Владимир Высоцкий. Про мильйон «Фиорентины» за Бышовца
Вспоминаем всенародного любимца в День его Рождения
Сегодня, 25 января 2017 года всенародному любимцу, актеру, артисту, певцу, барду, и вообще хорошему человеку Владимиру Семёновичу Высоцкому исполнилось бы 79 лет. Если бы не большая любовь Высоцкого к душевным развеселым компаниям, где алкоголь лился рекой и другим стимулирующим средствам.
Но сегодня не хочется о плохом. В такой день нужно вспоминать только хорошее. Ведь сколько радости дарил людям своим творчеством Владимир Семёнович, снимаясь в кино, выступая на театральных подмостках и выступая с концертами, на которых исполнял свои песни. Записи Высоцкого ценились выше любого западного исполнителя, каким бы он крутым не был. За пластинками всенародного любимца выстраивались довжелезные очереди, и не всем хватало таких вожделенных винилов. Мне однажды в Новой Каховке удалось натрапыть на момент, когда в Универмаге выбросили на прилавки пластинку Высоцкого. Полчаса в очереди и такой вожделенный артефакт у меня в руках. Так за это пласт, купленный за 2 рубля 50 копеек (или трояк с полтинником, точно уже не помню) предлагали на остановке возле базара сразу червонец, а потом и вовсе четвертной! Деньжища по тем временам. Пенсионеры, вот, на 25 рублей месяц спокойно жили, отправляя остальную пенсию (50-60 рэ) своим внучкам на учёбу. И я очень обрадовался, тогда пацан 11-12 лет, когда подошел наш рейсовый ПАЗик, так как начал переживать, что взрослые незнакомые дяди попросту могут у меня диск силой отобрать. Запрыгнул в автобус, тут уже все свои, в обиду не дадут.
Именно эту пластинку фирмы «Мелодия» (а других в Союзе не было) я и купил
Уверен, подобные воспоминания, связанные с Высоцким, есть в жизни каждого человека, кто родился и вырос в СССР. Ведь Высоцкий был больше, чем актер и певец. Он был гласом народа. Он пел со сцены то, о чем весь Союз говорил на кухнях, и то на пониженных тонах, шёпотом. Чтобы вездесущее КГБ не услышало. Высоцкого вроде бы и не запрещали, но и официально сильно не поддерживали. А его хриплый голос звучал с каждого окна квартир и домов, где был проигрыватель, или вот магнитофон.
Я в своё время провел такой себе своеобразный опрос – были ли у людей дома записи, или вот пласты Высоцкого. Оказалось, были у ВСЕХ! Не знаю, может мне просто попадались исключительно поклонники таланты Владимира Семёновича. Тогда нужно признать, что их было большое множество. Среди известных людей тоже. И у них с Высоцким были свои взаимоотношения, свои воспоминания. Например, у «звезды» киевского «Динамо» второй половины 1960-х – первой половины 1970-х Анатолия Бышовца, который уже будучи тренером привел футбольную олимпийскую сборную СССР к «золотым» медалям Сеула-1988.
Сначала напомню всем песню Высоцкого «Разговор с женой», где про мильйон «Фиорентины» за Бышовца:
А теперь вашему вниманию интервью Бышовца Дмитрию Гордону как раз про Высоцкого и «мильйон», который после видео продублирую в текстовом режиме:
- Как бы там ни было и что бы теперь ни говорили, а в историю вы вошли хотя бы со строчкой из песни Владимира Семеновича Высоцкого: «Но недаром клуб «Фиорентина» предлагал мильон за Бышовца». Неужели, Анатолий Федорович, итальянцы действительно были готовы выложить за вас такую астрономическую по тем временам сумму?
- Ну, конкретно миллион никто мне не предлагал, но после киевской игры с «Фиорентиной» в рамках розыгрыша Кубка европейских чемпионов в общении между тренерами (там и Маслов присутствовал, и руководители итальянской делегации) такой вопрос и впрямь поднимался. Тогда, естественно, трудно было себе даже представить, что подобные переговоры можно вести...
- Какой миллион, какая «Фиорентина»?
- Конечно же, это было исключено (да и итальянская чудо-команда - не московское «Динамо», о котором я вспомнил), но сам факт, очевидно, все-таки место имел, и то, что Володя написал эту песню, тому подтверждение...
- Вы вообще с Высоцким встречались?
- Так получилось, что после этого матча мы были на спектакле...
- ...Театра на Таганке?
- Да, они гастролировали у нас в Киеве: в Театре музыкальной комедии давали, по-моему, «Пугачева» по Есенину, где он играл роль Хлопуши, и вот на следующий день мы встретились в кемпинге по Житомирскому шоссе, где была прекрасная сауна и где нас принимали всегда радушно. Был он, был Хмельницкий...
- ...но не нападающий киевлян Виталий, а Борис - просьба к читателям артиста с футболистом не путать...
