2016: Итоги года в спортивном бизнесе
Два с небольшим года назад этот блог начинался с подведения итогов уходящего две тысячи четырнадцатого в российском спортивном бизнесе. Санкции и ответный бан европейских продуктов казались досадным временным недоразумением, хотя курс в восемьдесят пять рублей за доллар уже намекал, что жизнь никогда не будет прежней. Год спустя туман начал рассеиваться, вся страна с предыханием следила за презентацией «Красной Машины» и запуском «Матч ТВ». В 2016 настала пора сделать обзор в одном большом материале. Как говорит главный редактор сайта и его любящий укороченные брюки коллега, ПОГНАЛИ!
Январь 2016
Главным ньюсмейкером традиционного тихого на новости похмельного января становится вышедший в эфир за два с небольшим месяцем до этого «Матч ТВ». Сначала становится известно о ребрендинге ряда каналов ВГТРК и НТВ+, доставшихся организации в наследство. Пару каналов незаметно закрывают, но главной новостью становится оптимизация штатного состава, принявшая форму вывода целого ряда сотрудников на сдельную форму работы. Новости о сокращении финансирования и секвестировании бюджетов субхолдинга будут поступать весь год вместе с провальными рейтингами флагманского канала, но старт процессу был дан именно в январе.
Facebook объявляет о запуске сервиса, позволяющего в реальном времени следить за результатами матчей любимой команды. Осенью соцсеть презентует сервис Live в флагмансом приложении, а также в Instagram, а также выйдет на рынок спортивных трансляций.
Февраль 2016
В конце месяца становится известно о том, что Каспийский завод листового стекла (слыхали о таком?) перестаёт размещать свой логотип на футболках ещё выступающего в РФПЛ клуба Анжи, титульным спонсором клуба становится таинтственный холдинг Flodinal Limited. У организации до сих пор нет сайта, а запросы в поисковиках выглядят примерно так:
Происходящее отлично илюстрирует состояние дел в российском футболе. Даже любимый прогрессивной лентой фэйсбука ЦСКА рекламирует Россети, государственную компанию, владеющую высоковольтными ЛЭПами и прочим проводным хозяйством. Часть клубов выступает в девственно чистой форме, а у лидеров чемпионата на футболках бренды материнских газовых, нефтяных, железнодорожных и банковских структур. Что случилось с Анжи буквально на днях, знают все.
Английская Премьер-Лига представляет новый логотип и фирменный стиль и объявляет о решении не продлевать титульное спонсорское соглашение с банком Barclay's. Оформление трансляций в ярком минималистичном дизайне отражает самые прогрессивные тенденции в дизайне, ну а иметь в своём названии сторонний бренд лучшей футбольной лиге мира уже несолидно.
Март 2016
MasterCard и РФПЛ объявляют о технологическом партнёрстве, результатом которого в итоге должно стать широкое применение банковских карт с технологией PayPass и мобильных телефонов с NFC в качестве билетов на матчи Чемпионата России. Новость осталась незамеченной, но этот шаг логично вписывается в стратегию платёной системы MasterCard на нашем рынке. Руководство компании более либерально смотрит на санкции, и после 2014 года MasterCard удалось отвоевать у Visa заметную часть нашего рынка. Партнёрство с КХЛ, начавшееся годом ранее, звено из той же цепи. И если в марте заверения о том, что мы будем приходить на стадион с телефоном вместо билета выглядели немного фантастично, то уже осенью с запуском Apple Pay и Samsung Pay, инициатива уже выглядит скорее провидческой. Скоро увидим, к чему это приведёт. Кстати, буквально пару недель назад домашний стадион «Амкара» оборудовали в соответствии с упомянутыми стандартами.
Лидер футбольного чемпионата, ФК «Ростов», объявляет о запуске собственной линейки семок, которые можно купить в точках питания стадиона «Олимп 2» и полузгать прямо на трибунах.
