14 мин.

Андрей Малыгин: «Мы хотим выстроить у себя бизнес-инкубатор»

Выпускники специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» RMA работают в футбольных клубах и спортивных федерациях, руководят стадионами и открывают маркетинговые агентства. Андрей Малыгин, возглавивший направление этим летом, в интервью НФПМ.ру рассказал о том, как получить диплом спортивного менеджера, программе обучения, европейских стажировках и любви к спорту.

Подписаться на блог НФПМ.ру

– Как давно в RMA появилось спортивное направление?

– Оно появилось примерно пять лет назад. Компания RMA очень тщательно изучала рынок труда. В сфере спортивной индустрии на тот момент оказались очень востребованы люди, которые могли бы ей эффективно управлять. Существовавшая система подготовки на тот момент со своей задачей не справлялась. К сожалению, а может быть, и к счастью. Потому что она оставляла нам свободную нишу.

– Были востребованы специалисты, или просто появилось большое количество желающих поработать в этом бизнесе?

– Эти вещи глубоко связаны. Стали появляться новые спортивные объекты, на спорт стали выделяться какие-то деньги. Страна немножко оправилась после 90-х годов. В этот момент люди увидели для себя перспективу реализации в деятельности, связанной со спортом. Они увидели, что к этому есть предпосылки. Второй момент – сами спортивные организации продемонстрировали желание развиваться за счет привлечения новых кадров. Ну а система образования на все это реагирует, поскольку и находится в промежутке между ними. Спортивный менеджмент – это только одно из пяти направлений, по которым мы ведем обучение. И все то же самое происходило в других секторах.

– За пять лет существования программа претерпела какие-то изменения?

– Программа – это живой организм, который меняется постоянно. В том числе, и сейчас. Но принципы, заложенные в основу образовательной компании RMA, остаются прежними. Мы даем нашим слушателям не только теоретические знания, но и достаточно большое количество практических навыков и умений. Соотношение – примерно 30 к 70. То есть 70 процентов наших занятий и учебных материалов ориентированы именно на практику. Этим мы в первую очередь отличаемся от аналогичных западных проектов. Кроме того, мы организуем уникальные стажировки. Например, в ноябре 2010 года планируем короткую стажировку в Лондоне.

– Не могли бы вы в двух словах рассказать о программе пребывания?

– В среду, 3 ноября, утром вылетаем в Лондон, вечером смотрим матч Лиги чемпионов «Челси» – «Спартак». В четверг и пятницу встречаемся с менеджерами английских клубов, которые прочтут нам лекции и расскажут о своем опыте. А в субботу и воскресенье смотрим по одному матчу английской премьер-лиги.

В январе мы уже на 12 дней отправимся в Испанию. Там у нас запланировано посещение шести клубов. И, конечно, мы не только смотрим матчи. Наша задача – познакомиться с подноготной спортивного бизнеса, с тем, как реально работают клубы. Обязательными атрибутами таких поездок являются мастер-классы, которые проведут для нас в Испании ведущие менеджеры «Барселоны», «Реала», «Валенсии», «Атлетико». Ничего подобного в мире не делает никто. В то же время мы понимаем, что без овладения теорией человек не сможет эффективно работать. И система практических навыков должна строиться на серьезной базе.

– Из чего состоит теоретический курс? Что он собой представляет?

– Поскольку мы выдаем диплом Государственного университета управления, одного из самых престижных управленческих вузов нашей страны, в программу включен обязательный блок дисциплин, который преподается всем менеджерам, – управление организацией, персоналом и так далее. Эти предметы ведут преподаватели РГУУ. Но, конечно, они стараются подкреплять свои курсы конкретными примерами из области спорта. Уже на этом уровне начинается связка теории с практикой.

Очень важный предмет в этом блоке – маркетинг. Своих студентов мы стараемся воспитывать в духе маркетингового мышления. Есть у нас дисциплины, связанные с правовыми основами бизнеса и основами страхования.

