11 мин.

Чешский velikán

Есть такое замечательное чешское слово - velikán (гигант, титан, исполин). Этот неофициальный, но важный титул присваивают выдающимся деятелям чешской истории и искусства (Карел IV, Ян Гус, Антонин Дворжак и т.д.). Великаном в области спорта был, несомненно, Йозеф Бицан. Человек сложной судьбы и драматичной карьеры. В физическом смысле Бицан гигантом отнюдь не был. Крепкий, сильный, великолепно бьющий с обеих ног, но не очень высокий. 178 сантиметров. В первую очередь, он был гигантом воли и профессионализма.   

Йозеф "Пепи" Бицан появился на свет 25 сентября 1913 года в столице Австро-Венгрии. В Вене в то время проживало множество этнических чехов. Мать Бицана родилась в Вене, отец приехал на заработки из Южной Чехии. Это было тревожное время, до выстрела в Сараево оставалось всего девять месяцев, а до гибели империи пять лет. Миропорядок в те годы менялся стремительно и быстро. История прошла через всю его жизнь, и не раз жестоко обходилась с великим бомбардиром. А согласно Международной федерации футбольной истории и статистики Бицан - самый успешный голеадор ХХ века. На его счету аж 1468 голов! В конце девяностых годов, а именно в 1997, пану Бицану вручили Золотой мяч. Как лучшему бомбардиру уходящего столетия. Забавно, что на трофее было выгравировано следующее: "Лучший бомбардир ХХ века. Йозеф Бицан. АВСТРАЛИЯ/Чехословакия". Великое от смешного порой отделяет всего лишь одна строчка. 

Бицан

"Пепи" вырос в хорошей, крепкой семье. Мать Людмила работала в ресторане, а отец Франтишек был футболистом, причем неплохим. Он играл за местную "Герту". Мать от футбола была далека и на матче сына присутствовала только один раз в жизни, в юности Йозефа. Посещение спортивного мероприятия закончилось курьезным случаем. На ее сыне соперник совершил грубый фол (за Бицаном часто не успевали), после чего мама выбежала на поле и побила оппонента элегантным дамским зонтиком...   

По зловещей иронии судьбы, Франтишек получил тяжелейшую травму колена в матче с клубом, в котором его сын начнет свою профессиональную футбольную жизнь - "Рапидом". Венское дерби стоило Франтишеку не только карьеры, но и жизни. В 1922 Бицан-старший умер от осложнений, связанных с травмой, оставив Людмилу одну вместе с тремя сыновьями. Ему было тридцать лет. Йозеф играл до сорока двух. Можно сказать, что он играл и за себя и за отца... Да и жил, впрочем, тоже. Бицану было в 1922 всего лишь девять лет, он ходил в лицей, носивший имя чешского великана ХVII века Яна Амоса Коменского. Преподавание в этой школе велось на двух языках. Чешском и немецком соответственно. Но на полноценную учебу времени у Бицана не было. Уже в четырнадцать лет он пошел работать на завод по производству красок. Единственной отдушиной для подростка, рано окунувшегося в трудовые будни, была игра в футбол по воскресеньям за заводскую команду. Кстати, у тинэйджеров, помимо любви к спорту, была и финансовая мотивация. За каждый гол давали по шиллингу. Футбол стал для Бицана социальным лифтом, поднявшим его на вершины успеха и статистики. Во время одного из таких товарищеских матчей Йозефа приметили скауты "Рапида" и пригласили в команду. Название клуба удивительно подходило Бицану. Рапид - быстрый, а скорость у "Пепи" была прекрасная. Стометровку он пробегал за 10,8 секунд. Не зря в 1998 году в честь него назвали астероид. Он был недосягаем и быстр, как небесное тело. 

Итак, в 1931 году Бицан становится игроком "Рапида". Его дебют состоялся 6 сентября, за девятнадцать дней до совершеннолетия. Соперником "Рапида" была "Аустрия", в составе которой играл блистательный Маттиас Синделар. Также чех по национальности. Настоящее имя - Матей Шинделарж. В первой же игре Бицан сделал хет-трик, а "Рапид" победил 5-3 (веселый матч, похоже, был). В составе "Рапида" Бицан провел за четыре сезона 49 матчей и забил 52 мяча. За сборную Австрии "Пепи" дебютировал в 1933. Тогда Австрия, ведомая Хуго Майзлем, была одной из сильнейших команд континента. Чудо-команда, Wunderteam. На Чемпионат мира 1934 года, проходивший в фашистской Италии, Австрия ехала в качестве одного из безоговорочных фаворитов. В 1/8 австрийцы встретились с французами. Основное время закончилось вничью 1-1. В овертайме Австрия дожала "трехцветных", а победный гол сотворил на 109 минуте молодой Бицан. Итоговый счет: 3-2. Правда, больше результативными действиями он на турнире не отметился, а Австрия заняла лишь четвертое место. В четвертьфинале Австрия одолела бывших партнеров по империи - сборную Венгрии. Но в полуфинале страна Моцарта потерпела поражение от хозяев. Этот матч вошел в историю, прежде всего, из-за скандального судейства шведского арбитра Ивана Эклинда. Эклинд, как считается, "тащил" в финал "Скуадру Адзурру". А матч за бронзу деморализованные австрийцы проиграли Германии, тогда уже нацистской.

