиональный юрист запарился и забыл, что у возглавляемой им организации просто нет права возбуждать уголовные дела), двоякие слова главного тренера Рубена Барахи «Ему нужно было встретиться со мной, но у меня не нашлось времени»,  забавная реакция посла Украины в Германии на баннер «Фашистам нет места в футболе, Зозуля, убирайся» на матче «Бавария» — «Вольфсбург», теперь клуб должен официально извиниться, братание и совместное фотографирование Зозули с представителями ультраправой фанатской группировки «Бетиса» , обещание поддержки испанских властей и вероятность исключения для Зозули как для игрока, уже сменившего три клуба за футбольный год и вышедшего  за границы трансферного окна. Всё это – эпатаж, ничего не говорящий ни о человеке, ни, тем более, о футболисте. Говоря предельно честно, мы такого игрока не знаем вообще. И кажется, нас достаточно много.

А футболист ли он?

На сейчас: контракт с «Райо» зафиксирован в Ла—Лиге, но Зозуля туда уже не едет. Пресе мало смысла обострять отношения со своими болельщиками, команде совсем нельзя терять значение у себя дома. Тем меньше резонов делать это из-за специалиста не самой высокой квалификации. За которого (с учётом оплаты защиты от возможных нападений) придётся платить как за мастера, который в свою очередь, нужен этому «Райо» как красный свет зайцу – до зоны повышения не так далеко,  7 очков, но для проникновения, помимо собственных успехов нужен единовременный спад ещё восьми команд, в том числе, «Вальядолида», «Овьедо» и «Сарагосы».  Понятно, что в таких заданных Роману Вячеславовичу приходится включать патриота и заявлять, что он не едет в «Райо» потому что они за Донбасс. Перед переходом не знал?

«Бетис» же не имеет даже теоретической возможности использовать игрока, произошла временная переуступка прав на него (аренда). Строго говоря, имеют право не разрешить даже тренироваться. В общем, два клуба, ни за один из которых Зозуля играть не будет, не могут решить, кто же будет платить ему зарплату.

Самый разумный вариант – где-то будет тренироваться, а летом найдёт себе другую команду. Вряд ли в Испании и точно, не в «Бетисе» и не в «Райо». Этот же год для футбола потерян.

Вопрос в том, сколь это трагично для персонажа? В сочетании происходящее отлично смотрится на политическую карьеру: Брендирование (Он уже давно достаточно известен, поиграл в еврокубках и на чемпионате Европы) – Поддержка интереса (под 3 000 сторонников на Facebook, с которыми он работает как с целевой аудиторией, говоря им именно то, что они хотят услышать) – Скандал (куда краше, активная гражданская позиция, нещадно подавляемая агрессивными консерваторами, сплошная симпатия, неистребимое сочувствие и полный граф Монте-Кристо) – Выдвижение.

Последнего пока нет. Но публика уже готова принять. Три первых составляющих любой имиджевой кампании сработаны на совесть. Хотя может быть, и нет никакой загадки улыбки Джоконды, может быть, она – просто дура?

Сервантес

Материалы по теме:

Кубок Короля: Достать рукой до звезд. Как Алавес проложил дорогу к своему второму финалу в истории

Дневники Примеры: Апокалипсис. 21 тур глазами тренеров