– В чем состоит практическая часть обучения, помимо стажировок?

– Вторая часть обучения – это дисциплины специализации. Например, я провожу занятия по предметам «Введение в спортивную индустрию» и «Введение в спортивный маркетинг». В рамках курса используются очень серьезные наработки, исследования Ассоциации предприятий спортивной индустрии, мои собственные исследования. Я кандидат экономических наук, и сам занимаюсь научной работой в сфере спортивного маркетинга. Так что и здесь есть элемент теории, но уже специализированной. Мы стараемся дать слушателям представление о спортивной индустрии как о системе, состоящей из определенных элементов. Здесь мы используем авторскую схему, которую неоднократно демонстрировали на международных конференциях, и которой пользуются многие действующие менеджеры. Естественно, мы стараемся показать, где в этой системе место каждого специалиста и какова специфика взаимоотношений между ними. Есть разделы, посвященные управлению организациями, спортивным событиям, видам спорта. Причем последний раздел читают представители федераций.

– Занятия представляют собой традиционные лекции и семинары?

– У нас есть традиционные семинарские формы обучения – это то, о чем я сейчас рассказывал. Второй формой является решение кейсов – практических заданий. Наши слушатели в составе небольшой рабочей группы по два-три человека готовятся заранее и предлагают какие-то свои решения, например, по персональному маркетингу. В рамках этого кейса могут быть разные варианты заданий. Я как преподаватель могу выбрать типичную ситуацию. Например, спортсмен пострадал от допингового скандала. Слушатели выстраивают программу действий, как его в этом случае вытаскивать, как улучшить его медийный имидж и так далее. Или, например, спортсмен на закате карьеры, или начинающий спортсмен. В рамках этих типичных условий студенты выбирают себе подходящего атлета и разрабатывают для него программу действий, которую затем представляют и защищают.

Третья форма проведения занятий – это мастер-класс, когда представитель спортивной индустрии рассказывает о своей работе не в формате лекции, а в формате ответа на вопросы. Это касается в первую очередь выездных занятий. Например, вчера со слушателями нашей новой молодой группы мы выезжали в Новогорск, на базу, где готовятся российские сборные по различным видам спорта. Мастер-класс проводил первый директор этой базы. 30 сентября такое занятие запланировано на хоккейной арене «Мытищи». 14 октября мы идем на стадион «Локомотив», где с нами пообщается вице-президент футбольного клуба Алексей Киричек.

Четвертая форма обучения – это прохождение практики, технической и менеджерской. Техническая практика – это, например, когда ребята идут на матч Россия – Словакия и в рамках задачи, поставленной РФС, участвуют в проведении опроса – раздают и собирают анкеты. При этом они своими глазами видят, что и как организовано, какие есть недочеты. Таких практик у наших студентов должно быть не меньше двух. В рамках менеджерской практики ребята участвуют в разработке конкретных программ. Например, сейчас мы работаем с новой профессиональной баскетбольной лигой. Завтра уже будет поставлена задача студентам, которые вошли в рабочую группу. Такая же группа работает с РФС. В итоге мы хотим выстроить у себя бизнес-инкубатор, который будет способен решать любые задачи, связанные с управлением и маркетингом.

– С футбольным «Локомотивом» у вас налажены прочные связи?

– У нас с ними сложились очень хорошие отношения. В нашу 22-ю группу даже попал Роман Шишкин – вот он как раз только что заходил, принес билеты на очередной матч. Пойду в воскресенье смотреть игру «Локомотив» – «Терек».

– Кейсы студенты разбирают с преподавателями университета?

– Их как раз преподают практики. Они себя чувствуют в них как рыба в воде. Все-таки это то, чем они постоянно занимаются, и многие кейсы построены на реальных ситуациях из их собственного опыта.

– Кейсы касаются самых разных сторон работы спортивной индустрии?