В 1935 Бицан переходит в "Адмиру", с которой завоевывает два чемпионства. С "Рапидом" у Йозефа один выигранный национальный титул (1935). Но в 1937 году трехкратный чемпион Австрии покидает не только лигу, но и страну. Бицан отправляется на родину отца. Он уходит в пражскую "Славию" в 1937, за год до трагического для Чехословакии Мюнхенского соглашения. Свой переход в стан пражского клуба сам Бицан вспоминает так. "С самого своего рождения я ездил к бабушке и дедушке в городок Седлице. И однажды, когда я был в саду, приехала машина, из которой вылезли трое мужчин. Это были представители "Славии. И я им сказал, что если буду жить хорошо, как живется в Вене, то... И они сразу сказали: "Если Вы к нам придете, то мы Вам купим красивую виллу, и дадим Вам очень хорошую зарплату. Мы приедем через две недели". И представьте себе, что когда они уехали, через час приехала другая машина - и это были представители "Спарты". Но "Славия" была быстрее. Хотя "Спарта" мне предлагала в два раза больше, чем "Славия".  

Бицан в составе &quout;Славии&quout;

В "Славии" Бицана приняли не сразу. Огромная зарплата форварда вызывала зависть у игроков команды. Также его считали чужаком, не настоящим чехом. Но благодаря своей игре, честному отношению к делу "Пепи" завоевал симпатию коллег. В итоге, его полюбили. Двенадцать раз выигрывал Бицан приз бомбардира года (1938-1948, 1950). Причем, голы, вогнанные в сетку с 1938 по 1945, Федерация статистики долгое время отказывалась засчитывать. В Федерации считали, что голы, забитые в чемпионате, который проводился на оккупированной территории, засчитывать не следует. А ведь первая половина сороковых - пик карьеры Бицана, золотые годы. В итоге, почти 200 голов после долгих дискуссий официально признали, что позволило Бицану стать лучшим бомбардиром ХХ века. Со "Славией" нападающий завоевал шесть золотых медалей чемпионата (1940-43, 1947, 1948) и три кубка (1941, 1942, 1945). В трагические годы чемпионат проводился, а Бицан дарил людям надежду. Он побеждал не только соперников, но и смерть, разлитую в воздухе эпохи.  

Бицан

После переезда на родину папы Бицан принимает решение выступать за Чехословакию. Ради этого он даже пропускает ЧМ 1938 года. По законам 30-х, футболист не мог быть заигран за свою новую сборную в течение двух лет со дня последнего матча за другую национальную команду. Последний раз в футболке сборной Австрии Бицан выходил на поле в ноябре 1936. На Мундиаль во Францию он не попал. На пути Бицана встала на этот раз не историю, а бюрократия. Чемпионат мира в Италии стал единственным большим международным турниром, в котором Йозеф принял участие. И это настоящая драма, если не сказать, трагедия. В первой половине сороковых, когда Европе было не совсем до футбола, Бицан находился на пределе своего мастерства. Он штамповал голы и победы. Сборная Чехословакии была достаточно сильна в те годы и могла бы побороться за мировую корону. Сыграй в эти годы Бицан на крупном турнире, он стал бы звездой мирового масштаба. Ведь безоговорочно великим, несмотря на цифры, Бицана так и не признали. К его голам многие относятся со скепсисом, дескать, половина забита в товарищеских матчах и юношеских полулюбительских турнирах. Да, с таким тезисом можно отчасти согласиться, но Бицан тут ни при чем, ответственность за это надо возложить на саму музу Клио, которая не позволила пану форварду сыграть на ЧМ более одного раза. Не стоит забывать в какую трагическую эпоху играл Бицан. В эпоху незавершенных судеб, загубленных жизней. Мне кажется, что историческая миссия Бицана заключается в следующем. Он стал своеобразной генеральной репетицией Пеле или Герда Мюллера, проложил путь для великих голеадоров, которым было суждено играть в более счастливое футбольное время.

Среди матчей за сборную я бы выделил одну игру. С кровавым привкусом. 12 ноября 1939 года Чехословакия (или Протекторат Богемии и Моравии, как называлась тогда измученная страна) играла товарищеский матч со своим смертельным врагом - сборной Третьего Рейха. Матч совсем не походил на товарищеский, это была настоящая футбольная война. Битва за достоинство. Бицан сделал хет-трик, чехи вели со счетом 4-2, но упустили победу. 4-4. Разочарование от несостоявшейся виктории не покидало Бицана в течение всей жизни.   