Май 2016
Май становится бенефисом новой команды ФХР, в Москве и Санкт-Петербурге с помпой проходит Чемпионат мира по хоккею. Турнир ощутимо делится на две части с ламповой и домашней атмосферой в Санкт-Петербурге и светско-пафосной тусовкой в Москве, где на топовые матчи аншлаги даже в вип-ложах «ВТБ Ледового Дворца». Для рядовых болельщиков прямо перед ареной открывают огромный спортбар «Красная Машина», где сносно кормят и даже наливают пиво, а кафе-пельменная на пути следования болельщиков от метро за дни турнира делает, кажется, годовую выручку. Сборная турнир ожидаемо проигрывает, а вручать канадцам кубок приходит президент Путин.
Лучший рекламный ход весны. Производитель рома «Капитан Морган» выпускает ограниченную серию в честь победы Лестера в АПЛ и посвящает её капитану клуба Уэсу Моргану. Справедливости ради стоит отметить, что за полгода до этого «Балтика» выпустила лимитированную серию пива «Арсенальное» с игроками тульского «Арсенала». Копирайтер Очевидность не дремлет.
Июнь 2016
Сборная России по футболу бесславно вылетает с Чемпионата Европы, Леонид Слуцкий покидает должность главного тренера, и решение Министерства спорта о повторном признании киберспорта видом спорта остаётся в тени. Подоплёка решения понятна – в конце 2015 года в крупнейший российских киберспортивный холдинг ESForce инвестирует Алишер Усманов, по совместительству главный меценат и финансовый благодетель РФС, так что небольшая ответная услуга от президента РФС и главы Минспорта Мутко выглядит естественно. Федерация Компьютерного Спорта активно включается в работу, открывает отделения по всей стране, работает над документальным сопровождением процесса и выделением конкретных дисциплин, так что уже в наступающем году мы увидим первых мастеров спорта по контр-страйку. Вообще киберспорт становится главным трендом уходящего года, и об этом я обязательно напишу отдельно уже через неделю.
Банк «Открытие» продолжает радовать великолепной рекламой к Чемпионату Европы, на смену Криштиану Роналду по финансовым и имиджевым причинам приходит Александр Овечкин, но ролики получаются даже более душевными и обсуждаемыми. Здорово, если мы стали свидетелями зарождения доброй традиции.
Июль 2016
Альфа-банк становится первым в истории региональным партнёром ФИФА в рамках предстоящего Кубка Конфедераций и Чемпионата Мира по футболу. Мундиаль в России станет первым турниром, у которого отсутствовуют национальные спонсоры, их заменяют региональные партнёры. Для российских компаний это вторая плохая новость – спонсорские соглашение с ФИФА номинированы в подорожавшей ещё в 2014 году валюте, а региональный статус стоит ещё дороже. Тут важно помнить, что по сути ни одна российская компания не ведёт полноценный бизнес за пределами страны, и бонусов от возможности называть себя Партнёром ФИФА в странах Европы по большому счёту никаких.
Лионель Месси решает не отставать от Романа Павлюченко, открывшего свой ресторан ещё осенью 2014 года, и запускает заведение с футбольной тематикой в Барселоне.
Август 2016
Доклан Ричарда Макларена о допинговой системе в России выходит в конце июля, но его главные последствия для страны становятся понятны именно в августе: российскую делегацию допускают до Олимпиады в Рио, исключив легко- и тяжёлоатлетов, а также особо одиозных чиновников, а вот паралимпийцам везёт гораздо меньше – известных своей плохо скрываемой антироссийской позицией президент МПК сэр Филипп Крейвен проталкивает запрет на участие для всей сборной. Тогда всем кажется, что пронесло, но только имиджевые потери для всего российского спорта огромны. Факты, изложенные как в первой, так и во второй частях доклада, увидевшей свет в декабре, наглухо закрывают двери для спонсорских контрактов нашим спорстменам итак не избалованным вниманием коммерческих партнёров. В ещё более сложной ситуации оказывается Оргкомитет Чемпионата Мира: до старта Кубка Конфедераций буквально полгода, а помимо Альфа-Банка и глобальных партнёров ФИФА спонсоров у турнира толком нет.
Шутка месяца: новый сине-бело-голубой менеджмент московского «Локомотива» организует акцию для держателей сезонных абонементов, размещая их фотографии на игровых номерах.