- Да (улыбается). Тогда, собственно, Володя об этом мне и сказал, хотя я, естественно, сомневался: а откуда ты, мол, знаешь?». Он хмыкнул: «Ну я-то в курсе».
- Вы его за ту строчку поблагодарили?
- Да как-то нет... Он между делом заметил: «Я написал о тебе песню». Ну хорошо, ладно!
...Помню нашу последнюю встречу - по истечении времени уже здесь, в Москве, в аэропорту. Володя с Мариной Влади был, а мы ждали рейса, по-моему, в Ирландию. Он подошел, мы перебросились парой слов. «Сейчас, - сказал, - проведу Марину». Она улетела в Париж, мы посидели, замечательно пообщались, но уже тогда было видно, что...
- ...что он уже не жилец?
- Ну нет, не до такой степени, но какая-то трагичность и обреченность в нем все равно чувствовались. Сумасшедшим болельщиком, который досконально бы разбирался в футболе, назвать его не могу - это не Слава Добрынин, не Миша Боярский. Думаю, он к Розенбауму ближе, который тоже приходит на матчи от случая к случаю...
- ...но как зато любит «Зенит»!
- Высоцкого, мне кажется, больше интересовали персонаж, личность, ему хотелось знать, что у человека за душой, но в общении он был сама естественность, ничего показного. Наверное, мне повезло, потому что и в киевской сауне, и в ходе остальных наших встреч Володя был...
- ...трезвый?..
- ...в полном порядке, всегда, и у меня даже близко нет того отрицательного о нем впечатления, о котором многие столько лет после его смерти рассказывают («Бульвар Гордона». 03.02.2010).
От себя добавлю, что киевское «Динамо» играло против итальянской «Фиорентины» в 1/8 финала Кубка европейских чемпионов 1969/1970. Дома, при 80 000 зрителях команда «Деда» Маслова проиграла – 1:2. Во Флоренции 70 000 горячих тиффози голов не увидели – 0:0. Лучшим в составе украинской команды был Анатолий Бышовец. Судя по отчетам тех матчей, «десятка» киевского «Динамо» добряче потерзала защитников «Фиорентины», и им пришлось приложить максимум усилий, чтобы Бышовец не отличился в воротах чемпиона Италии. Так что вполне возможно были разговоры про миллион за стремительного форварда сборной СССР, хотя все прекрасно понимали, что никакой переход в зарубежный клуб советского футболиста невозможен априори. Тем более, в капиталистическую страну. Первой ласточкой будет Анатолий Зинченко, который в 1980 году уедет в венский «Рапид», да и то потому, что этот клуб курировала компартия Австрии. А в 1969-ом сие было просто несбыточной фантастикой. Хотя, попытаться прозондировать почву итальянцы вполне могли. Только вот как про это узнал Владимир Высоцкий? Большущий вопрос.
С огромным уважением к ВЕЛИКОМУ ТАЛАНТУ хорошего человека Костенко Александр Александрович
Переход в итальянский клуб невозможен априори, потому что в Италии с 1964-го по 80-й гг. был введен запрет на легионеров (кроме тех, кто перешел до этого - Шнеллингер, Халер, Суарес, Альтафини етс).
Вся история про мильон от "Фиорентины" - выдумка чистой воды, и зря Светоч позорит себя (Высоцкому мы прощаем, так как это "для красного словца", что в литературе/поэзии допустимо) рассказывая сказки.
http://www.e-reading.club/chapter.php/69484/17/Platini_-_Zhizn%27_kak_match.html
"В конце уходящего 1979 года нервно-возбужденные президенты итальянских профессиональных футбольных клубов, эти вечные заклятые враги, почти единодушно приходят к соглашению. Четырнадцать из шестнадцати клубов требуют вливания новой живительной крови: «Откройте границы перед лучшими иностранными футболистами».
Вначале с напыщенной речью по телевидению выступил президент футбольной федерации Артемио Франки: «Наш футбол утратил свое лицо. Он страдает опасной анемией. Более того, он не следует никакому определенному стилю: ни голландскому, ни южно-американскому. На стадионах больше не увидишь футбольного спектакля. Нужно что-то менять».
В ответ мгновенно следует реплика президентов и технического персонала клубов, которые стремятся расширить внезапно открывшуюся брешь: «Чтобы сделать спектакль захватывающим, позвольте нам завербовать тех, кто поможет в этом. За границей дела в этом отношении обстоят куда лучше».
Вот так, пятнадцать лет спустя, после того как итальянская граница была закрыта для иностранных игроков, Италия начинает подготовку к своему рекрутскому вояжу по Европе и миру" и ты ды.
Потом были варианты - побег (так делали ГДРовцы, чехи после 68-го, ...), женитьба на еврейке или иностранке... Харламов теоретически мог свалить в НХЛ через Испанию, Хосе Бирюков(баскетболист) таки свалил и играл за "Реал" в нач. 80-х.
По уровню таланта Бышовец - "наш Бест"(!) - вполне мог играть в лучших клубах мира.