9 мин.

Есть ли расизм в России?

Бывший форвард «Локомотива» Питер Одемвинги охотно рассказывает британским журналистам о проблеме расизма в российском футболе, а гендиректор РФС Алексей Сорокин утверждает, что такой проблемы не существует. Изучая один из факторов в борьбе России за право принять ЧМ-2018, Sports.ru решил дать право голоса иностранным игрокам, тренерам и другим гостям нашей страны – тем, кто знает ситуацию лучше всех.

Питер Одемвинги, бывший игрок «Локомотива»

На российских стадионах можно всегда столкнуться с проявлениями расизма. Каждый раз, когда ты дотрагиваешься до мяча, то ощущаешь это. Трибуны издают неприятный звук. Мне это причиняло большую боль, чем, скажем, бразильцам, ведь я россиянин. Я не хочу критиковать Россию. Это все еще моя страна. Но, я считаю, они не готовы принять чемпионат мира. Ведь в Россию приедут тысячи африканцев, азиатов, латиноамериканцев. И что будет, если в их адрес – будь то участников или болельщиков – раздадутся эти звериные выкрики? Или баннер очередной кто-нибудь сочинит. Россия опозорится на весь мир.

Серж Бранко, бывший игрок «Шинника» и «Крыльев Советов»

Однажды в Химках слышал обезьянье улюлюканье с трибун, в меня летели бутылки и бананы. Впрочем, такое случается не только в России. Мои соотечественники сталкивались с подобным в Испании и Италии. Те, кто разделяет людей по цвету кожи, – просто дураки. Они не принимали меня, потому что я черный, хотя у меня нет расовых предрассудков. Я всегда выгляжу немного экстравагантно. Я иногда крашу волосы, бороду и ярко одеваюсь, что вызывало недружелюбную реакцию в России. Однажды когда я гулял там по торговому центру, мне в спину кричали: «Питбуль, питбуль». Не мог понять, чем я мешаю этим людям. Вот, например, почему из года в год мы слышим оскорбления игроков с черным цветом кожи на стадионе в Санкт-Петербурге? Да в цивилизованной стране такую команду сгноили бы в третьей лиге за такие действия болельщиков!

Жерри-Кристиан Тчуйсе, бывший игрок «Черноморца», «Спартака» и других клубов

О России говорю только с любовью и никак по-другому! А как еще я могу о ней говорить? Никаких сожалений. Мне очень нравится быть россиянином. Я рад, что когда-то попал в эту страну. Есть моменты, которые хочется остановить. Жаль, в жизни так нельзя. Расизм? А где расизма нет? Думаете, у нас в Африке все африканцы любят белых, что ли? Нет, не все. Во Франции, в Германии, в Америке это тоже есть.

Паскаль Менди, бывший игрок «Динамо»

Я был атакован после моего первого матча в десяти минутах ходьбы от дома. Мне повезло, что я быстрый. Я от них убежал. Это был мой дебют в российском футболе.

Уво Мусса Маазу, игрок ЦСКА

Когда я или Вагнер получали мяч, зрители принимались изображать обезьян! Перед отъездом брат предупреждал, что надо быть начеку, и все же у меня было другое представление о России. Жизнь в Москве была адом в плане еды и языка. Меня очень задевают проявления расизма. По этой же причине мне пришлось многого натерпеться в России. И именно из-за этого я отказался переезжать в Италию.

Анук Такам, бывший игрок «Содовика», «Балтики» и других клубов

Русские люди очень похожи по менталитету на африканцев. Дружба, праздники – все, как в Африке. Стерлитамак, конечно, не самый красивый город, но атмосфера и отношение людей мне там понравились. Краснодар – мой дом в России, я снимаю там квартиру. Даже когда у нас летом маленький перерыв, по три-четыре выходных, всегда еду туда. Думаю, расизм есть везде. В России я не обращаю на это внимания. Если играем против кого-то и болельщик соперников меня оскорбляет, я думаю, это из-за того, что я просто соперник. Не потому, что плохо играю или у меня другой цвет кожи.

