Азербайджанский футбол из суровых 90-х: Из Товуза игроки Нефтчи вернулись невредимыми лишь ценой добровольной сдачи матч
Нынешнему поколению футболистов и в страшном сне не может присниться, что испытывали на себе их нынешние тренеры в 90-х годах. Каждый выезд за пределы Баку был настоящим баттлом.
Одна из самых нашумевших игр 90-х - матч между "Тураном" и "Нефтчи", состоявшийся 10 апреля 1994-го года. Гостей в Товузе засудили и напугали до такой степени, что после счета 1:1 они просто отдали мяч сопернику, встали смирно и позволили "Турану" забить второй гол.
На фото: Вратарь Эльхан Гасанов и капитан Яшар Вахабзаде
Ожидалось, что дуэль двух претендентов на чемпионство пройдёт в напряжённой борьбе, так как в гостевом матче предыдущего тура с "Кяпязом" некоторых игроков "Турана" избили. Были распространены слухи о том, что товузская команда отомстит за это в матче с "Нефтчи". О большом интересе к игре говорило и то, что на стадионе собралось 15 тысяч болельщиков.
То, что команды ушли на перерыв при счёте 1:0 в пользу гостей ещё более повысило напряжённость матча. "Туран" стремился забить ответный гол и восстановил равновесие на 85-й минуте. Главные события произошли именно после этого. Так, "Нефтчи" выразил недовольство, обосновав это тем, что в эпизоде, приведшем к голу в их ворота, была грубая игра против вратаря Эльхана Гасанова. Но главный арбитр матча Оруджали Дурмушев засчитал гол и указал на центр поля. После этого гости хотели уйти с поля, однако им это не удалось и в знак протеста они "подарили" "Турану" второй гол.
Протокол матча:
10 апреля 1994-го года. Товуз. Центральный стадион. 15000 зрителей
Главный арбитр: Оруджали Дурмушев (Баку)
"Туран" – "Нефтчи" – 2:1
Голы: Муса Гурбанов, 85; Ровшан Ахмедов, 90 – Мирбагир Исаев, 21
"Туран": Низами Садыхов, Тофик Исмайлов, Эльдар Бадалов, Ильхам Мамедов, Низами Оджагвердиев, Мегсед Ягубалиев, Вели Гусейнов, Видади Рзаев, Ровшан Ахмедов, Гурбан Гурбанов, Муса Гурбанов
"Нефтчи": Эльхан Гасанов, Айдын Алекберов, Самир Хаиров, Мирбагир Исаев, Камиль Байрамов, Хагани Мамедов, Юнис Гусейнов, Яшар Вахабзаде, Арани Бейдиев, Бахтияр Мусаев, Самир Алекберов
На фото: Яшар Вахабзаде (справа)
"Когда мы выбивали мяч, он не выходил за пределы поля"
О подробностях скандального матча расскажут его участники. Нашим первым собеседником стал Яшар Вахабзаде, считавшийся в то время одним из самых опытных футболистов в составе "Нефтчи". Бывший полузащитник сказал, что болельщики стояли около лицевой линии вдоль всего поля, и отметил, что после того, как счёт сравнялся, недовольство достигло апогея: "
Мы выиграли первый тайм со счётом 1:0. Болельщики оказывали давление на судей. В то время на стадионах не было заградительных барьеров. Болельщики стояли вдоль всего поля за боковыми арбитрами. Даже когда мы выбивали мяч в аут, он не выходил за пределы поля. Мы даже не видели своих тренеров. Они остались за болельщиками. В конце игры "Туран" забил гол. В том эпизоде нашего вратаря Эльхана Гасанова и защитника Самира Хаирова сбили с ног. То есть там было нарушение правил, но судья засчитал гол. Мы побежали в сторону арбитра, что мол, почему ты так делаешь? В этот момент на поле вышли начальник, рядом с которым находились сотрудники полиции и комендант города. Они набросились на нас, употребив непристойные выражения".