– Да, есть очень интересные кейсы, например, посвященные matchday – а именно тому, как все правильно организовать в день матча. Как обеспечить и безопасность, и коммерческий результат. Есть кейсы, посвященные развитию спортивного сооружения. В рамках наших дисциплин для кейсов вообще большой простор. Задачи могут ставиться очень конкретно. Например: организация питания на стадионе.

– Сколько по времени продолжается обучение?

– Есть два варианта. Первый – это высшее образование, когда люди учатся пять лет. Мы провели уже два набора. Первый из них – в прошлом году. Специализация у них начинается только во втором семестре второго курса, но уже сейчас я провожу с ними факультативные занятия. Даже первокурсникам уже один кейс нарисовал. Они сами хотят как можно скорее приобщиться к спортивной индустрии.

Пока людей, которые приходят на эту форму обучения, ограниченное количество. В каждой группе – 25-30 человек. Людей, которые приходят на годичный курс переподготовки, гораздо больше. Сейчас у нас уже около 350 выпускников. Причем многие из них работают в спортивной индустрии. Мы как раз надеемся создать критическую массу менеджеров нового поколения, которые смогут что-то изменить к лучшему.

Курс переподготовки проводится в форме вечернего обучения. Три раза в неделю люди учатся в свободное от работы время. За исключением тех, кто приезжает в Москву из других городов. А людей из других регионов и стран у нас очень много. Есть студенты из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Им, конечно, приходится на целый год брать отпуск.

– Сколько стоит обучение, учитывая зарубежные стажировки?

– Год обучения стоит 180 тысяч рублей. В соответствии с государственными стандартами образования, мы даем 504 учебных часа. Правда, как правило, их получается около 600. Например, в Новогорск вчера мы ездили в неучебное время, после чего вечером слушатели приехали на лекции. Мы стараемся давать немного больше, чем обещаем.

Стажировки, естественно, оплачиваются отдельно, поскольку это серьезные затраты. И перелеты, и подготовка программы, ее согласование с большим количеством европейских менеджеров. Но это того стоит, поскольку мы таким образом даем очень качественный образовательный продукт.

– Большой ли процент выпускников остается в спортивном бизнесе?

– Показатель довольно высокий – свыше 30 процентов.

– Какие специфические навыки и умения приобретают ваши студенты, какие должности по окончании обучения они могут занимать?

– Есть разные категории учащихся. Есть люди, которые параллельно учатся в других вузах Москвы. Есть те, кто уже получил базовое высшее образование, но смысл жизни видит именно в спорте. У них немножко другая мотивация. Естественно, даже получив наш диплом, не каждый решится оставить работу, приносившую доход. Но как раз такие ребята более склонны к запуску собственных новых проектов. Например, наш выпускник продолжает работать в банке или управлять своей компанией, а через некоторое время мы узнаем, что он, к примеру, организовал какой-то спортивный турнир. Или начал работать как агент в сфере спортивного маркетинга. Конечно, наши выпускники сразу же не становятся генеральными директорами, хотя и генеральные директоры среди них есть. Например, гендиректор «Химок» – выпускник RMA.

Что они могут? Организовать спортивное мероприятие, причем так, чтобы оно принесло коммерческий результат. Это может быть спортивный праздник, матч или целый чемпионат. Они могут выстроить отношения со спонсорами или по крайней мере грамотно разработать предложение тем же спонсорам. Знают, как правильно написать им письмо. Понимают, что такое клубный бренд, и как с ним обращаться. Могут построить бизнес-план. Всему этому мы их учим.

– Своих студентов вы в первую очередь готовите к работе в спортивных клубах или федерациях?

– Наша индустрия требует как минимум появления менеджеров, которые могли бы работать в коммерческом секторе спорта. Но я очень рад, что примерно полтора года назад у нас появились первые люди, представляющие управление спортом. Мы очень хотим, чтобы к нам пришли учиться спортивные чиновники. Специально для них я сейчас разрабатываю программу – более короткую, но обеспечивающую знания об индустрии. В этом случае мы получим компетентных специалистов на важных должностях еще до того, как их займут наши выпускники. В том, чтобы спортом управляли профессиональные люди, заинтересованы все: и широкая публика, и болельщики, и спортсмены, и владельцы клубов, и спонсоры. Если перефразировать известную мысль насчет двух российских бед, то в нашем случае она будет звучать так: плохое управление и недостаточная коммуникация. Надеемся, что благодаря нам хотя бы одной бедой станет меньше.