Сама идея не нова, «Реал» делал такую штуку ещё лет 5 назад, но у испанцев лиц было много, и злопыхатели подсказывают, что такие крупные фото железнодорожники выбрали просто потому, что держателей сезонных абонементов набралось лишь пару десятков человек.
Сентябрь 2016
В сентябре проходит первый официальный матч на «Арене ЦСКА». Стадион был заложен в том же 2007 году что и «Крестовский», а открыт всего на пару месяцев раньше, но объектом мемов о долгострое так и не стал. Видно, что строительство далось клубу нелегко: свидетельством тому не только короткая скамейка ЦСКА последние пару сезонов, но и очевидная скудность функционального оснащения и отделки арены. Тем не менее, в Мосве появляется вторая современная футбольная арена, на подходе обновлённые «Лужники» и «Динамо». С последним, кстати, связана главная теория осени: якобы из-за строительства ветки ТПК под стадионом началась просадка грунта, и вся махина может рухнуть вниз.
Дичь месяца: форум «Россия – Спортивная держава», проходящий в глухих лесах Владимирской области. Мне посчастливилось выступать на одной из сессий второго дня, и никогда ещё пустота в зале не была такой звенящей. В какой-то момент я понял, что из 10 человек, находящихся в 100-местной аудитории, четверо выходят на сцену, двое представляют организаторов, а остальные явно жалеют, что не уехали в первый день. Вот ещё пару событий, на которых организаторы общались с эфиром.
Ноябрь 2016
Месяц проходит под знаком Кубка Конфедераций. Сначала стартует продажа билетов. Я сам покупал их в первый день предпродаж для держателей карт Visa, и могу сказать, что процесс был организован очень чётко и профессионально: сайт уверенно начал работу в обозначенное время, от падения его спасала система электронной очереди, немного вводила в заблуждение невозможность купить билеты на начинающиеся в одно время матчи в разных городах, но мера понятная, спекулянты, все дела. В общем, Оргкомитет, ФИФА и Альфа-Банк вместе с техническим интегратором молодцы. 11 ноября adidas презентует официальный мяч турнира, и имя Krasava бьёт точно в цель: звонко, легко усваивается иностранцами, несёт правильную смысловую нагрузку. Под конец месяца проходит и жеребьёвка турнира. Участник от Африки станет понятен только в середине зимы, но и без африканкой команды сетка выглядит очень перспективно. Билеты ещё остались!
Многострадальный Кубок Английской Лиги получает очередного, уже четвёртого за последние 15 лет титульного спонсора, им становится тайская компания Carabao, производящая энергетические напитки. Кубок Карабао – новое название турнира со следующего сезона. За год до этого тайцы подписывают крупное соглашение с Челси, их логотип с этого сезона украшает тренировочную форму команды.
Декабрь 2016
Вторая часть доклада Ричарда Макларена открывает ящик Пандоры, приводя к переносу из России ряда международных стартов (бобслей, биатлон). Создаётся опасный прецедент, и симпатизирующим нам спортивным функционерам становится всё сложнее объяснять публике и журналистам, какие плюсы в том, что мероприятия проводятся в стране, пестующей допинговую культуру на официальном уровне. С другой стороны, прав и Мартен Фуркад, недоумевающий, почему за принимающих допинг должны расплачиваться болельщики, которых лишают шансов поболеть за любимых атлетов. Чемпионат Мира вроде как выведен из-под огня, но чем чёрт не шутит. Главный же негативный итог в том, что даже после того, как у нас снова появятся деньги на крупные международные старты и турниры, отдавать нам их уже никто не станет, и потрясающий позитивный эффект Универсиады, Олимпиады, Чемпионата Мира и десятков не менее важных мероприятий международного уровня уже сейчас сошёл на нет.
Обидно, что ушедший год завершился на минорной ноте, и главная позитивная новость в том, что всё в итоге оказалось не так плохо, как могло было бы быть. Тем не менее, есть повод смотреть в будущее с оптимизмом: всем надо просто упорно трудиться на своём личном фронте, а там, глядишь, и глобальная ситуация выправится, Трамп уже почти вступил в должность.
Огромное спасибо, класс :)