Испания - 2016. Итоги. Часть 3, Герои битв
Футбол — командный вид спорта, где взаимодействие между игроками, тренером и руководством клуба либо приводит к положительному результату, либо всё идёт как у Лебедя, рака и щуки. Но есть люди, движущиеся вернее других, придающие смысл идеям тренера. С ними команды становятся чуть лучше.
Самый яркий пример — Яго Аспас. Вызов в сборную Испании, тогда еще от Дель Боске, стал не просто знаком внимания, но и путевкой в новую жизнь. Ливерпуль соблазнил форварда туманом. Очередной пассажир в английском экспрессе.
Галисиец запомнился лишь угловым в матче с Челси, поданным в аккурат на ногу Виллиана. То действие было сочтено квинтэссенцией беспомощности и ограниченности футболиста. На самом деле, все сложнее. Это непонимание глубоко творческого человека, который хотел разыграть мяч в то время, как партнеры по команде, аки статуи, ждали привычную для себя подачу в штрафную.
Шутки и подколы закончились ровно в тот момент, когда Яго вернулся в Сельту. Его голы в ворота Барселоны уже нельзя было списать на простое везение. Он набирал от матча к матчу и к старту нового сезона перебрался на новый уровень, став источником вдохновения для небесной Галисии.
Потому что в отсутствии часто травмирующегося Орельяны, уехавших в Сити и Атлетико Нолито и Аугусто соответственно, именно он — центр системы Бериссо. В подыгрыше с Росси, в паре с Гвидетти или Бонгонда, стартуя из центра или фланга он постоянно приносит пользу. Позиция неважна. Он всегда находит место, партнера и пространство.
В сухом остатке – реальная борьба в гонке бомбардиров и возвращение в сборную Испании.
Символично, что свой первый гол за Роху он забил именно в ворота Англии.
Виллиан Хосе успешно прошел то, что не удалось Аспасу в Англии. Его адаптация к новой стране происходила не столь гладко, как могло бы показаться. По натуре своей бразилец одиночка. Находясь еще в Сарагосе, он был холоден, отрешен и казалось даже не находил мотивации, выходя на поле. Коллектив — общность, он же добирался до базы только самостоятельно, избегая компании.
Склонен к замкнутости и изолированности. То, с чем столкнулся Кике Сетьен, работая с ним уже в Лас-Пальмас. Подобное поведение сильно контрастировало с политикой клуба, где большинство игроков – собственные воспитанники, знающие что и как здесь устроено с малых лет. Со временем, под воздействием разговоров с главным тренером и дружеских отношений внутри коллектива бразилец почувствовал, что остров – его дом.
С тех пор и по сей день, когда Виллиан переехал в Сан-Себастьян, отношение изменилось. Если раньше футболист открывал рот только для того, чтобы зевать, то теперь, как настоящий игрок Примеры, он с воодушевлением спорит с арбитром. Стала проявляться и его игра: ноги перестали быть просто приемником для передач, они стали инструментом для улучшения игровых ситуаций.
Оказалось, что он умеет почти все, будучи, как типичной девяткой, так и футболистом, атакующим из глубины. В нем сочетается агрессивность в движениях, способность играть в вертикальный футбол, вести игру, меняться позициями, смещаясь на фланги и просто нанести хороший удар, там, где это требуется.
По сравнению с Виллианом Хосе, румыну Флорину Андоне не пришлось интегрироваться в кастильскую систему. Все дело в том, что иностранный паспорт – лишь формальность. Он с детских лет живет в Испании и является продуктом ее системы. Став одним из лучших бомбардиров Сегунды, он съездил на чемпионат Европы и вернулся, чтобы подписать контракт с Депортиво. Это был шанс закрепиться в Примере.
Его брали в качестве партнера для Лукаса Переса, но неожиданно (или ожидаемо) галисиец отчалил в Лондон после первого тура. К тому же травму получил Хоселу. Так, Андоне, безальтернативному в атаке, пришлось сходу примерить костюмчик лидера и по первым турам, нужно признать, он был ему великоват.