– Насколько жесткий отбор проходят абитуриенты?

– Берем мы не всех. Ребята проходят анкетирование, а затем я с каждым лично провожу собеседование. Бывает, что человека отправляют к нам родители. Но если у него не горят глаза, когда он говорит о спорте, зачем ему убивать на это целый год. Таких людей мы стараемся предостеречь, объяснить им, что мир вокруг и без этого прекрасен. Но к счастью, таких людей приходит мало. Большинство в хорошем смысле заражены спортивным вирусом. Они любят спорт и очень хотят этих знаний. Уровнем своей мотивации они выделяются среди других московских студентов.

Мы всегда стараемся понять, зачем конкретному абитуриенту все это нужно. Задачи набрать побольше студентов и заработать на этом денег у нас нет. Наша миссия – сделать спортивную индустрию хорошо управляемой.

– Главное при поступлении – это мотивация абитуриента?

– И понимание спорта. Наша анкета составлена таким образом, чтобы мы могли понять, насколько человек разбирается в том виде, с которым собирается работать.

– Много ли среди ваших слушателей таких, кто уже работает в спортивном бизнесе?

– Порядка десяти процентов. Это сотрудники спортивных маркетинговых агентств, люди из оргкомитета сочинской Олимпиады, чиновники Министерства спорта, менеджеры компаний-спонсоров спортивных клубов и соревнований. Много спортсменов, действующих и бывших: Сергей Родионов, Андрей Канчельскис, Сергей Овчинников, Роман Шишкин… Спортивная карьера рано или поздно заканчивается, но можно оставаться в этой сфере в качестве менеджера, и хорошо, что многие это понимают. У нас есть специальная льготная программа для тех, кто заканчивает карьеру.

– И что, действующие спортсмены действительно учатся?

– Приведу простой пример. У нас учится игрок сборной России по баскетболу. Когда он подошел к диплому и встречался со своим консультантом, тот высказал очень жесткую критику. Он мог бы сослаться на то, что он член сборной, и сказать: «Ну, давайте «троечку» поставим». Но он очень серьезно к этому отнесся, забрал дипломную работу, переделал ее и будет этой осенью защищаться.

Когда у нас учился Сергей Родионов, он был исполняющим обязанности главного тренера «Спартака», но на занятия, тем не менее, приходил. Оксана Рахматуллина, в прошлом игрок баскетбольной сборной России, а ныне ее спортивный директор, всегда принимала очень активное участие в занятиях. Понятно, что Шишкину, например, учиться у нас будет сложно. Поэтому специально для него я готовлю модульную программу, чтобы пропущенные лекции он мог прослушать с другой группой. Мы действительно стараемся сделать все, чтобы обучение не было формальным.

– Когда и как люди выбирают себе узкую специализацию – например, маркетинг?

– Я с самого первого дня прошу ребят начинать об этом задумываться. Рекомендую сразу думать о теме дипломной работы. В этом случае они могут накапливать материалы и начитывать литературу, ориентируясь на конкретную цель. Если решение откладывать на потом, можно испытать серьезное разочарование.

– Наверное, многие слушатели курсов переподготовки стараются выбрать специальность, связанную с базовым образованием?

– У нас учатся люди самых разных специальностей – и военнослужащие, и милиционеры, и математики, и компьютерщики – кого только нет. Кто-то получал образование в престижных вузах, кто-то в институтах попроще. Кто-то в Москве, кто-то в регионах. Многие приходят к нам и говорят: я получил высшее образование, но понимаю, что моя настоящая жизнь – это спорт.

