1 мин.

«Я видел, что у Маскерано была рука». Как нужно болеть, чтобы «Барса» не победила

Репортаж Евгения Маркова из Вильярреала.

В Вильярреале перед матчем с «Барселоной» пахло костром не потому, что кто-то жег, а потому, что так пахнет зима в маленьких испанских городах. Футбольная деревня с населением 50 тысяч человек принимала месячную норму автомобилей, а парковочные места в этот вечер были куда актуальнее билетов.

Пока одни утыкались в переполненные машинами пустыри, другие доставали из фольги бутерброды, усаживались на бетонные скамейки и спорили — почему же Луис Энрике не взял на выезд Ивана Ракитича и значит ли это, что хорват скоро перейдет в «Ман Сити».

Барса

Об этом думали многие болельщики «Барселоны», которые шли к гостевому сектору «Мадригала», уставленному, будто там когда-то видели настоящих футбольных фанатов. Правда, во всей этой обстановке прослеживалась испанская праздность и желание все упростить. Вместо навязчивой конной полиции — два скучающих всадника, а между железными ограждениями — улыбчивые каталонцы и все, кто к ним себя причисляет.

Папа с тремя мальчишками приехал в Вильярреал из Аликанте и рассказал, что все поколения их семьи за «Барселону», ведь это «великая команда»; и вообще как можно за нее не болеть.

Барса

Так же думает пара из деревушки в нескольких километрах от Кастельона. В отличие от ребят из Аликанте, Йоан с женой приехали к «Мадригалу» на автобусе и несколько раз повторили, что полюбили «Барсу» за тот футбол, в который она играет («Manera de jugar! Manera de jugar!»). «Ты посмотри на Месси, Неймара и Суареса, они гении, а мы — болельщики — можем только восхищаться», — говорила семья в сине-гранатовых шарфах, а в конце Йоан добавил, что «Барса» обязательно победит («Por supuesto!»), потому что Мадрид уже пора догонять.

Рядом с ними крутилось много болельщиков «Вильярреала», но на каталонские островки среди желтого цвета они почти не отвлекались. Тем более, многие из них впервые увидели новый фирменный магазин, открывшийся в одной из трибун только месяц назад, и рождественские испанцы, среди которых выделялись компании пожилых сеньорит и писклявых карапузов, фотографировались на фоне сияющей витрины. Для города, где полуфиналы еврокубков случаются чаще, чем очередь в супермаркет, это большое событие.

«Магазин открыли в конце ноября, но новогодние огоньки на нем появились только сегодня», — объясняли мне испанцы, а потом отходили подальше, чтобы лучше разглядеть новое лицо их любимого стадиона. Еще два месяца назад «Мадригал» (а с этого матча «Эстадио де ла Керамика») начали обклеивать желтой плиткой, а сейчас на новом фасаде высвечивают рекламу, крутят футбольные ролики и объясняют, как многое «Вильярреал» делает для развития города.

Прямо на входе в мегастор стоит высокая колонка, и из нее, вместо призывов сражаться и захватить настоящее Желтое моря, льется испанская музыка, а местный Боярский хриплым голосом шепчет что-то о любви. Под его песни болельщики чокаются пластиковыми стаканами и постепенно расходятся по секторам. Никакой агрессии к сопернику, все по-испански спокойно и подозрительно тихо: у «Барсы» и «Вильярреала» нет территориальных споров, а Дениса Черышева на «Камп Ноу» считают национальным героем. Поэтому никаких оскорбительных кричалок и провокаций при входе на сектора, хотя всего в десятках километров оттуда «Барселону» всем городом называли «путой» и ломали ее игроков пластиковой бутылкой.

За сорок минут до матча людей около стадиона все меньше, бутерброды вместе с болельщиками двигаются к своим местам и даже в барах поток пива становится слабее. Кажется, что люди пошли к себе в квартиру, чтобы через балкон залезть на свои сектора — так близко к арене стоят жилые дома.

Вдруг слышится музыка, кто-то весело стучит в барабан, но звуки доносятся не со стадиона, где уже встретили «Вильярреал» и символически освистали «Барселону».

На втором этаже одной из пристроек к «Мадригалу» дают настоящий концерт — ребята в бескозырках зажигают на музыкальных инструментах, репетируя перед важным матчем. Оказывается, в этой комнате в дни игр веселятся представители нескольких «пеньей», играют в настольный футбол, продают лотерейные билеты (без них в Испании никуда) и общаются со всеми, у кого есть хоть что-то желтого цвета.

Однако попасть в комнату с огромным количеством атрибутики на стенах и потолке может почти любой. «В матчах против «Барселоны», «Реала», «Атлетико» и «Валенсии» наша команда выкладывается на 200%, то же самое происходит и на трибунах», — рассказал мне Пабло, президент «пеньи» со сложным названием El Tordet Groguet и вместо того, чтобы объяснить, как все это произносится, снял со своего плеча их фирменный шарф и подарил его мне.