До встречи с Гранадой, когда был забит его первый гол за новый клуб, казалось, прошла вечность. Форвард никак не мог отличиться, хотя, в основе своей, делал все правильно. Где-то не хватало сантиметров или секунд, где-то поддержки партнеров. В итоге Флорин оказывался стиснутый между двумя центральными защитниками, вместо того, чтобы партизанить во вратарской.
Гол раскрепостил и динамика изменилась. Его результативность пошла в гору. Ответ на вопрос содержался не просто в точности перед воротами. Его голы не больше и не меньше, чем следствие хорошей игры. Сейчас он пытает всю линию защиты своей подвижностью, наполняет собой штрафную или смещается на фланг. Главное – как настоящий форвард – он забивает, уже входя в анналы лучших форвардов года.
К которым относится и Луис Суарес. Незримо его отпечаток присутствовал в течение всего чемпионского сезона: во время первого кризиса клуба (совпавшего с травмой Месси), футбольного спада в феврале – марте и эмоционального разочарования в апреле – мае. Поражение от Валенсии открыло новый виток в гонке за лидерство. Осечка в последних 5 турах могла стоит слишком дорого. Но уругваец активизировался и забивал в каждом из оставшихся матчей, показав невероятную статистику. Более того, именно его хет-трик в последнем туре принес чемпионский титул Барселоне.
Его главное достоинство — постоянство. Он не дает себе поблажек, находясь в интенсиве практически все 90 минут. В то время, как Неймар растворяется на поле, а Лео о чем-то раздумывает, уругваец готов действовать, являясь островком безопасности на фоне сомнений и надеждой в кризисе.
Когда Криштиану преодолел рекорд Уго Санчеса в 38 голов в 2011 году, событие представлялось сюрреалистическим. Когда Месси в конкуренции с португальцем поднял отметку практически до небес, невозможные цифры виделись обыденностью. Суарес первым добрался до тех же высот, разбив вечный спор КР и Лео. И в новом сезоне его лидерство в Пичичи уже не удивляет.
“Если нападающие много забивают, а команда сбалансирована, ищите причину в полузащите” – народная испанская мудрость. После путча в августе, когда Вильярреал сменил тренера, вылетел из Лиги Чемпионов и начал свой путь в чемпионате с ничьей в Гранаде, злые языки моментально вынесли приговор желтым.
Тем не менее, команда Эскрибы прибавила, и на горизонте в той или иной степени стали появляться новые герои: Сориано, Сансоне и Пато. Но главное отличие нынешнего тренера от прошлого – в игре Ману Тригероса. Если его партнер по средней линии Бруно поддерживал свой уровень на протяжении всей карьеры, то напарник, казалось, несколько запаздывал. Более того, в чисто контратакующем Вильярреале роль Тригероса постепенно меркла и его вытеснил из состава Томас Пина.
У Эскрибы все иначе. Он проповедует разнообразную игру, не конкретную в своих деталях: подлодка может играть в вертикальный футбол, во владение, от обороны,меняя раскраску даже в отдельно взятом матче. Ману — миксер, выбирающий, чем именно рисковать здесь и сейчас: придержать ли мяч, продолжить ли позиционное нападение или одним махом запустить Бакамбу в контрпрорыв.
Он – центральный полузащитник с душой десятки. В союзе с надежным Бруно, без страха идет вперед, чувство ритма и такта позволяет контролировать события в матче. Никто его не задерживает. Более того, он принимает решения, свойственные творческому игроку. Соответственно, у желтых появляется еще один креативный центр. Но также Тригерос знает, что порой на поле нужно выбрать совсем другой антидот. Злоупотребления не происходит. Тригерос – типичный испанский хавбек.
К таковым можно отнести и Давида Сурутусу. Рыжий баск получил французское гражданство, хотя большую часть жизнь проживает в Гипускоа, на родине своего отца. Он закончил кантеру Сосьедада и закрепился в первой команде. Лучший ли он среди чури-урдин? Однозначно, нет. В составе Доностии есть более талантливые, выносливые и эффектные. Но каждый раз, когда полузащитника нет на поле, возникает дисбаланс, а когда он появляется, перед нами предстаёт совсем другая команда. Таких случайностей не бывает.
