Свен Брукс: «Футбольный клуб – зеркало района»
Фанаты «Санкт-Паули» известны радикальными антифашистскими и левыми взглядами. Во многом благодаря этому клуб популярен далеко за пределами Германии, а его менеджмент ориентируется не только на извлечение прибыли, но и на социальные проекты. В этом году ФК «Санкт-Паули» пробился в первую Бундеслигу, не изменив принципов ведения бизнеса: в магазине продается атрибутика с черепом и костями, а на матчи клуб выходит под песню AC/DC. В преддверии гамбургского дерби Свен Брукс – бывший лидер фанатов, работающий в клубе более 20 лет, рассказал НФПМ.ру о том, кто работает с болельщиками в Германии, нуждается ли «Санкт-Паули» в рекламе и можно ли выжить клубу, поклонники которого называют посетителей бизнес-лож «богатыми ублюдками».
– Когда клуб «Санкт-Паули» приобрел настоящую известность?
– 25 лет назад «Санкт-Паули» был обычным футбольным клубом, более или менее популярным в своем районе. Новая история началась в 80-х. Фанаты изменили и сам клуб и, в первую очередь, представление о нем.
– И вы были среди тех болельщиков, которые все это начинали?
– Да, это так.
– Репутация активных антифашистов касается только ультрас? Или такие же взгляды характерны для большинства обычных болельщиков «Санкт-Паули»?
– Разве нельзя быть обычным болельщиком и при этом антирасистом?
– Насколько близко с фанатами общается клуб? Имеют ли они влияние на решения менеджеров?
– В конце 80-х, когда фан-движение «Санкт-Паули» активно разрасталось, фанаты и клуб существовали совершенно отдельно друг от друга. Но постепенно болельщики оказывали все более заметное влияние на то, что происходило внутри клуба. Когда я начал работать, у «Санкт-Паули» появился отдел по работе с болельщиками, существенно выросли тиражи фан-зинов. В результате многие фанаты стали членами клуба «Санкт-Паули». Вы, наверное, знаете, что в Германии можно стать членом футбольного клуба, получив право голосовать за или против кандидатуры президента, членов совета директоров и вообще большинства руководителей. У «Санкт-Паули» 13 000 членов, которые выбирают тех, кто им нравится. То есть даже очень серьезный бизнесмен, разделяющий правые политические идеи, никогда не смог бы стать президентом нашего клуба.
– 13 000 членов – это много?
– Не скажу, что очень много. Например, у «Шальке 04» их более 50 000. У «Баварии» еще больше.
– Члены клуба владеют акциями?
– Никаких акций у членов клуба нет. Они просто платят членские взносы. Раз в год происходит общий сбор, который напоминает собрание акционеров, хотя на самом деле таковым не является.
– То есть менеджеры «Санкт-Паули» разделяют взгляды своих болельщиков?
– Конечно, не всегда в полной мере. Среди наших фанатов есть и такие, которые могут сказать: «Мы так не любим нацистов! Давайте перебьем их всех!» Конечно, менеджеры клуба, как и большинство людей на нашем стадионе, с такой позицией не согласятся. 95% тех, кто поддерживает «Санкт-Паули», разделяют антифашистские идеи, но не являются политическими радикалами. Хотя есть и сравнительно небольшие группы фанатов с крайними взглядами. Могу добавить, что расистам вход на наши трибуны запрещен клубом.
– Могут ли фанаты влиять на подбор игроков или тренеров?
– Напрямую, конечно, не могут. Но лет десять назад у нас был инцидент, когда в одной из газет напечатали, что на утренней тренировке один из наших футболистов назвал партнера по команде «черным ублюдком». Это вызвало целую волну протеста, фанаты на секторах требовали, чтобы этот игрок покинул клуб. Никто за это футболиста из команды тогда не выгонял, но продолжать играть в Гамбурге ему было очень сложно, настолько непопулярным он стал после этой истории.
– При этом клуб является серьезным бизнес-пректом?
– Конечно, футбольный клуб должен быть бизнесом. Особенно теперь, когда мы играем в первой Бундеслиге, мы должны зарабатывать деньги, как и любая другая европейская команда. Но мы стараемся смотреть и на то, какие социальные проекты клуб может реализовать в районе стадиона. Вообще, в своей ежедневной деятельности «Санкт-Паули» вынужден балансировать между сотрудничеством со спонсорами и телекомпаниями, необходимым для получения доходов, и социальной работой. Это очень непросто, но мы справляемся.
– Можно ли сказать, что клуб финансово успешен?