Пабло

Пабло – на фото крайний слева

Пабло, как и многие болельщики «Вильярреала», не говорит пафосных вещей, что любимый клуб — вся его жизнь или как минимум стиль жизни. Это можно услышать от болельщиков других команд из примеры, а здесь — в самом желтом городе испанского футбола — народ развлекается и получает калорийное удовольствие от общения. «Афисьонадос» из Вильярреала — слишком позитивные, и не только потому, что ходят в ярких цветах: команда даже без Марселино Тораля играет зрелищно, стадион сделали еще красивее, а у бармена еще полно пива, чтобы угостить всех зрителей камерного концерта.

«Любимый игрок? Конечно же, Триги», — в «пенье», где рулит Пабло, думают именно так.

Ману Тригерос в «Вильярреале» с 2012 года, и представить полузащиту «подводных лодок» без него в городе не может уже никто. Даже те, кто с трудом объясняют, что живут в Вильярреале, но с детства почему-то за «Барселону».

Симпатичные «субмариночки» Паула и Клара таких парней не очень уважают, поэтому с ними они не фотографируются и не рассказывают как их зовут в социальных сетях. Мне в этом плане повезло, тем более я теперь знаю, что в команде девчонкам нравятся капитан Бруно Сориано и молодой Саму Кастильехо.

Как я ни намекал, Денис Черышев в этот список не попал. Спустя два месяца после нашего разговора с болельщиками «Вильярреала» русский вингер никого не вдохновил и перед матчем с «Барселоной» стоял возле скамейки запасных и шутил с кем-то из персонала. К сожалению, так он проводит слишком много времени, и поэтому фотографий Черри нет ни в фирменном магазине, ни на плакатах внутри баров.

«Черышев – очень приятный парень, он станет легендой». Чем живет самый уютный город примеры

Близкая связь с Денисом («Ого, ты тоже из России!») не помогает, и при входе на трибуну для журналистов заставляют снять подарок от Пабло. Поэтому за разминкой «Барсы», в которой, как обычно, участвуют только 10 игроков стартового состава плюс два вратаря, я уже смотрю без желтого шарфа.

Там же замечаю, что к праздникам «Мадригал» подготовили основательно — и дело не только в новом названии и плиточном фасаде, который впечатлительные болельщики снимали на камеру. Например, раньше были трудности с розетками для пишущей прессы и часто приходилось «прикуривать» от компьютера или аккумулятора соседа. Правда, на этот раз зарядкой делиться хотелось.

Рядом сидел журналист из Брюгге, который учился в одном классе с Нико Ломбертсом и даже играл с ним за школьную команду. Томас показал их совместное фото у себя в инстаграме, но пожаловался, что слишком много работы и не хватает времени вырваться к другу в Санкт-Петербург. Потом показал свой последний текст про Карлоса Странберга и достал со дна несколько футбольных инсайдов.

По его информации, Ломбертс скоро уедет из РФПЛ. Сейчас защитник «Зенита» рассматривает Турцию, но только не Бельгию: во-первых, местные клубы не смогут потянуть его зарплату; во-вторых, бельгийцу нужны новые вызовы — а дома с этим не очень.

Тем временем болельщики «Барселоны», которые за 45 евро ехали из других городов или просто шли несколько кварталов, получали гораздо больше эмоций, чем после похода на «Камп Ноу». В отличие от хозяев, «кулес» все же немного поливали «Вильярреал», а потом начали по-настоящему петь и лишь иногда переключались на обычный «Реал». Их каталонские кричалки тянулись так же хорошо, как атака «Барселоны», когда Андрес Иньеста начинал ею дирижировать.

Вильярреал

Гости пытались раскрепостить «Вильярреал», сделать его менее колючим — а значит уязвимым во время быстрых переходов в атаку; но превосходство по количеству передач (600 против 224) не означало полную свободу сине-гранатовых на чужой половине поля. От этого страдало наполнение и баланс: пока Андре Гомеш по несколько раз за атаку отыгрывался на Серджи Роберто, Иньеста всего одним движением унижал всю оборону «Вильярреала».

Чаще всего у хозяев проваливался левый фланг, где с диким для крайнего защитника 11-м номером носился Хауме Коста. Он запомнился не только тем, что за 3 секунды до конца игры получил вторую желтую, а тем, что после небольшого столкновения к нему подошел Луис Суарес и, потрепав за щеку, извинился.

Все это я не только видел, а еще и слышал, ведь справа сидели корреспонденты каталонского радио: трое журналистов (двое из них — девушки) обсуждали частые подключения Серджи Роберто, а потом у себя на листке отмечали, что на 6-й минуте черпачок Иньесты не прошел на Суареса. При этом желтая подводная лодка не отсиживалась в глубине, а устраивала контратаки — после одной из них Дос Сантоса эффектно вывели на удар, но мексиканец пробил выше.

