Дэвид Солтмен: «20 лет назад поля были просто ужасными»
Дэвид Солтмен в прошлом главный агроном стадиона Миллениум, возглавляет интернет-проект pitchcare.com. Портал призван помочь тем, кто ухаживает за спортивными площадками, обмениваться опытом, покупать нужную технику и вовремя получать прогноз погоды. В интервью НФПМ.ру Дэвид рассказал о том, где в Англии учат футбольных агрономов, сколько они зарабатывают, и какие ошибки допускают чаще всего.
Когда появился ваш проект pitchcare.com?
Я профессионально занимаюсь спортивными полями уже почти 25 лет. Я преподавал на курсах, которые организовывала Футбольная Ассоциация Англии, а где-то в 2000 году задумал создать портал, который аккумулировал бы экспертные данные, необходимые спортивным агрономам. Занялся исследованиями и поиском денег, привлечением инвесторов. В 2001 году проект был запущен, сейчас нам 9 лет. За это время членами нашего сообщества стали 42 тысячи человек по всему миру, хотя большинство из них, конечно, англичане примерно 80%. Мы стараемся обмениваться информацией, мнениями и знаниями через интернет.
То есть, это социальная сеть для спортивных агрономов?
Нет, не только. Мы стараемся, чтобы как можно больше специалистов могли получить дополнительные знания по уходу за газонами. Но на нашем портале есть и магазин, причем мы смогли добиться того, что покупать в нем необходимые материалы и оборудование, можно по очень выгодным ценам. Притом, что в магазине представлены разные производители, и у заказчика есть выбор. Продается у нас и подержанная техника. Мы также занимаемся проведением мастер-классов и лекций и вообще по мере развития стараемся предоставлять как можно больше сервисов, например таких, как специализированный прогноз погоды для агрономов.
Неужели в Англии такое количество людей занимается спортивными площадками, что все эти сервисы востребованы?
Когда я разрабатывал бизнес-план 9-10 лет назад, мы подсчитали, что людей, вовлеченных в уход за спортивными газонами и сопутствующее производство в стране порядка 100 тысяч. Почти половину из них нам удалось привлечь.
Когда вы запускали pitchcare.com, рассчитывали на коммерческий успех?
Конечно, это бизнес, и проект был бизнесом с первого дня. Мы проводили широкую рекламную компанию в интернете, размещали статьи о нашем портале, чуть позже начали выпускать свой печатный журнал, в котором половину заняла реклама, которую уже мы продавали. В первые годы, правда, никакой прибыли мы не получали. И вложить в проект пришлось примерно 250 тысяч фунтов.
Серьезные деньги
Да уж. Причем отдачи не было совсем. Но нам необходимо было найти своих клиентов, создать базу, заинтересовать рекламодателей. Сейчас мы продолжаем расти ежедневно у нас появляется 15 новых членов наших подписчиков и потенциальных покупателей. Пока ничего подобного в других странах нет, но мы надеемся, что такой проект появиться и на русском языке, чтобы им могли пользоваться и ваши специалисты.
В России не так много таких специалистов, и многие попадают в эту индустрию случайно. Как становятся футбольными агрономами в Англии?
Сравнительно недавно это тоже было случайностью. На эту профессию обратили внимание 15-20 лет назад, в это время появился научный подход к уходу за спортивными площадками. Думаю, главное, чтобы между специалистами происходил обмен информацией. Если бы в России существовал ресурс, подобный нашему, думаю, это могло бы привлечь больше молодых людей в профессию, и вообще повысить качество самих газонов.
Сейчас для выпускников школ в Англии существует масса возможностей стать спортивным агрономом. Курсы для этого существуют самые разные: можно получить базовый сертификат, пройдя однодневное обучение, можно диплом по sports science, прослушав полный университетский курс. Все зависит только от желания учащегося. Вчера я как раз читал лекции волонтерам, которые записались на однодневный базовый курс по уходу за полями для регби.
Как вы сами пришли в профессию?
Я был квалифицированным ландшафтным дизайнером. В 1988 году меня пригласили постелить газон на стадионе клуба «Квинз Парк Рейнджерс», который как раз менял старое плстаиковое покрытие на натуральное. Так я и оказался в этом бизнесе.
Насколько люди, вовлеченные в индустрию футбольных полей, готовы делиться информацией? Есть ли у них профессиональные секреты?