Дик Адвокат, тренер сборной России

В составах всех российских команд есть темнокожие игроки, и я бы с радостью с ними работал. Дело в наших фанатах. Если честно, я не понимаю, как можно уделять так много внимания цвету кожи. Однако фанаты – самое важно, что есть у «Зенита». Поэтому я ближайшем будущем я собираюсь спросить у них напрямую, как они отреагируют, если в «Зените» окажется темнокожий футболист

. Байе Джиби Фалль, игрок «Локомотива»

В недавнем товарищеском матче с «Химками» я впервые в жизни столкнулся с проявлениями расизма. И вы не представляете, как для меня важно, что после этой игры ко мне подошли руководство, тренеры, игроки и сказали: «Джиби, держись, мы с тобой! Не обращай на них внимания!». Для меня были необходимы эти слова поддержки.

Луис Робсон, бывший игрок «Спартака»

Когда появилась расистская песня «Убили Негра» и многие стали ее петь на футболе – я не на шутку испугался. Думал: «Только что эти люди клялись мне в любви, а теперь такие вещи себе позволяют». Я даже начал соображать, что же такого неправильного мог сделать, но хорошо, что ребята в команде быстро объяснили, что именно поют болельщики. Было неприятно, бр-р-р – жуткая песня!

Рональд Зюбар, приезжавший в Санкт-Петербург с «Марселем»

У нас во Франции считается, что русские люди по своему характеру гостеприимные, душевные. И я в этом был убежден. Когда мы гуляли по центру Москвы и Санкт-Петербурга, нам все улыбались, говорили «бонжур» и «оревуар». Наш гид во время экскурсии рассказывал: «Санкт-Петербург – это культурная столица России». Я не уверен, что гид сказал правду, когда вспоминаю этих одичавших расистов на стадионе.

Клаудия, супруга Жо, бывшего игрока ЦСКА

Мы обедали в ресторане «Макдоналдс». К нам подошел человек и облил нас кофе. Он сделал это специально. Я была возмущена! Но для Москвы такое не редкость, некоторые местные жители даже крестятся, видя меня.

Андре Бикей, бывший игрок «Шинника» и «Локомотива»

Африканцам очень опасно выходить на улицу в России. Тебя запросто могут побить. Не потому что ты создаешь кому-то проблемы, а потому что ты черный. А если тебя изобьют, милиция ничего не сделает. Однажды меня чуть не побили: тогда за мной гнались трое, но мне удалось убежать и поймать такси. Мне даже пришлось купить оружие для защиты.

Зико, бывший тренер ЦСКА

К сожалению, впервые в своей жизни я стал свидетелем явных проявлений расизма в Москве. Болельщики «Динамо» стали изображать из себя обезьян с целью унизить достоинство 21-летнего форварда ЦСКА Маазу, которому после этого было сложно продолжать игру. Мне пришлось его заменить. По случайному совпадению, этот эпизод случился 13 мая – это важный день в истории борьбы с расизмом в Бразилии. Именно 13 мая 1888 года в Бразилии было отменено рабство.

Сантос Моцарт, бывший игрок «Спартака»

Болельщики в России – жуткие расисты! Если ты забил гол – молодец, а если ошибся, то сразу «грязная макака». Я играл в Европе и никогда не слышал, чтобы там себе такое позволяли, но в России власти закрывали на подобные выходки глаза и расизм процветал. По непонятным мне причинам фанаты «Спартака» сделали меня виновным чуть ли не во всех бедах команды, а ведь я ничего криминального не сделал, я просто хотел играть в футбол!

Гарри О’Коннор, бывший игрок «Локомотива»

Русские болельщики очень смешные. Знаю, это звучит странно, но это так. Их сложно описать, лучше один раз увидеть. Они совсем не такие, как в Шотландии или в Англии. Большинство фанатов – расисты, и с этим никто ничего не может сделать.

Исо Каньенда, игрок «Ротора»

Если ты нападающий и доставляешь сопернику проблемы, тебе могут говорить неприятные вещи. Но в футболе к этому привыкаешь. На улицах – никаких проблем, с расизмом я там не встречался. Такие вещи случаются, если ты ездишь в метро или в маршрутке. В России я никогда не пользовался этим транспортом – заказываю такси.

