10 самых громких допинговых скандалов в велоспорте
Допинговая история с участием трехкратного чемпиона «Тур де Франс» Альберто Контадора нанесла очередной тяжелый удар по и без того шаткой репутации велоспорта. Пока испанец оправдывается, Sports.ru вспоминает десятку самых громких скандалов: испорченные пробы Армстронга и Хэмилтона, положительные тесты Меркса и «Операцию Пуэрто», гематокрит «Пирата» Пантани и переливание крови Винокурова.
1969 год. Эдди Меркс
Одним из первых звездных гонщиков, дисквалифицированных за допинг, был знаменитый бельгиец Эдди Меркс пятикратный чемпион «Тур де Франс». Во время «Джиро дИталия»-1969 он сдал положительный тест на фенкамфамин, и организаторы исключили его из гранд-тура. Гонщик пытался опротестовать решение, так как вскрытие пробы прошло без участия представителя его команды. Это дело обсуждалось чуть ли не на уровне правительств заинтересованных стран.
Тем не менее, Международный союз велосипедистов (UCI) разрешил ему выступить в «Тур де Франс», и Меркс одержал свою первую победу в общем зачете. Впоследствии Меркс еще трижды был уличен в употреблении запрещенных веществ. В первом случае он использовал препарат, который таковым не являлся, но все же бельгиец был лишен победы в «Джиро ди Ломбардия»; во втором, по словам Меркса, была ошибка врача; в третьем, уже в 1977-м, у него обнаружили психостимулятор пемолин.
1998 год. Команда «Фестина»
В начале июля французская полиция арестовала представителя команды «Фестины», у которого был обнаружен целый «букет» самых разнообразных запрещенных препаратов от эритропоэтина и стероидов до амфетаминов. Первые дни «Фестина» отрицала обвинения, а затем спортивный директор признался, что команда систематически принимала допинг, и ей пришлось сниматься с гонки. Семь спортсменов, в том числе Кристоф Моро, признались в употреблении эритропоэтина. Все получили полугодовые дисквалификации.
1999 год. Марко Пантани
В 1999 году Марко Пантани, будучи действующим победителем «Джиро» и «Тура», был дисквалифицирован во время итальянской многодневки на две недели за повышенный уровень гематокрита (свидетельство о возможном использовании эритропоэтина). При этом показатели гемоглобина были в норме. Пантани отказался от участия в следующих гонках, но спустя год возобновил карьеру.
Позже, в 2001 году, в комнате Пантани во время все той же «Джиро» был найден шприц с инсулином, а спортсмен получил полугодовую дисквалификацию. Подозрения в использовании допинга сыграли свою роль в 2004-м «Пират» скончался от передозировки кокаина.
2004 год. Тайлер Хэмилтон
Американец Тайлер Хэмилтон на Олимпийских играх в Афинах стал победителем индивидуальной гонки с раздельным стартом, однако спустя некоторое время стало известно, что спортсмен переливал кровь. Впрочем, Вячеслав Екимов, ставший вторым, не смог получить золото, так как проба «В» Хэмилтона хранилась неправильно.
Буквально тут же американец вновь сдал положительный тест. На этот раз во время «Вуэльты» и уже не смог избежать наказания и получил двухлетнюю дисквалификацию. В 2009 году он сдал положительную пробу на стероиды и был отстранен от спорта на восемь лет.
2005 год. Лэнс Армстронг
В августе 2005-го французская газета LEquipe сообщила: шесть допинг-проб Армстронга, взятые во время «Тура»-1999, дали положительный результат на EPO после повторного тестирования в лаборатории Шатено-Малабри. В ответ семикратный победитель «Большой петли» назвал LEquipe «таблоидом» и заявил, что «охота на ведьм продолжается», а он никогда не принимал допинг.
Спустя три года, когда американец объявил о возобновлении карьеры, Французское антидопинговое агентство предложило Лэнсу вновь протестировать старые пробы с «Тура» 1998 и 1999 годов. На что Армстронг сказал, что образцы его мочи хранились ненадлежащим образом. Расследование UCI ранее действительно выяснило, что результаты этих проб нельзя принимать в расчет.
2006 год. «Операция Пуэрто»
В мае 2006 года испанская полиция в ходе рейда арестовала доктора Эуфемиано Фуэнтеса, который ранее работал в нескольких велокомандах и сотрудничал с двумя сотнями профессиональных спортсменов, в том числе с велогонщиками. Дело получило название «Операция Пуэрто». В ходе рейда в клинике Фуэнтеса было обнаружено сто пакетов с кровью, в которой был повышен уровень эритропоэтина. Под подозрение попали такие звезды, как Ян Ульрих, Иван Бассо, Франк Шлек, Алехандро Вальверде, Альберто Контадор, Тайлер Хэмилтон, Марко Пантани.
Большинство гонщиков были оправданы за недостаточным количеством доказательств. Впрочем, Бассо сделал признание в суде спустя год, а Вальверде был наказан совсем недавно.
2006 год. Флойд Лэндис
Лэндис вошел в историю «Тура» как единственный победитель, который был лишен чемпионского титула из-за использования допинга. Он не успел выиграть «Тур де Франс»-2006, как был обвинен в использовании тестостерона. Перед 17-м этапом шансы американца на победу были мизерными, однако он сумел отыграть почти восемь минут у лидера Оскара Перейро, а спустя несколько этапов и обошел его в «генерале». Но тест показал наличие запрещенных препаратов. Хождения по судам ни к чему не привели.