– Бывает ли, что обучение оплачивает работодатель студента?

– Да, бывает. Не скажу, что таких людей много, но они есть, и это очень радует.

– Не было ли у вас проблемы поиска квалифицированных преподавателей-практиков?

– В нашей стране много талантливых менеджеров. Спортивная индустрия сама по себе настолько велика, что даже если в ней есть незаполненные ниши, найти достаточное количество людей с положительным опытом – можно. Если бы я включил в список преподавателей всех, кого хотел, он состоял бы из полутора тысяч имен. Проблема в том, чтобы эти специалисты нашли свободное время.

Мы, конечно, стараемся привлекать самых лучших. Сейчас сложился коллектив из примерно ста постоянных преподавателей-практиков.

– Существует ли специализация по видам спорта?

– Наша программа переподготовки называется «Менеджмент в игровых видах спорта». Это название традиционное, мы не спешим его менять, хотя «менеджмент в спортивной индустрии» – так называется наш пятилетний курс – более точно отражает суть программы. Мы не делаем упора на футбол. Но сам спортивный рынок в первую очередь ориентирован на футбол, хоккей и в меньшей степени на баскетбол. Остальные виды в России не настолько развиты с точки зрения бизнеса и не имеют пока такого маркетингового потенциала. Но мы стараемся не забывать о тех видах, которые остаются в тени. К нам приходят люди из разных видов спорта и стараются их развивать. Например, хоккей с мячом: очень хороший диплом был у нашего выпускника – менеджера московского клуба «Динамо». Его мы планируем опубликовать. Мы сейчас начинаем новый проект, собираемся выпускать ежегодно два сборника и знакомить специалистов с работами наших студентов.

– Имеет ли шансы выпускник, не обладающий связями в спортивной индустрии, получить работу в этой сфере?

– Спорт – закрытая среда. Я на собеседовании рассказываю ребятам притчу о бедняке, который приходит просить хлеба. А ему вместо этого дают удочку. Я объясняю, что мы даем студентам такую же удочку и указываем направление, в котором находится пруд. У этого пруда толпится много рыбаков, которые довольно неохотно кого-то еще к нему пускают. Но мы можем сказать им: ребята, подвиньтесь, это свой человек подошел. RMA очень заинтересована в том, чтобы выпускники получали такое «постпродажное» обслуживание. Они имеют право продолжать приходить на лекции и ездить на стажировки. Кроме того, они поддерживают друг друга в трудоустройстве. Например, наш выпускник работает коммерческим директором «Арены-Мытищи». Буквально две недели назад он взял на работу двух наших студентов. Как только у наших бывших слушателей возникает вопрос, где взять новых специалистов, в первую очередь они обращаются к нам. Очень важно, чтобы выпускники получили не только знания, но и друзей, и нужные знакомства. Для этого, например, мы проводим футбольный турнир.

У нас помимо спортивного менеджмента есть специализация ресторанного менеджмента, менеджмента в шоу-бизнесе, в Интернете. Мы хотим, чтобы ребята получали знакомых и в этих сферах, потому что они все непосредственно соприкасаются со спортом. Например, спорт-бар – это и ресторанный бизнес, и спортивный. Мы называем это квазирынком спортивной индустрии. Они в хорошем смысле паразитируют на спорте, в том числе и за счет него зарабатывают деньги. И таких пограничных объектов очень много.

– Занятия в этом учебном году уже начались?

– Учебный процесс идет практически постоянно. Есть каникулы с конца декабря до 11 января и летом, с 10 июля до сентября. Параллельно учатся четыре группы – две осенних и две весенних. Сейчас завершается набор ноябрьской группы. И мы уже практически подошли к лимиту, хотя еще не закончился сентябрь. Причем к нам приходит все больше и больше девчонок, которые создают хорошую атмосферу. И мы понимаем, что если девушки идут в спортивный бизнес, значит, это не совсем пропащее дело.

Подписаться на блог НФПМ.ру