В секрете держатся только нюансы продаж. Никаких тайн в смысле образования и повышения квалификации здесь нет. Конечно, в последние 15 лет США и Англия были лидерами в этой индустрии. Но мы заинтересованы в том, чтобы качественных спортивных площадок становилось больше и в других странах, так как это развивает наш бизнес и футбол в целом. Все-таки в Европе, в том числе и в Западной, до сих пор очень много плохих полей. Например, наш портал бесплатный. Любой может зарегистрироваться и свободно пользоваться сервисами, читать статьи или задавать свои профессиональные вопросы английским коллегам.
В Англии качество полей выросло именно за последние 15 лет?
Где-то 20 лет назад поля были просто ужасными. Когда я только начинал работать в футболе, об этом вообще никто не думал играли неизвестно на чем. На качество покрытия обратили внимание по мере развития самой игры и научного подхода к футболу в целом. Сейчас от нас требуют, чтобы в январе, феврале или марте поля были такими же, какими они были, например, в августе. Кроме того, с приходом больших денег, в том числе и за счет телевидения, появились средства, которые можно было направить на развитие инфраструктуры. Так что теперь от специалистов можно требовать, чтобы поля находились в рабочем состоянии по 9-10 месяцев.
Все 100 тысяч человек, вовлеченных в английскую индустрию спортивных полей, профессионалы?
Если не брать в расчет гольф, то есть, в первую очередь обратить внимание на футбол, регби и крикет, из всех людей, занимающихся уходом за площадками, зарплату получают только те, кто работает в высших профессиональных дивизионах. Все, кто следит за полями, на которых играют любители волонтеры. Они занимаются этим в свое свободное время, кто-то самостоятельно записывается на курсы. Некоторые не имеют никакого специального образования: для них особенно важен наш ресурс, поскольку фактически все свои знания они получают из интернета.
Деньги, которые пришли в футбол, отразились на доходах тех, кто профессионально занимается полями?
Это традиционно низкооплачиваемое занятие. Если взять премьер-лигу, главный агроном стадиона в среднем получает 35-40 тысяч фунтов в год. Где-то зарплата немного растет. Когда я был главным агрономом стадиона Миллениум в Кардиффе, заменявшим Уэмбли на время реконструкции, я получал 120 тысяч фунтов. Примерно такую же зарплату получают и английские агрономы, работающие в континентальной Европе.
Вы работаете с другими странами?
Есть проект, который работает под нашим именем в Австралии и Новой Зеландии по лицензии. Я много ездил с лекциями в Америку и Европу. 3 или 4 раза я проводил занятия в Киеве, несколько раз бывал в Словакии. Некоторые из слушателей, посещающие такие курсы в Восточной Европе, работают на клубных стадионах или в гольф-клубах, часть специалисты-ландшафтники, которых привлекают к работе на спортивных объектах по контракту. Очень важно, чтобы национальные и региональные федерации, а также владельцы клубов понимали, что футболистам высокого уровня необходимо предоставить поля соответствующего качества. И на это придется тратить деньги.
Насколько велика разница в работе специалистов, следящих за состоянием полей в разных видах спорта?
Мы проводим курсы для всех. Некоторая разница в подготовке к работе на поле для футбола, регби, крикета или гольфа есть. Но она не слишком значительная. Сейчас качество покрытый в Англии в принципе высокое, и мы как раз поэтому старались не замыкаться только на футболе. Специалистам из разных видов спорта есть чему учиться друг у друга, и обмен опытом между ними необходим постоянно. То, что используют агрономы гольф-клубов, вполне может быть применимо и на футбольном стадионе.
Насколько сильно спортивный агроном зависит от климата, в котором работает?
В принципе можно очень существенно продлевать сезон. Где-то это будет легче, где-то сложнее. Скорее всего, это будет вопросом денег. Сейчас у нас есть возможность закрыть поле, есть системы подогрева, есть системы искусственного освещения, способные заменить солнце. Выращивать траву можно и при -10, и при -20. Технологии позволяют играть на натуральных полях и холодной зимой, вопрос в том, во сколько это обойдется.
В Англии используют рулонные газоны?
Почти на всех стадионах поля выращивают из семян. В случае, если в течение сезона на арене проводятся неспортивные мероприятия, подобные концертам на Уэмбли, в результате которых поле гибнет, рулонные газоны используют, чтобы быстро подготовить площадку к игре. В Англии к этому способу решения проблемы регулярно прибегают уже не меньше десяти лет. Когда я работал на стадионе Миллениум, мне приходилось заново перестилать газон по 5-6 раз в год. Но это, конечно, уникальная ситуация у нас проходило огромное количество всевозможных мероприятий, все-таки это был Миллениум. Сейчас то же происходит на Уэмбли.