Проблема в том, что Сурутуса пропускает достаточно много из-за мышечных травм. Только в текущем сезоне он дважды брал больничный. Тем удивительнее, что, возвращаясь на поле, он не утрачивает своего влияния. А оно в том, что рыжий, своего рода, интерпретатор, усиливающий достоинства, окружающих его футболистов.
Он отбирает, перехватывает, обеспечивает выход мяча, прессингует и обладает хорошим пасом. Он тащит и заносит. Данный набор функций, сосредоточенный в одном лице – большая редкость. Для Сосьедада – исключительность. Поэтому злая шутка о том, что Рубен Пардо будет считаться перспективным и в 2021 году, более чем сочетается с реальностью, нарисованной Сурутусой.
«Он — наш метроном. Всё управление в руках Давида, он даёт каждому возможность проявлять свои лучшие качества» — оценка лучшего бомбардира Виллиана Хосе.
“Витоло — человек, проникающий в свободные зоны с мячом. Он достаточно быстр, но есть множество игроков, превосходящих его в скорости. Тех же, кто работает с мячом на скорости так, как он, гораздо меньше» – характеристика от бывшего тренера Унаи Эмери. При этом он не делает ничего нового по сравнению с тем, что было в Сегунде, когда он играл в Лас-Пальмас.
Он всего лишь преодолевает новые вызовы, а его партнеры по команде знают наверняка, что Витоло выберет правильное развитие атаки, прибудет в нужную зону раньше, выведет к ней удобнее. То, что он будет основным и при Сампаоли, стало понятно уже в первом туре. В стане красно-белых обычно он начинает с левого фланга, оттуда смещался в центр и даже оказывался справа, тем самым, намекая, что фиксированной позиции для него не существует.
Главное же событие для полузащитника – стабильная основа в сборной Испании. Но в рохе у Витоло меньше свободы, мяча и авторитета, что не мешает ему пропитывать ее своими качествами. Как результат – три гола в матчах с Италией, Люксембургом и Македонией. Во взаимодействии с Дани Карвахалем и Тьягу, у него всегда есть место справа, чтобы останавливаться и слева, чтобы атаковать. Совсем не новое, но уже лопетеговское.
В Севилье партнерство Витоло с Серхио Эскудеро – неотъемлемая часть системы. Но к формированию связки футболисты шли по-разному. Молодой Эскудеро, пыливший в Мурсии, неожиданно получил приглашение от Шальке. Тогда немецкий проект рассматривал путь испанизации, и вместе с защитником в Гельзенхирхене оказались Рауль и Хосе Хурадо.
“Мое время в Германии было важным шагом в карьере. Я участвовал в Лиге Чемпионов и Лиге Европы” – вспоминает свой путь защитник. При этом он был не в состоянии играть столько, сколько хотелось. Отставка Магата и покупка защитника Кристиана Фукса возобновили поиск новой пристани .
Хетафе дал место в Примере и привлек внимание Мончи. И у Эмери, и, сейчас, у Сампаоли, фундаментальная часть системы основана на крайних защитниках. Причем латерали — не проводники мяча от одного игрока к другому, а герои эпизодов.
Классическому фланговому защитнику Эскудеро пришлось перестраиваться. Раньше главные его качества сосредоточивались в рассудительности и строгости в обороне. Ныне он знает, как обыгрывать один в один и два в два. Возможно, не столь полезен в последнем и предпоследнем пасах, но ведение мяча, смещение в центр и хороший удар позволяют многое. В том числе, оказаться в заявке сборной Испании.
