Массимо Каррера: «Спартак» тоже хотел подписать Ивановича»
Главный тренер красно-белых дал первое интервью во время зимних сборов, в котором рассказал, как проходит адаптация новичков, обозначил очередную трансферную цель и объяснил, почему скрывает тренировки от посторонних глаз.
ШЕСТИ КОНТРОЛЬНЫХ МАТЧЕЙ ДОСТАТОЧНО
– В роли главного тренера вы впервые столкнулись с таким опытом, как длительные зимние сборы. Все ли идет по плану – или есть вещи, которые беспокоят?
– Не сказал бы, что для меня это что-то новое. В Италии точно такую же предсезонку проводят летом, особой разницы нет. Радует, что все ребята хорошо работают, очень стараются, местный климат нам в этом помогает. А моментов, вызывающих тревогу, пока нет никаких.
– Какую первую фразу произнесли команде после выхода из отпуска?
– Точно не вспомню. Но дал понять всем игрокам, что впереди нас ждет 13 финалов. Наша цель приближается. И к каждому из оставшихся матчей необходимо отнестись именно как к решающему. Сегодня нужно полностью забыть все, что мы сделали прежде. И наше промежуточное достижение – первое место – аннулируется, потеряет всякий смысл, если не выиграем чемпионат.
– Сколько в среднем на сборах длится рабочий день главного тренера "Спартака"?
– Побольше, чем у футболистов. Они тренируются и восстанавливаются, а я уже в промежутках между занятиями составляю план, что-то постоянно пытаюсь придумать, анализирую.
– "Спартак" при вас стал довольно закрытой командой в том плане, что вы нечасто общаетесь с прессой, а журналистам на тренировки почти не попасть. Не хотите, чтобы команда отвлекалась, или боитесь, что будут раскрыты какие-то секреты?
– Не приглашаю представителей СМИ, поскольку не хочу, чтобы последовало полноценное описание тренировочного процесса. Более того, репортеров нет и, возможно, никогда не будет во время тактических занятий. Переживаю, что это все появится в прекрасно расписанном виде в газетах. А что касается редких интервью, больше предпочитаю делать дело, а не говорить.
– Вы не раз утверждали, что тактика – основа футбола, однако в России ей уделяется не первостепенное значение. Удалось в ходе сборов заложить больший объем теоретических знаний?
– Не стал бы говорить, что в России не уделяют внимание тактике, просто здесь к ней другой подход. Под этим понятием имею в виду организацию игры команды, где каждый футболист знает свое место на поле и понимает, что ему делать в любой ситуации.
– Но тот самый объем знаний сейчас больше, чем был тогда, когда вы только-только возглавили "Спартак"?
– Да, конечно.
– Всех интересует, почему в ходе подготовки сделан упор именно на тренировки, а не на контрольные матчи. Вначале "Спартак" запланировал лишь четыре спарринга, позже это число выросло до шести. А "Зенит", к примеру, провел уже 11.
– Сначала нужно выполнить хороший объем работы на занятиях, а потом, под конец сборов, уже думать об играх.
– Шесть достаточно для того, чтобы войти в тонус?
– Да.
– В предпоследнем туре первой части чемпионата красно-белые уступили "Крыльям" со счетом 0:4. Сейчас выяснили для себя главную причину того провала?
– Да. Ты никогда не должен выходить на поле с мыслями, что уже победил. Если у тебя хромает концентрация, то сразу очень легко проиграешь. В футболе бывают такие уроки, важно уметь извлекать из них пользу. Зачастую ты получаешь больший заряд энергии от поражения 0:4, нежели от победы с таким же счетом. Когда уступаешь с минимальной разницей, еще могут появиться какие-то оправдания – неверный офсайд, плохое судейство и так далее... Но если тебя громят, тут уже ничего подобного не скажешь. Причины в таких случаях внутри нас самих.
– То есть это не футбольное поражение, а именно ментальное?
– Да, считаю именно так. Возможно, мы неправильно подошли к той встрече. И говорю, кстати, не только о футболистах, а о всей команде, о "Спартаке" в целом.
В ПЛАНАХ – ПОКУПКА КРАЙНЕГО ЗАЩИТНИКА-УНИВЕРСАЛА
– Приобретения этой зимой еще будут?
– Пока что нет.
– Неужели не считаете, что на флангах обороны хватает запаса прочности, где у Комбарова и Ещенко по сути нет конкуренции?
– На любой без исключения позиции у нас может всегда сыграть кто-то другой. Дело не в конкуренции.
– То есть еще один крайний защитник вам не нужен?
– В планах его приобретение, не скрою, есть. Хотим найти универсала, который смог бы выходить и справа, и слева. Пока мы в поисках.
– До конца трансферного окна новичка на это место не ждать?
– (Смеется). Не знаю, ждать его или нет, но я стараюсь отыскать. И надеюсь, что это получится.
– Из "Челси", который возглавляет ваш друг Антонио Конте, в Россию вернулся Иванович. У вас не возникало желания его приобрести?
– Мы попробовали, но он предпочел "Зенит". Но действительно хотел видеть серба в команде. Ведь это опытный защитник, который, несмотря на возраст, держит высокий уровень, может действовать как в центре, так и на фланге.
– Как самочувствие Боккетти и Зе Луиша, которые осенью выбывали из-за травм?
– Сейчас уже все хорошо. Оба начали тренироваться в общей группе.
ЛУИЗ АДРИАНУ И ЗЕ ЛУИШ МОГУТ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ
– Как вам Луиз Адриану – в тренировках и матчах?
– Все идет хорошо. Ему еще требуется время, поскольку он давно не играл. Но работает бразилец отлично, вливается в коллектив. То же самое могу сказать про Самедова и Джикию. Всех их мы еще должны встроить в командные механизмы. И время для этого есть.