– Да, конечно. Стадион у нас всегда полный. Серьезные деньги поступают по спонсорским контрактам. Дела у нас идут совсем неплохо. Мы, конечно, не самый богатый клуб, но финансовая ситуация у нас одна из самых здоровых в Европе. Лицензию для выступления в первой Бундеслиге мы получили без каких-либо задержек или сложностей, а так происходит далеко не всегда. Все кредиты, которые мы берем, направляются исключительно на реконструкцию стадиона.
– Спонсоров не отпугивает репутация ваших радикальных фанатов?
– Компании, готовые вложить деньги, ищут по всей Германии проекты, которые было бы интересно спонсировать. Понятно, что, например, «Мерседес-Бенц» вряд ли заинтересован в партнерстве с нашим клубом. А вот «Гринпис» вполне подходит нам в качестве спонсора. Мы привлекаем компании, имидж которых подразумевает социальную ориентированность или, например, заботу об окружающей среде.
– То есть ваши спонсоры – социально ориентированные компании?
– Во всяком случае, они хотят таковыми казаться. Среди наших спонсоров есть и промышленные предприятия, которые стремятся подчеркнуть, что извлечение прибыли не единственное, что их интересует. Пару лет назад нашим основным спонсором, название которого было написано на игровых футболках, была страховая компания, специализирующаяся на работе с клиниками альтернативных методов лечения. Если он решили вложить деньги в футбол, кого им поддерживать, как не «Санкт-Паули»?
– Доходы «Санкт-Паули» складываются согласно обычной для Европы схеме: 30% – спонсоры, 30% – телеправа, 30% – доходы в день матча?
– Я не назову вам точных цифр, нужно спрашивать наших бухгалтеров. Но могу сказать, что доходы, поступающие от билетов и вообще посетителей стадиона, заметно меньше, чем поступления от телевидения и спонсоров.
– С выходом в первую Бундеслигу билеты на домашние матчи подорожали?
– Цены подняли, но незначительно. Причем это в основном коснулось центральных секторов, а не стоячих фанатских трибун. Все-таки мы стараемся думать о тех людях, которые привыкли ходить на наши матчи и поддерживают команду уже много лет.
– Посещаемость стабильно высокая или варьируется от матча к матчу?
– Стадион у нас почти всегда заполняется полностью. Это касается не только самых важных матчей и не только этого сезона, когда мы начали играть в высшей лиге Германии. Сейчас у нас 24 500 мест, но клуб реконструирует арену. Когда реконструкция будет закончена, мест станет 30 000.
– Стадион принадлежит клубу?
– Да, это наша собственная арена. И реконструкция проводится на деньги «Санкт-Паули».
– Дела у клуба очевидно идут неплохо…
– Сейчас да. Но вы, наверное, знаете, что семь лет назад мы практически обанкротились. К счастью, с тех пор многое изменилось, и банки теперь гораздо охотнее дают нашему клубу кредиты.
– Правда, что в 2003 именно болельщики спасли клуб от банкротства?
– Да, это так. Они не вкладывали деньги напрямую, но тогда, например, были проданы 140 000 футболок с надписью «Спаситель». Мы провели матч с «Баварией», который также принес нам серьезный доход. Было еще множество акций, в основном организованных фанатами.
– Сколько человек в вашем отделе по работе с болельщиками?
– В клубе этим занимаюсь только я. Но в городе также есть проект поддержки наших фанатов. Четверо социальных работников помогают болельщикам в организации выездов, но к ним можно обращаться и с персональными проблемами, например, в случае возникновения сложностей с полицией или другими фанатами.
– На этом проекте работают волонтеры? Или клуб им платит?
– Люди, которые работают на этом проекте, получают зарплату. Но деньги выделяет не клуб: две трети финансирования поступают от государства, одна треть от Футбольного союза. В нашей стране это обычная практика. Такие же социальные службы работают с болельщиками почти каждого клуба в Германии.
– Чем занимаетесь вы? Помогаете согласовать баннеры с полицией, как в России?
– В Германии не полиция, а клуб решает, что можно, а что нельзя проносить на стадион. Задачи у меня примерно такие же, как и у независимого проекта поддержки фанатов, разница в том, что я работаю внутри системы клуба. Они же клубу не подчиняются и располагаются в собственном офисе. Пожалуй, организацией выездов они занимаются в большей степени, чем я. В мои обязанности входит поддержание непосредственного контакта с нашими болельщиками.
– Вас поддерживает в основном район Санкт-Паули?