Пабло оказался прав — их команда очень здорово настроилась на «Барселону» и, несмотря на проигранное владение мячом, быстро переключала скорости и от взрывных контратак переходил к вязкой обороне с выставленными ногами и руками. Трезубец хоть и пытался кусать защитников «Вильярреала», компактная субмарина заставляла гостей надеяться на выстрелы Иньесты — к 17 туру она пропустила меньше всех в чемпионате (12 мячей) и в последнем домашнем матче Ла Лиги разгромила «Атлетико» 3:0.

«Барса» неплохо двигалась и, вроде бы, забывала кубковую поездку в Бильбао — но вместо того, чтобы реализовывать, каталонцы много стреляли вдоль ворот без отклика нападающих. Месси иногда оттягивался на позицию Ракитича, а во время позиционных атак играл ближе к Суаресу: оттуда в середине второго тайма он закрутил мяч в штангу, а в конце первого — после углового чуть не прошил головой Серхио Асенхо.

Аргентинскую магию тушили сразу три игрока «Вильярреала», а потом после отбора играли уже на свой трезубец СПС (Сансоне, Пато, Сантос). Правый поворот хозяев не очень оценил Люка Динь, который один раз классно сыграл пяткой и добавил атаке темпа, но потом часто не успевал вернуться. Центральные защитники, переходившие на чужую половину поля во время любых атак (не обязательно долгих и позиционных), иногда забывали сохраниться: сначала Маскерано чуть не отправил к тер Стегену набиравшего скорость Пато, а потом Пике, слишком высоко задрав ногу, так и не смог сыграть против Сансоне. «Вильярреал» после этих ошибок ничего не создавал, но оборона «Барсы» суетилась — особенно когда на нее давил лучший бомбардир субмарины Никола Сансоне.

Седьмой гол в чемпионате он забил как раз каталонцам — с передачи Алешандре Пато, который с командами уровня «Барселоны» не играл очень давно, а после возвращения в Европу отбегал только 17 минут на «Сантьяго Бернабеу» и вышел в основе против «Атлетико». Последний раз с нападающим это случалось в «Милане» осенью 2011 года, когда он отыграл полный матч на «Камп Ноу» и забил.

Сейчас бразилец слышит барабаны желтого «Мадригала» и убегает от Пике. Защитника «Барселоны» начали освистывать только после того, как он получил по ногам и пролежал на поле 30 секунд. Трибунам это показалось слишком долго, но потом про испанца (точнее каталонца) вспоминали, только когда он нарушал правила. О политических взглядах в Вильярреале почти не спорят — поэтому на матч против «Барсы» вывесили только два флага Испании, хотя сербский триколор (привет Антонио Рукавине) рядом с быком на фоне испанского флага на что-то все же намекал.

После гола Сансоне на стадионе даже запустили «Highway to Hell», но «Барса», если и попала в ад, то в очень умеренный. «Мадригал», укутавшись в желтые пледы, дружелюбно встретил Дениса Суареса и продолжил стучать в барабаны, когда Пике убегал вперед и двигал туда же всю «блауграну».

Каталонский комментатор ругается про себя и чертит что-то на бумаге — только что футболисты поочередно сыграли рукой у себя в штрафной (сначала Руис, потом Маскерано), «Барса» побежала забивать, а стадион впервые по-настоящему закипел. Но пять минут до конца — затишье. Кажется, все смирились. Трибуны больше не огрызаются, Сансоне таранит защитников, а Иньеста продолжает искать ходы.

До тех пор — пока Месси не зарабатывает штрафной.

Аргентинец повторил тот же трюк, что и против «Атлетика», «Барселона», так и не забив в 2017-м с игры, официально разрешила «Реалу» дышать, но все же не проиграла.

«Мадригал» чуть помолчал и снова вернулся к своей музыке. «Барсу» и тем более Каталонию здесь никто не оскорблял.

Спокойствие докатилось и до смешанной зоны, где зажигал только отец Николы Сансоне. У падре не было аккредитации, но он на итальянском пробовал объяснить стюардам — что он лучше всех на этом стадионе знает парня, который сегодня забил. Сын появился через несколько минут, папа обнял его и поцеловал.

Бускетс

Рядом Денис Суарес смеялся со знакомыми охранниками, Маркус Сенна обнимал измученного (не столько нападающими, сколько репортерами) Асенхо; Неймар боялся простудиться и накрыл мокрые волосы капюшоном, Суарес разговаривал с чашкой для мате, а из гостей возле прессы остановился только Серджи Бускетс.

Когда все ушли, один из охранников подмигнул знакомому журналисту: «Я видел, что у Маскерано была рука».

Фото: facebook.com/villarrealcf; Gettyimages.ru/David Ramos