– Видите ли вариант, при котором Луиз Адриану и Зе Луиш смогут выходить на поле одновременно? Или считаете их похожими по стилю?
– Нет, они разноплановые. И, естественно, могут выступать вместе.
– В матче против "Жилины" вы опробовали Самедова на не родной левой бровке. Как впечатления?
– Я должен ставить такие опыты, чтобы понять, как лучше строить наш футбол и менять состав. Считаю, Александр может играть там. Требуется лишь, чтобы он сам убедился в этом. Все-таки Самедов не первый правоногий футболист, который перебирается на левый фланг.
– Ходили разговоры, что вы можете задействовать его и на месте "под нападающим".
– Да, конечно. И на этой позиции он тоже способен быть полезным.
– Конте использует 3-4-3 и добивается потрясающего успеха с "Челси". Вы никогда не думали опробовать эту расстановку?
– (Смеется). А почему мы должны что-то менять? Вроде не последние в таблице. Так что не вижу повода.
ОТДАТЬ ОДНОГО ВРАТАРЯ В АРЕНДУ? МНЕ НУЖНЫ ВСЕ ТРОЕ!
– Поповым и Таски интересовались другие клубы, но в итоге они по-прежнему в "Спартаке". Вы просили остаться?
– Это их решение. И Сердар, и Ивелин для нас очень важные фигуры. У них имелись предложения, но уходить ребята не захотели. Иначе поступил бы также, как в случае с Ромулу – у человека было желание вернуться в Бразилию, и мы его отпустили.
– С приходом Селихова в "Спартаке" оказалось три равноценных вратаря. Вам нужны все? Или кого-то, возможно, отдадите в аренду?
– Мне нужны все. У любой хорошей команды – три голкипера. Повезло, что у меня три сильных исполнителя на этой позиции, и всех оставлю.
– Все отмечают, что при вас улучшились бойцовские качества "Спартака". Как добиваетесь роста командного духа? Личный пример, специальная методика?
– Просто стараюсь передавать свои взгляд на футбол ребятам, мотивировать их, каждый раз объяснить, насколько важны отдельный матч и даже любая тренировка.
– Говорите им: "Будьте злыми на поле?"
– Дело не в злости. Требуется желание: бегать больше, чем соперник, лучше играть. И только тогда будет результат.
МОГ БЫ ПОВТОРИТЬ ПОСТУПОК КОНТЕ
– Уже понятно, что вы очень эмоциональный. А могли бы теоретически толкнуть помощника, как сделал Конте в ходе встречи с "Арсеналом"?
– (Смеется). Все возможно. Не буду отрицать. Но, конечно, это никогда не станет знаком неуважения по отношению к коллеге. Просто элемент страсти и огня, которые бушуют внутри меня во время матчей. Когда ты сконцентрирован на 100 процентов, ребята на поле – тоже, то хочешь, чтобы все остальные на скамейке тоже были с нами на одной волне и погружались в каждый эпизод. Такие поступки делаются во благо команды – а не из-за какого-то пренебрежения к человеку.
– В финале чемпионата Европы Криштиану Роналду затмевал своим поведением главного тренера португальцев Фернанду Сантуша. Вы такое поведение смогли бы терпеть от игрока – пусть даже главной звезды?
– Не могу сказать, не попадал в такую ситуацию.
– Кто самый эмоциональный футболист в вашем "Спартаке"?
– Думаю, в этом плане все ребята находятся на одном уровне. Каждый отдает себе отчет, что нужно для победы и как для нее нужно себя вести. И все понимают: без страсти, без игры от сердца не добиться успеха.
– Можно ли будет весной, после сборов, говорить, что "Спартак" стал командой, которую построили уже именно вы, а не предшественник?
– Да, естественно. Единственное, не я приглашал большинство футболистов, они оказались в клубе давно, еще до меня. Но я придал команде другой облик и постарался передать каждому свои мысли о футболе. И делал это, можно сказать, с нуля, пользуясь своими идеями, а не чужими.
РОССИЯ ДЛЯ МЕНЯ – ЭТО БОЛЕЛЬЩИКИ "СПАРТАКА", МОСКВА И ДОБРЫЕ ЛЮДИ
– Вас лично и членов тренерского штаба уже не раз видели на контрольных матчах "Краснодара" – соперника по первому весеннему туру. Что-то подсмотрели?
– Да, съездил пару дней назад на их спарринг, поскольку это было недалеко. Хотя мог бы спокойно посмотреть и на компьютере. Некоторые моменты, которые, не исключено, пригодятся в будущем, мы пометили.
– Среди болельщиков популярностью пользуется ваш помощник Роман Пилипчук. Можете рассказать поподробнее о нем, о его функциях?
– Рома? Он остался в моем штабе, поскольку прилично помогает изучать соперников, когда вместе смотрим матчи. Пилипчук очень хорошо понимает футбол. Также и во время наших игр: если я отвлекаюсь на какие-то моменты, то Роман замечает другие эпизоды, оставшиеся без моего внимания. Рад, что он с нами.
– Ваш соотечественник Боккетти выразил готовность дойти до Италии пешком в случае выигрыша золота. Готовы пойти вместе с ним?
– Конечно. Да мы в таком случае все пойдем пешком в свои страны!
– Вы проработали в России полгода. Назовите три слова или понятия, с которыми ассоциируется наша страна.
– Хорошо, но первое обязательно в рамках "Спартака" – это болельщики, наш 12-й игрок. Они нам очень помогают, спасибо им за теплоту, мы без них не можем. Второе: Москва – очень красивый город. Помимо пробок, конечно! А третье: хорошие и приятные русские люди.