"Я подозвал коменданта, что мол, отведи от поля людей, и мы уйдём"
В это время произошёл диалог между Яшаром Вахабзаде, начальником полиции и комендантом города. Комендант заявил опытному игроку "Нефтчи", что нужно, чтобы они проиграли, а иначе он не сможет остановить болельщиков. В итоге футболисты "Нефтчи" отдали мяч сопернику и стоя неподвижно на поле, позволили "Турану" забить второй гол:
"Я был самым старшим среди футболистов на поле. Когда начальник полиции и комендант набросились на нас, я сказал, что им не подобает вести себя так, ругаться, употреблять непристойные выражения. Комендант ответил: Яшар, мы знаем тебя, но дело обстоит так; люди недовольны, вы должны проиграть этот матч, иначе я не могу гарантировать вашу безопасность. Мы посоветовались с ребятами на поле. Я сказал, хорошо, вы успокойте народ, а мы сделаем что-нибудь, чтобы покинуть поле целыми и невредимыми. Они отодвинули болельщиков за пределы поля. А я собрал ребят вокруг себя и сказал, что ничего не поделаешь, нужно сделать так, чтобы уехать отсюда целыми и невредимыми. То есть, со слов коменданта следовало, что мы должны проиграть. Я сказал, что давайте начнём игру с центра поля и отдадим мяч сопернику, а затем отойдём в сторону, пусть соперник забьёт гол, и мы уйдём.
Мы подошли к центру поля, и я сказал Юнису, чтобы он отпасовал мяч мне. Я отбросил мяч им и сказал, идите и забейте гол. Так они забили гол, и судья указал на центр поля. Мы не стали начинать игру с центра. Я подозвал коменданта и попросил его отвести людей в сторону, чтобы мы прошли в раздевалку. Он выполнил мою просьбу и нам позволили уйти со стадиона. Мы забрали свою одежду в раздевалке и сели в автобус".
"Могло случиться всё"
Вахабзаде так объяснил такое развитие событий:
"В предыдущем туре в Гяндже было оказано давление на "Туран", даже избили некоторых из их футболистов. Когда мы приехали в Товуз болельщики окружили автобус и кричали разные вещи. Игра была очень напряжённой. Повторяю, мяч не выходил с поля. Я не хочу упрекать судей, так как никто не хотел, чтобы его избили (смеётся). Мы выходили один на один с вратарём со своей половины поля, а боковой арбитр фиксировал офсайд. На него тоже давили сзади, и он вынужденно поднимал флаг. Я не знаю, что случилось бы, если мы не проиграли этот матч. В то время ситуация в стране была плохая, мы жили в состоянии войны. Одним словом, могло случиться всё".
"...ты взрослый мужик, надел костюм и галстук, следи за своими выражениями!"
Бывший игрок "Нефтчи" отметил, что наряду с болельщиками их ругали также начальник полиции и комендант города:
"Поползли слухи о том, что мы продали эту игру. В то время у меня взяли интервью. Я сказал, как мы могли продать игру, если до того, как соперник сравнял счёт, стадион ругал нас. Если мы действительно продали игру, то почему нас ругали, мы не боролись бы с самого начала матча. Я сказал: "Вы не видели, как они забили голы?" Всё это пустые разговоры. Комендант и начальник полиции говорили нам такие непристойные вещи... Я сказал ему: "Как тебе не стыдно, ты взрослый мужик, надел костюм и галстук, следи за своими выражениями!" Он немного приструнил себя после этих слов. Я сказал, что весь стадион выругал наших родных, а вы вместо того, чтобы сказать болельщикам: "Стыдно! Они тоже азербайджанцы" выходите на поле и тоже ругаете нас. Комендант ответил, что их команду избили в Гяндже. Да, некоторых футболистов "Турана" действительно поколотили, как следует. Но разве мы были виноваты в этом?"
После игры болельщики устроили овацию футболистам "Нефтчи. Нас с помпой проводили в раздевалку. Как будто это были не те самые болельщики. После матча ничего плохого не случилось. Всё, что произошло, случилось во время игры. Товузский матч приехали посмотреть даже грузинские футбольные специалисты. Они говорили, что такие вещи бывают и у них, но не в такой степени. Насколько я знаю, эту игру посмотрел на стадионе и Чивадзе".