– Люди приезжают на наш стадион из самых разных мест. Большинство, конечно, живет недалеко от стадиона. Но многие приезжают из других районов Гамбурга и частей Северной Германии. Есть у нас и держатели абонементов из Англии, Швейцарии и других стран.
– Вы что-то делали для привлечения иностранных болельщиков?
– Клуб никаких специальных акций для этого не предпринимал. Люди приезжают на матчи из других стран абсолютно самостоятельно. Наш клуб в особенной рекламе не нуждается.
– Много ли сезонных абонементов продает клуб?
– Большинство наших болельщиков ходят на стадион регулярно. К сожалению, при вместимости арены 24 500 человек мы можем продавать только 15 000 абонементов. Будем продавать больше, когда закончится реконструкция стадиона. По нашим оценкам, «Санкт-Паули» в состоянии продавать 30-40 тысяч сезонных абонементов, потенциал здесь очень высокий.
– Есть ли на стадионе бизнес-ложи?
– На новых трибунах, которые мы построили на нашем стадионе, расположены 33 бизнес-ложи: 11 на южной, и 22 на центральной. Они также всегда выкуплены. Многие болельщики были очень недовольны тем, что у нас появились ложи – они не любят то, что ассоциируется с современными бизнес-процессами в футболе. «Мы не хотим видеть здесь этих богатых ублюдков», – говорили фанаты. Нам пришлось объяснять им, что эти люди нам тоже нужны на стадионе, они позволяют клубу выживать. Кроме того, мы нашли компромисс, оставив фанатам три стоячих сектора, цены на билеты в которые остаются низкими. Ни на одном реконструированном стадионе такого нет.
– Ложи появились с выходом в высший дивизион?
– Строительство новой южной трибуны было закончено еще до выхода в первую Бундеслигу. Тогда уже появились первые ложи.
– Правда ли, что раньше игроки «Санкт-Паули» приглашали людей прийти на матч прямо на улицах?
– Это легенда. Желающих попасть на матч столько, что нам вообще не нужно предпринимать никаких действий, чтобы привлечь кого-то на трибуны.
– То есть вам не приходится выезжать в школы в надежде привлечь юных болельщиков?
– Мы работаем в школах. Просто у нас при этом другие задачи. Для нас это в чистом виде социальная работа. Когда наши игроки выезжают к детям, они и клуб идут на это просто потому, что мы хорошие парни. Это не является вербовкой новых болельщиков, которые когда-нибудь вернут нам затраты, купив билет. Мы не занимаемся никакой оценкой целевой аудитории или чем-то подобным – зачем?
– Санкт-Паули сам по себе район известный…
– В Гамбурге Санкт-Паули хорошо известен благодаря району красных фонарей, знаменитому Риппербану. Здесь же находятся лучшие музыкальные клубы. В общем, что-то вроде лондонского Сохо в прежние времена. Но это в то же время нормальный жилой район, просто мультикультурный. В Санкт-Паули ощущается многовековое влияние порта, расположенного поблизости. А в Германии мы обычно говорим, что футбольный клуб – зеркало района.
– Неудивительно, что клуб так популярен в артистических кругах. В футболках с логотипом клубам выступают Asian Dub Foundation и KMFDM…
– Нам повезло, что среди фанатов «Санкт-Паули» много музыкантов и целые рок-группы. В 80-е в районе было много сквотов, сейчас здесь по-прежнему много клубов, в которых играют альтернативную музыку. 20 лет назад многие, тогда еще никому не известные, рокеры приезжали сюда жить и начинали ходить на футбол вместе с местными. Теперь некоторые прославились, попали на телевидение, стали популярными, вернувшись в свои страны. Здорово, что они остались нашими болельщиками! В мае мы отмечали столетие клуба, проводили концерт на стадионе. Было продано 20 000 билетов. При этом все участники были фанатами клуба, и платить ни одной группе нам не пришлось.
– Просто сами прилетели и сыграли?
– Все говорили, что для них сыграть на этом празднике большая честь. Например, Panteón Rococó – популярная мексиканская рок-группа, на каждом концерте в любой точке мира вывешивает флаг нашего клуба. Конечно, они были рады прилететь в Гамбург и сыграть для наших болельщиков. Приехали группы из Шотландии, Италии и, конечно, со всей Германии.
– Я слышал, когда «Санкт-Паули» забивает гол, всегда играет одна и та же песня…
– Да, всегда играет Song Number Two. Конечно, мы ничего за это Blur не платили.
– Вы часто проводите концерты на стадионе?