2007 год. Александр Винокуров
Казахстанский гонщик Александр Винокуров выиграл «разделку» во время «Тура»-2007, но на следующий день стало известно о том, что он и его товарищ по «Астане» Андрей Кашечкин сдали тесты, которые свидетельствовали о переливание крови. «Астана» завершила выступление, а Винокуров был дисквалифицирован.
До гонки «Вино» считался главным претендентом на победу. При этом официальные лица подозревали его в использовании допинга из-за связи с опальным итальянским доктором Микеле Ферарри.
2008 год. Риккардо Рикко, Бернар Коль, Штефан Шумахер
Олимпийский 2008 год в велоспорте прошел под знаком эритропоэтина и его производных. Сначала во время «Тур де Франс» положительный тест сдал испанец Мануэль Бельтран, затем с CERA эритропоэтином третьего поколения был пойман итальянец Риккардо Рикко и его партнер по команде Saunier Duval Леонардо Пьеполи. После чего последовало сообщение о положительной пробе Эмануэля Селлы, который ранее трижды выиграл этапы на «Джиро»-2008.
Осенью последовало повторное тестирование Французским антидопинговым агентством проб, взятых во время «Большой петли». К нему подключился МОК, который решил перепроверить пекинские тесты. Итогом стали дисквалификации Бернара Коля (третье место на «Туре»), Штефана Шумахера (победителя двух «разделок») и Давида Ребеллина (серебро на ОИ).
После скандала с использованием CERA стало известно, что его изготовители активно сотрудничали с WADA.
2010 год. Альберто Контадор
Скандал с участием Контадора может нанести очередной сильный удар по и без того шаткой репутации велоспорта. Сначала у гонщика был обнаружен запрещенный препарат кленбутерол тест был взят во время выходного дня на «Тур де Франс», 21 июля. А затем анализ проб, которые брались еще раньше по ходу гонки, показал наличие следов пластика, что свидетельствует о том, что Контадору делали переливание крови. Испанец получил временную дисквалификацию, а мир велоспорта замер в ожидании приговора или оправдания.
Завтра завершается чемпионат мира по велоспорту, и на днях объявлены имена нескольких велосипедистов, замешанных в употреблении допинга. В Австралии, где проходит чемпионат, проводится конференция, посвящённая будущему велоспорта. Её организаторы получили письмо от гонщика, являющегося значимой фигурой в пелотоне, но пожелавшего остаться неизвестным.
«Как профессиональный велогонщик, принимающий участие в чемпионате мира, проходящем на этой неделе в Гилонге, я думаю, что Международный Союз велосипедистов (UCI) использует войну против допинга как оружие в процессе приобретения неконтролируемой власти над командами и гонщиками. Это вид терроризма - заставлять профессиональные команды выделять деньги на финансирование биологических паспортов. Происходит вторжение в нашу личную жизнь, а мы не имеем права возразить. Они забывают, что мы тоже люди. Я могу понять важность системы контроля, но никто не гарантирует, что она работает правильно. Манипуляции могут быть проведены очень легко. Нас тестируют одни и те же люди, их не так много. Говорили, что хотят создать команду тех, кто собирает пробы, но этого не было сделано. Неужели слишком сложно сформировать передвижные маленькие лаборатории, чтобы они были в каждой стране, собирали пробы и осуществляли их анализ в присутствии гонщика. Конечно, можно сказать, что это слишком дорого, но ведь дело касается нашей жизни.
Я хорошо знаю свои показатели, и у меня не будет повода для жалоб, если я узнаю результаты анализа проб сразу. Но я буду выражать протест, если, как это случилось сегодня, пробы годичной давности покажут анормальный результат. Я не смогу вспомнить обстоятельства этого теста, а что если я тогда страдал от геморроя или находился на высоте. Напротив, если результат, не соответствующий норме будет выявлен на моих глазах, я быстро смогу ответить, в чём проблема, смогу дать объяснение, если таковое у меня будет. Если же я не смогу объяснить, в чём дело, значит, меня поймали. То же самое в случае, если у гонщика выявлено несоответствие норме, или техника не точна, нужно отдать пробу на анализ в независимую лабораторию для эффективного двойного контроля. Как я уже говорил, в существующей сегодня системе проверок слишком много слабых мест.
Гонщики, внесённые в «чёрный список», должны дать объяснения перед группой экспертов. Но как им это сделать? Тесты могут взять в любое время суток, и утром, и вечером, между сбором и доставкой пробы в лабораторию проходит какое-то время. Слишком много несостыковок. Например, все результаты, которые взяли на Париж-Ницца этого года, отличались от нормальных. Все без исключения. Почему?
Я сам вижу изменения в своём профиле, которые могут быть быть причислены как к нормальным, так и не соответствующим норме по мнению экспертов. Я точно не знаю, по какому критерию это рассматривается. Статистические формулы и вычисления, которые используются, достаточно точные, но есть вероятность того, что их намеренно искажают. В процессе проверки пробы мочи на ЭПО лаборатория должна провести 70 различных операций. И на каждом этапе можно провести манипуляцию. Если бы лаборатория была независимой, то никто не имел бы интереса в подтасовке.
Кто наблюдает за контролёрами? Почему нет группы специалистов, которая могла бы проверить результаты? Сейчас нет альтернативы.
Доктор Фуэнтес, например, сам говорил, что его клиентами были футболисты испанской примеры, но на это никто внимания не обратил, а взялись только за велосипедистов.
А место биатлона на ОИ могло бы занять то же бенди.