"Первый тревожный сигнал мы подали перед игрой"
Наш следующий собеседник это Вагиф Садыхов, являвшийся в то время главным тренером "Нефтчи": "Тогда за чемпионство боролись 4 команды. Возникла такая ситуация, что в марте-апреле сильные клубы играли друг с другом. Я прекрасно помню, что перед игрой с нами "Туран" встретился с "Кяпязом" в Гяндже. В составе "Турана" был футболист, получивший жёлтую карточку в матче с "Кяпязом" и он должен был пропустить встречу с нами из-за перебора предупреждений. Но это не было отражено в протоколе. Гянджинский матч прошёл так, что не всё было отражено в протоколе. Неслучайно этот футболист, имя которого я называть не хочу, вышел на поле и в матче с нами. Первый тревожный сигнал мы подали перед игрой. Матч с "Тураном" был решающим. Он был очень важен для меня, так как я был молодым тренером. Победа открывала нам путь к чемпионству. Так, в последних играх нам предстояло встретиться со слабыми соперниками, за исключением "Кяпяза".
"Судьи не позволили нам забить гол"
Садыхов отметил, что перед игрой с "Тураном" на них не было оказано никакого давления, добавив, что был большой ажиотаж: "Болельщики заполнили стадион до начала игры. Мы почувствовали это ещё в раздевалке. Но наша команда была настроена на победу. В Товузе мы провели одну из своих лучших игр. В первом тайме Мирбагир Исаев открыл счёт. После этого мы упустили несколько голевых моментов, а в некоторых эпизодах судьи не позволили нам забить гол. В этой игре я увидел всё – и то, как судьи фиксировали офсайд после того, как мы выходили один на один с вратарём со своей половины поля, и то, что соперник сравнял счёт, используя приёмы, относящиеся к совершенно другому виду спорта. После этого мы решили не продолжать игру, но, к сожалению, не смогли покинуть поле".
На фото: Вагиф Садыхов (сидит с поднятой рукой) был у руля того "Нефтчи"
"...вы сможете уйти с поля, если проиграете"
Как уже сказал Вагиф Садыхов, после того, как "Туран" сравнял счёт, его команда попыталась уйти с поля, но ей это не удалось. Председатель Тренерского комитета объяснил и это:
"В конце матча болельщики спустились с трибун. Они практически стояли рядом с нами и не позволяли нам уйти с поля. Естественно, они ругались. Когда мы ушли на перерыв, ведя в счёте 1:0 кое-кто попытался проникнуть в раздевалку и угрожать нам. Эта игра была важна не только для нас, но и для "Турана". Победа практически открывала им путь к чемпионству, так как перед этим матчем они обыграли "Карабах" и "Кяпяз". Единственной командой, которая могла помешать "Турану" в борьбе за чемпионство был "Нефтчи". Соперник сравнял счёт на последних минутах. В знак протеста мы попытались уйти с поля. Нам поручили отдать мяч сопернику и стоять неподвижно, а после того, как пропустим второй гол уйти с поля. Потому что нам пригрозили и сказали, что мы сможем уйти с поля, если проиграем".
"Руководство не согласилось с этим решением"
После возвращения в Баку "Нефтчи" обратился к руководству АФФА, требуя провести переигровку на нейтральном поле. "Чёрно-белые" остались недовольны решением Дисциплинарного комитета. В итоге столичный клуб выбыл из борьбы в чемпионате: "АФФА приняла решение в этом вопросе не сразу. После этого матча нам пришлось провести ещё одну календарную игру. Затем Дисциплинарный комитет принял решение о переигровке матча с "Тураном", при этом не изменив место его проведения. Но руководство клуба не согласилось с этим решением и отметило, что требует проведения игры на нейтральном поле. А АФФА не согласилась на это, фактически оставив результат без изменения.
После этого мы вышли из чемпионата. Были проведены консультации и с руководителями других клубов, многие из них выразили поддержку. Перед принятием этого решения мы должны были встретиться с "Кяпязом". Была достигнута договорённость о том, чтобы выразить недовольство путём невыхода на поле ни одной из команд. Но жаль, что на игру не вышел только "Нефтчи". Нам засчитали технические поражения в последних 8 турах. Несмотря на это мы завершили сезон на 8-ом месте".
После завершения этого сезона клубы, сплотившиеся вокруг "Нефтчи" решили провести новый чемпионат. "Чёрно-белые" и их единомышленники дали импульс к созданию учреждённой в качестве альтернативы АФФА Профессиональной футбольной лиги Азербайджана. Но позднее АФФА уговорила "Нефтчи" вернуться в чемпионат.