Его тезка, Рамос уже 11 сезонов в Мадриде и пережил 10 тренеров. Чувствует себя прекрасно, почти всегда в стартовом составе и хорошем расположении духа. “Серхио мог бы стать прекрасным нападающим” – характеристика Карло Анчелотти. “Рамос играет до конца” – слова Зидана. Тренеры впечатлены бомбардирскими подвигами защитника, который в уходящем году забил четыре важнейших мяча: в финале Лиги Чемпионов, Суперкубке УЕФА, эль-класико с Барселоной и в домашней встрече против Депортиво(все, кроме матча в Милане — в компенсированное время).
Кажется, нужно радоваться такому защитнику. Но есть и споры, он склонен к ошибкам по непосредственному месту службы, что оборачивается пропущенными мячами и потерей очков. В нашем видении, следует отделять его футбол, который он показывает на протяжении долгих лет с промахами, носящими изолированный характер.
Сбои были, есть и будут, но судить игрока по ним опрометчиво. На долгой дистанции выводится нечто среднее и плюсы Рамоса, в любом случае, перевесят минусы.
В Реале он — больше, чем защитник. Победитель пространства, уничтожающий его, если оно мешает, ликвидатор пустоты за спинами центральных хавов. Его очень любят Кроос, Модрич и Каземиро, чувствующие себя надежнее, когда ветер не дует в спину.
Хорошие центральные защитники – товар штучный, поэтому любое явление бека народу масштабно. Наверное, последним защитником, обратившим на себя внимание должен был стать Аймерик Лапорт, но французский баск так и не вышел на проектные мощности, став среднестатистическим игроком вокруг которого слишком много шума.
Отсюда и проблемы в центре обороны у Вальверде. Его Атлетик, играющий высоко и предпочитающий прессинг, рано или поздно теряет мяч, но противостоять оппоненту уже не в силах: атакующие игроки вскоре оказываются в штрафной Кепы. Ситуацию несколько изменилась с появлением Йерая Альвареса.
Еще в прошлом сезоне он играл в фарм-клубе, зримо превосходя его уровень. Тренер обратил внимание и пригласил в основную команду. Не зря. Он агрессивен, умеет читать игру и предвосхищать события. Неплох один в один, страхует крайних защитников в случае необходимости. Весь набор качеств, позволяющих затушить пожар сзади. По крайней мере, на данный момент.
Свежая информация авторитетной abc: рак правого яичка. Операция на следующей неделе. Удачи. Излечимо. Примеры — Хосе Молина, Любо Пенев и Серхио Арагонесес.
Но оборона не заканчивается линией защиты. Вратарь – также фигура фундаментальная. Он словно трехголовый пес Цербер, отвечающий за защиту последней двери, отделяющую живых от мертвых. Также верно и обратное. В текущем сезоне двойная миссия пала на плечи Фернандо Пачеко.
Он также родом из Сегунды. Но в отличии от большинства партнеров по команде, смог выжить в глобальной перестройке, сделав шаг на пути Примеры. Не зря. Он не просто барьер между ничьей и поражением, он — база, на которой строится вся игра дебютанта.
Маурисио Пеллегрино практикует низкую оборону, компактность, многолюдный центр. Соответственно, он пытается противостоять игре соперника по центру. Как то было, например, с Барселоной. Но подобно короткому одеялу, группируясь в одной зоне, оголяется другая. В данном случае фланги.
Не так страшно, команда готова: Лагвардия доминирует в своей штрафной, и Пачеко прекрасно играет в воздухе и на выходах. Также он занимает правильную позицию и сокращает пространство, когда есть такая возможность. Он – голкипер новой формации, который сможет адаптироваться к любому тактическому контексту.
Отличная реакция и интуиция прилагаются. Отразил в Лиге два пенальти. Второй показатель после валенсийского короля жанра Диего Алвеса — четыре.
Материалы по теме:
Испания — 2016. Итоги. Часть 1, Сказки для взрослых Вводная
Испания — 2016. Итоги. Часть 2, Полководцы Тренеры
Испания – 2016. Итоги. Часть 4, Остановленное время Фотогалерея
Виллиан и Пачеко - отличные примеры вообще всей испанской школы: они не подошли основному Мадриду, но не потерялись в футболе. Привет. Рады видеть
Ну и здоровья Йераю Альваресу