– Нет-нет, очень редко! Конечно, многие были бы рады приходить на стадион в неигровые дни. Но мы не хотим убивать футбольное поле. Кроме того, в Германии довольно строгие законы относительно соблюдения тишины. Наш стадион находится в обычном жилом районе, вокруг живут обычные люди. Так что часто шуметь по вечерам нам никто не разрешит.
– В каких отношениях находится футбольный клуб «Санкт-Паули» с одноименными командами других видов спорта?
– Существует одна организация ФК «Санкт-Паули», внутри которой есть департаменты, которые занимаются командами по футболу, гандболу, велоспорту, регби, настольному теннису, боксу, шахматам и т.д. Всех видов спорта, которые поддерживает клуб, я просто не вспомню. Из тех 13 000 членов клуба, о которых я говорил, примерно 8 000 – футбольные болельщики. Остальные интересуются другими видами спорта. Член клуба, болеющий за гандбольную команду, тоже голосует за или против кандидатуры президента.
– То есть в вашем районе за счет футбола развиваются и другие виды?
– Предполагается, что все департаменты должны быть финансово независимыми. Но трудно представить, что шахматная команда сумеет себя окупить. Тем более, что все команды, кроме футбольной, любительские. Так что футбольный клуб, конечно, всем им помогает.
– Не волнуетесь по поводу предстоящего дерби?
– Мы очень ждем воскресенья. Это первое дерби на нашем стадионе. При этом фанаты «Гамбурга» могут только проиграть, а мы можем только выиграть, поскольку все ждут победы именно «Гамбурга». Но в целом в городе ощущается некоторая нервозность.
– Повышенные меры безопасности?
– Придется вызвать больше стюардов. И, к сожалению, полиция запретила продажу алкоголя на этом матче. Это происходит во время так называемых «игр высокой степени риска». Такое уже бывало, хотя и нечасто, например, во время матчей с «Ростоком» и некоторыми другими командами.
– Полиция тоже стянет к стадиону больше сил?
– В Германии полиция присутствует и на самом стадионе. Но в случае, когда что-то происходит на трибунах, первыми разобраться в ситуации должны стюарды и служба безопасности клуба. Только если они не справляются, полицейские входят на сектор. В принципе полицейских туда должны вызвать клубные секьюрити. Когда на стадионе случается небольшая драка, обычно достаточно сотрудников службы безопасности, которые приказывают зрителям прекратить. Конечно, прекратить серьезные беспорядки, не имея ни оружия, ни дубинок, стюарды не могут, это уже дело полиции.
– У «Санкт-Паули» отличный интернет-магазин, кто занимается мерчендайзингом? Специальный отдел клуба?
– Интернет-магазин и вообще права на мерчендайзинг клубу не принадлежат. Право производить и продавать атрибутику было продано отдельной компании в 2003, когда мы оказались на грани банкротства. Они выплачивают небольшую фиксированную сумму ежегодно, а также довольно скромный процент с каждой проданной вещи. Если вы покупаете футболку за 20 евро, примерно 3 евро отходят «Санкт-Паули». Ни за производство, ни за формирование коллекции клуб не отвечает, но я знаю, что в компании, которая этим занимается, работает немало наших фанатов.
– А как вы сами оказались в клубе?
– В 89-м году сформировалась группа болельщиков, выступавшая против плана строительства нового стадиона. Проект был действительно довольно странным, и нам он здорово не понравился. Мы провели такое количество акций, что клуб в итоге от этих планов отказался. Тогда же начал выходить наш первый фан-зин. На тот момент в Гамбурге уже существовал проект работы с фанатами, правда, они контактировали только с болельщиками «Гамбург СВ», а здесь было решено, что с «Санкт-Паули» тоже нужно работать. Эта идея посетила и тогдашнего вице-президента клуба. В итоге мне предложили работать в структуре клуба. К сожалению, на тот момент я был безработным, так что времени у меня хватало, и я решил попробовать. Тогда я был совсем один. Сейчас, кроме меня, есть еще четыре социальных работника, о которых я говорил. Ну и время от времени к нам присоединяются волонтеры.
– Похоже на работу мечты…
– Конечно, это не так. Спросите любого человека с похожей историей, и он вам ответит, что превращая нечто очень личное в работу, теряешь большую часть прежней радости. Это уже совсем другое.
http://www.sports.ru/tribuna/blogs/afaultras/112865.html
http://www.rottentomatoes.com/celebrity/1142704-sid_vicious/pictures/?type=flixster&imageCount=16&rtImageCount=0
http://www.youtube.com/watch?v=gKCtcLZmpo4