"В том сезоне "Туран" заслужил чемпионство"
О скандальном матче "Туран" – "Нефтчи" рассказал и бывший вратарь товузского клуба Низами Садыхов. Он отверг обвинения противоположной стороны:
"Через 3 дня после победы над "Кяпязом" мы играли с "Нефтчи". Главные проблемы начались после того, как мы сравняли счёт. Помнится, мы забили гол после розыгрыша углового. Игроки "Нефтчи" выразили недовольство, что будто бы в эпизоде, приведшем к голу, наши футболисты подтолкнули вратаря соперника. Поэтому возникло некоторое недовольство. Мы стремились к победе в игре с "Нефтчи". Ну, кто выходит на поле для проигрыша? Вот и нашей целью была победа. После победы в Гяндже мы шли к чемпионству и не хотели упускать этот шанс. После того, как мы сравняли счёт футболисты "Нефтчи" попытались уйти с поля. Их недовольство длилось 5-6 минут. Но позднее они вернулись на поле, и игра была продолжена. На самом деле никакого крупного ажиотажа не произошло, просто немного преувеличили случившееся. В том сезоне "Туран" заслужил чемпионство".
На фото: Товузский "Туран" после того чемпионства отправился в турне по США
"Гурбан закрыл корпусом вратаря, а Муса забил гол"
Было интересно узнать и мнение главного арбитра матча Оруджали Дурмушева. Наш последний собеседник Дурмушев сказал, что хорошо помнит эту игру: "В первом тайме футболист "Нефтчи" Мирбагир Исаев нанёс удар с правого фланга и забил гол. Это произошло на 21-й минуте первого тайма и "Нефтчи" ушёл на перерыв, ведя в счёте. Правда, в этом матче произошёл скандал. На 85-й минуте "Туран" выполнил угловой. Гурбан Гурбанов закрыл "корпусом" вратаря, оградив его от мяча, а Муса забил гол. После того, как счёт стал 1:1 Юнис Гусейнов и другие футболисты "Нефтчи" ушли с поля в сторону. Там были и Чингиз Исмайлов и другие представители руководства. Футболисты посоветовались с ними, вернулись на поле и начали игру с центра. В составе "Нефтчи" был полузащитник Маис Азимов, когда он попытался отобрать мяч, товарищи по команде крикнули ему: "Не трогай!" и "Туран" забил второй гол".
"Можно было остановить игру и зафиксировать нарушение правил"
Оруджали Дурмушев поделился мнением и об эпизоде, вызвавшем недовольство у "Нефтчи" и о том, что произошло после этого:
"В эпизоде, приведшем к первому пропущенному голу "Нефтчи" выразил недовольство, обосновав это тем, что правила были нарушены. Там не было судейской ошибки. Я находился в 2 метрах от эпизода. Да, можно было остановить игру и зафиксировать нарушение правил, но я не сделал этого. Тем, кто знает меня известно, что я не останавливал игру из-за каждого эпизода. Возможно, там было нарушение правил, но неумышленное. Это произошло в тот момент, когда оба футболиста находились в воздухе. Эпизод был 50/50. Для "Нефтчи" нарушение правил там было, а для "Турана" нет. Для меня, как для арбитра тоже в том эпизоде не могло быть и речи о грубой игре".
"Нефтчи" продал игру"
Дурмушев сказал, что местная команда и болельщики не оказывали на него никакого давления, и он был рад, что счёт сравнялся: "Местная команда и болельщики не оказали никакого давления на меня и на других арбитров. Я уже не помню, кто помогал мне в этом матче, но пометил всё для себя, хочу написать книгу. Когда счёт стал 1:1 я сказал, что ну, всё, слава Аллаху (смеётся). Откуда я мог знать, что на последней минуте футболисты "Нефтчи" поговорят между собой и пропустят второй гол. Я всё ещё храню газету, которой дал интервью после игры. Я сказал, что "Нефтчи" продал игру за минуту до финального свистка. Просто они хотели свалить всю вину на арбитра. Да, по ходу матча несколько болельщиков местной команды напали на Чингиза Исмайлова и других официальных лиц "Нефтчи". Позднее футболисты команды гостей попытались уйти с поля. После скандала, длившегося пару минут все они вернулись назад. После матча я поужинал вместе с проигравшей командой, то есть с "Нефтчи" и вернулся в Баку".