Насколько стабилен рынок, который вы освещаете? Появляются ли на нем новые игроки?
В принципе на рынке естественных полей достаточно много компаний, которые работают далеко не по одному году. Но могу сказать, что далеко не все игроки, представленные в Англии, британские. В других странах появились фирмы, вполне способные конкурировать с нашими соотечественниками. Мне, например, приходилось ввозить газон из Голландии, они предлагали товар более высокого качества, чем я мог найти в Соединенном Королевстве. Что мы экспортируем, что наоборот приходит к нам из континентальной Европы.
Кто в конечном итоге должен оценивать состояние поля? Должен ли агроном прислушиваться к мнению игроков, выходящих на поле?
В принципе любой хороший агроном достаточно четко представляет себе, каким должно быть поле, чтобы игрокам было комфортно на нем играть. Иногда бывает, что команды предпочитают более жесткий или более мягкий газон это требует определенной работы до и после матча, например, это нужно учитывать при проведении аэрации.
Знаете ли вы что-нибудь о футбольных полях в России?
Я знаю, что раньше были проблемы с импортом газонов в Россию. Мои друзья участвовали в организации поставки покрытия для проведения финального матча Лиги чемпионов. Траву приходится перевозить в рефрижераторах на огромные расстояния, что само по себе не очень-то хорошо. Кроме того, логистически провести доставку оказалось очень сложно, Россия на тот момент была вообще мало к этому приспособлена. В Европе все гораздо проще, газоны перевозятся в огромных рулонах около тонны весом, и технологии доставки за последние десять лет отработаны.
Как вы относитесь к конкуренции со стороны производителей искусственных футбольных покрытий?
Игроки всегда предпочтут играть на хорошем натуральном газоне. Конечно, в России и других странах, расположенных на более северных широтах, где зимы настолько длинные и холодные, поддерживать нормальное состояние естественного поля очень сложно, и стелить синтетику все же придется. Но я убежден, что мы как индустрия всегда можем предложить более качественное покрытие, чем производители искусственных полей.
Есть ли типичные ошибки, которые совершают спортивные агрономы?
Вообще допустить ошибку очень легко. Думаю, самая распространенная неправильный расчет необходимых удобрений. Если вы ошибетесь в количестве или составе вы можете погубить поле очень быстро.
При подобных расчетах опытный агроном полагается на свои глаза или активно использует химический анализ?
С опытом вы, скорее всего, научитесь распознавать болезни травы и правильно определять, какие химикаты придется распылять. Иногда вы можете увидеть по цвету травы, что необходимо внести удобрения. Но без постоянного анализа почвы вы никогда не сможете сказать наверняка, какие именно вещества требуются сейчас вашему газону. На более низком уровне те, кто отвечает за состояние поля, начинают сыпать все, что им умудрился продать местный дистрибьютор удобрений, но на более высоком научный подход просто необходим, и степень использования лабораторий, конечно, возрастает.
Куда обращаются специалисты за подобным анализом?
В Англии очень много специализированных лабораторий, в том числе при университетах, где анализ почвы там могут провести просто и дешево. Думаю, если российский агроном, работающий на стадионе, обратится в местный университет, ему там тоже обязательно помогут. Вся процедура занимает не больше нескольких часов и, например, в Англии стоит от 50 до 70 фунтов. Наверняка в России точно так же работают над повышением урожайности сельхоз культур, вся научная информация и технологии, которые при этом применяются, вполне годятся для спорта.
То есть, ваша работа скорее наука, чем искусство?
Конечно, это наука, хотя и не слишком точная. Все-таки мы все еще продолжаем учиться. Слишком много факторов влияет на результат нашего труда. Но мы должны помнить о том, что каждая наша ошибка стоит очень дорого. Не только в случае, если поле окажется загублено и его придется заменять, но и тогда, когда футболист сломает лодыжку на газоне, за котором плохо следили. Клуб в этом случае потеряет миллионы фунтов.
Высок ли процент специалистов с высшим образованием среди тех, кто отвечает за поля в ведущих британских клубах?
Могу сказать, что из 20 главных агрономов премьер-лиги таких нет ни одного. Они все временами посещали курсы, некоторые из них были учителями других. Но собственно диплома по sports science ни у кого из них нет. Их знания пришли с опытом.