Не удалось Бицану попробовать себя и в зарубежном гранде. Было после войны предложение от "Ювентуса", но что-то в последний момент сорвалось. Хотя резонов уходить из "Славии" особенных и не было. Клуб из столицы Чехословакии был одним из лидеров европейского футбола в 30-40-е. В 1938 "Славия" завоевала Кубок Митропы. Нынче этот турнир забыт, но в межвоенный период соревнование считалось важным и авторитетным. До эпохи Кубка чемпионов было еще далеко, и помериться силами с заграничными коллективами можно было в рамках Кубка Митропы. "Славия" в 1938 последовательно победила "Белград", "Интер", "Геную" и "Ференцварош". Причем, клуб из Милана пропустил в Праге 9 (!!!) безответных мячей. Излишне говорить, кто особенно свирепствовал у чужих ворот в составе "Славии". 

В 1948 году к власти в Чехословакии пришли коммунисты. У Бицана с новым руководством страны отношения не сложились, "Пепи" считался символом буржуазной эпохи (что, конечно, несколько дико звучит сейчас) и чуть ли не коллаборационистом. Из "Славии" бомбардиру пришлось уйти. До 1953 года, то есть до смерти Клемента Готвальда, установившего в стране железобетонную цензуру, Бицан играл в провинциальных клубах. "Витковице", "Спартак" (из города Градец-Кралове). В "Славию", или в "Динамо", как тогда называлась команда, нападающему разрешили вернуться только в 1953, после кончины диктатора. Готвальд умер в один год со Сталиным. 

В 1952 городу, когда Йозеф работал в Градец-Кралове, произошел случай, после которого проблем у Бицана и семьи стало еще больше. 1 мая. Все вышли на демонстрацию. Вышел и Бицан. Что делать-то? Мероприятие проходит рутинно и скучно. "Да здравствует Коммунистическая партия" и т.д. Вдруг, кто-то замечает в толпе Бицана и начинает вместо заготовленного лозунга выкрикивать: "Да здравствует Бицан". Обожающий Бицана народ, сам же его чуть не погубил. "После этого нам перестали звонить друзья, мы остались совсем одни", - вспоминает супруга Йозефа Ярмила. Только благодаря ее поддержке нападающий выбрался из тяжелого душевного кризиса и пережил газетную травлю. Это был второй брак форварда. Первая жена умерла в тридцатые годы от туберкулеза. С Ярмилой, или как сам Бицан ее ласково называл Ярушкой, Йозеф прожил более полувека. Слово ласково тут как нельзя кстати. Laska по-чешски - любовь. Прекрасное, шелестящее, обманчивое для русского уха чешское слово. Ярмилу любил не только муж, ее обожали все болельщики пражского клуба и называли пани "Славия".

  

Бицанова

Ярмила Бицанова на открытии памятника мужу. На Вышеградском кладбище (здесь похоронены самые знаменитые чехи). 

Они умерли в один день. Как в сказке. 12 декабря. Правда, с разницей ровно в десять лет. Йозеф в 2001, Ярмила в 2011. 

До введения своего супруга в зал славы чешского футбола пани Бицанова, к сожалению, не дожила. Это долгожданное событие произошло 25 сентября 2013 года в день столетия атакующего игрока. По случаю юбилея Чешский национальный банк отчеканил вот такую монету. 

Монета

                    

А болельщики "Славии" День Рождения легенды отметили вот так:

 

Игровую карьеру Бицан завершил в 1955 и до 1960 работал тренером в разных клубах. В том числе и в "Славии", но в основном в командах средней руки ("Слован", "Баник", "Кладно"). Большим наставником он не стал. Рационализировать свою игровую интуицию Бицан не смог. А может и не захотел. 

К тренерской работе вернулся вынужденно, после отъезда из страны в 1968. Три года Бицан работал в Бельгии, в клубе "Тонгерен". Но жить за пределами Чехословакии форвард не мог и в 1972 вернулся домой. В 1977 пан голеадор немного порулил "Бенешовым" и больше в серьезный футбол не возвращался. Что он делал? Просто жил. Вспоминал. Ходил в театр, который очень любил. Он был близким другом знаменитого в Чехии комика Яна Вериха. 

В декабре 2001 Бицан попал в больнице из-за проблем с сердцем. Он очень хотел вернуться домой на Рождество. Поесть традиционный картофельный салат, карпа в панировке, праздничные пряники. Ярмила прекрасно умела готовить. Но не успел. Бицан скончался 12 декабря, в счастливые предрождественские дни, когда на Староместской площади продают сладости и деревянные безделушки. 

Говорят, что праведники умирают ближе к Рождеству. И им Бицан, похоже, и был. Жил честно и достойно, на свою искалеченную историей футбольную судьбу не роптал. Настоящий пахарь. Известен факт, что после тренировки Бицан всегда оставался еще на час и отрабатывал точность удара. Причем, весьма экзотическим образом. Выставлял в ряд двадцать бутылок из-под любимого чешского напитка и последовательно их выбивал с двадцати же метров. 

12 декабря, в среду, великий бомбардир навсегда покинул мир. За окном шла предпраздничная суета. Европейский футбольный сезон был в самом разгаре. Кто-то забивал важные голы. Жизнь продолжалась.  

Бицан