Властимил Петржела, бывший тренер «Зенита»

В сферу наших интересов попадали темнокожие игроки, но я знал – начальство на это не пойдет. Прямо мне об этом никто не говорил, но я все видел и все понимал – в «Зените» их не хотят. Леилтон, игрок «Крыльев Советов» За то время, что я прожил в России, изменилась и жизнь, и, мне кажется, менталитет людей. Когда я только приехал, на меня смотрели по-другому из-за того, что я иностранец. Сейчас этого нет и в помине.

Евгений Левченко, бывший игрок «Сатурна»

Расизм в России ощущается и довольно-таки в крупных размерах. Я имею в виду постоянное улюлюканье и некорректные выкрики с трибун в адрес темнокожих футболистов – например, Бенуа Ангвба из «Сатурна». Правда, люди, которые так пренебрежительно относятся к иностранцам, не то что расисты – они просто не понимают того, что говорят.

Бенуа Ангбва, игрок «Сатурна»

Я и моя семья уже привыкли к оскорблениям со стороны фанатов. Конечно, сейчас ФИФА и УЕФА проводят разные акции против расизма, но полностью его искоренить, видимо, невозможно.

Баффур Гьян, бывший игрок «Динамо» и «Сатурна»

Не скрою, я боюсь ходить по московским улицам и почти все свободное от футбола время провожу дома. Разве что иногда выбираюсь в центр Москвы посмотреть достопримечательности. Хотя после того, как в матче «Динамо» – «Ростов» один из игроков ростовчан обозвал меня «черной обезьяной», инцидентов на расовой почве у меня не было. Ни до, ни после с расизмом на футбольном поле я не встречался.

Айзек Окоронкво, игрок «Ростова»

С расистскими выходками во время карьеры в России приходилось сталкиваться очень редко. Я не считаю за расизм оскорбительные выкрики с трибун. На самом деле, люди, которые это кричат, не расисты. Они просто пытаются вывести меня из себя таким вот способом. А вне поля я никогда с расизмом не встречался.

Лоуренс Аджей, бывший игрок «Спартака»

Проявления расизма встречаются во многих европейских странах. Но в России я пока с ними не сталкивался и надеюсь, что не столкнусь.

Эррол Стивенс, бывший игрок «Химок»

В России я столкнулся с расизмом даже в своей собственной команде. Я не знаю, почему черных людей так ненавидят, но я рад быть дома и чувствовать себя в безопасности так, как я не чувствовал себя в России. Я думаю, это было одной из причин, которая помешала мне показать себя в «Химках» во всей красе.

Джейкоб Лекхето, бывший игрок «Локомотива»

Когда ребята на базе шли смотреть кино, я не запирался в своем номере, а садился вместе с ними и тоже смотрел – пусть на первых порах почти ничего не понимал. Я привык к ним – и они ко мне. Они не относились ко мне как к иностранцу. Воспринимали просто как человека. Да и сам я иностранцем в России себя не чувствовал и с проявлениями расизма не сталкивался. Если хочу выйти из дома и пойти в ресторан, то спокойно делаю это и ничего не боюсь.

Люк Зоа, бывший игрок «Спартака» и других клубов

Однажды после тренировки возвращался домой через парк Сокольники. Там ко мне подошли три парня. Один встал передо мной, двое – сзади. «Чего вам нужно?» – спросил я. Вместо ответа они ударили меня. Я захотел ответить, но было поздно – они били меня все вместе, в том числе ногами. В итоге я попал в больницу, и после этого довольно долго должен был отлеживаться дома. Когда я уже играл в «Анжи» и мы встречались с «Кубанью», у меня была стычка с одним игроком. Во время игры он сказал мне: «Закрой рот, обезьяна». Я посмотрел на судью, он не видел нас. Тогда я ударил этого парня и сказал: «Дружище, не надо так больше говорить». Он сразу же стал извиняться». В каком-то городе – не помню где, но точно не в Москве – когда мы приехали на игру, ко мне подошли три парня и подарили пакет, набитый бананами. Это было ужасно.

При подготовке материала использованы цитаты из интервью, ранее опубликованных Sports.ru, журналом PROспорт, еженедельником «Футбол», газетами «Спорт день за днем», «Советский спорт» и «Спорт-Экспресс», сайтами Sports.pl, Daily Mail, Globoesporte.com

Павел Тихонов

Sports.ru